Основываясь на понимании механизма адаптации ребенка, разлученного с семьей, далее нами будут рассмотрены условия и факторы адаптации ребенка в системе патронатного воспитания.
Специфика адаптации ребенка — социального сироты в системе патронатного воспитания состоит в том, что факторы и условия адаптации ребенка в новой семье должны определяться с учетом взаимного влияния ребенка и семьи при участии службы сопровождения ребенка и семьи. Создаваемые условия должны в первую очередь быть направлены на обеспечение механизма адаптации — формирование новых привязанностей и установления теплых принимающих отношений между ребенком и его патронатными воспитателями.
Основным условием адаптации является помещение ребенка в новую семью. Поэтому необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая не допускала бы самой возможности институализации ребенка и (или) его длительного проживания в детском сиротском учреждении.
Для создания такой системы необходимо разработать социально-педагогическое обеспечение адаптации детей — социальных сирот: нормативно-правовое, организационное и программное обеспечение работы по защите прав детей, применение которых обеспечивает создание условий, факторов и организационных мероприятий, необходимых для обеспечения их адаптации . Совместно с рассмотренными выше механизмами адаптации оно и формирует педагогические основы адаптации, рассматриваемые в данной работе.
Под условиями адаптации в исследовании понимается совокупность социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических и правовых условий, которые необходимо обеспечить для того, чтобы адаптация была успешной.
Как было показано во введении, актуальность нашего исследования детерминирована обострением в теории и практике воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, целого ряда противоречий. Для их разрешения необходим системный подход для создания новой системы социально-педагогической помощи ребенку:
— формирование новых ценностных ориентировок и принципов в работе по опеке и попечительству, основанных на безусловном приоритете семейного воспитания и ценности семьи для ребенка;
— реформирование всей работы по опеке и попечительству;
— смена управленческих подходов в работе этих органов и применение процессного подхода к управлению;
— выделение социально-педагогических процессов в работе этих органов;
— разработка новых практико-ориентированных социально-педагогических технологий, обеспечивающих реализацию этих процессов, и новой формы устройства таких детей — патронатного воспитания, дающей правовой механизм широкого распространения семейного воспитания и применения указанных технологий и процессов;
— определение необходимых условий и факторов, определяющих успешность социально-педагогической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;
— проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения данных условий и подходов.
Решение этих задач в полном объеме выходит за рамки данного исследования. Здесь же мы остановимся лишь на основных условиях и факторах адаптации детей-сирот и необходимом обеспечении процесса адаптации.
1. Правовые условия адаптации.
Обеспечение приоритетности помещения ребенка в семью означает изменение процесса принятия решений о судьбе ребенка — социального сироты, что в свою очередь означает создание новой модели работы по опеке и попечительству. Мы предлагаем использовать принципы процессного управления 1 и планирование попечения 2, что означает выделение ключевых процессов(этапов и видов работ) в работе по опеке и попечительству и переход от одного процесса к другому только через проведение комплексных оценок потребностей ребенка, способности его родителей удовлетворить эти потребности и факторов социума (оценка и пересмотр планов помощи и защиты прав детей). В основу новой модели работы органов опеки нами положено возложение органом опеки и попечительства той или иной работы на уполномоченные службы (организации, учреждения). Наряду с инспектором по охране детства полномочия может получить детский дом, приют, или какой-либо центр помощи семье и детям. Этот подход определяется существующим в настоящее время правовым статусом органов опеки и попечительства как органов местного самоуправления (Ст. 34 Гражданского кодекса РФ). В случае изменения данной позиции Гражданского кодекса, суть модели не меняется: для эффективной защиты прав ребенка требуется выделение ключевых процессов в работе органа опеки и наличие организованной системы служб, профессионально и качественно обеспечивающей выполнение этих процессов. Предлагаемый процесс имеет вид цепочки последовательных действий по защите прав и законных интересов детей:
1. Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Первичное обследование детей/ их семей для планирования форм защиты.
3. Составление плана обеспечения безопасности ребенка.
4. Осуществление социального патроната над ребенком в семье.
5. Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.
6. Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью, с возвратом ребенка в семью (если он был изъят).
7. Постоянное устройство ребенка в семью при невозможности возврата в кровную семью.
На любом этапе возможен возврат ребенка в кровную семью. Процесс завершается либо снятием кровной семьи с учета в органах опеки и попечительства, либо усыновлением ребенка. Работа уполномоченных служб должна быть скоординирована через процесс планирования попечения над ребенком и основываться на гуманистическом и личностно-ориентированном подходе, быть нацеленной на решение главной задачи — обеспечение нормального развития ребенка. Для этого она должна представлять собой систему, включающую в себя ребенка, его родителей, специалистов уполномоченных служб и фактических воспитателей ребенка. Такой правовой системой является система патронатного воспитания.
Возникает также необходимость смены системы критериев оценки эффективности работы по опеке и попечительству. В работе установлен рейтинговый список критериев оценки эффективности работы органа опеки и попечительства и его уполномоченных учреждений (составлен на основе данных, полученных автором при опросе специалистов из 22 регионов России):
Для обеспечения процессного подхода необходимо законодательное закрепление следующих сформулированных нами положений:
Законодательное закрепление патронатного воспитания и уполномоченных учреждений органов опеки и попечительства и других указанных позиций в законодательстве (региональном или федеральном) создаст правовые условия для помещения ребенка в семью, т.е. их можно рассматривать как правовые условия обеспечения адаптации ребенка.
2. Социально-педагогические условия адаптации. Система патронатного воспитания.
Социально-педагогическими условиями адаптации является создание семейной среды для воспитания ребенка на всех этапах государственной опеки над ним, а именно: создание семейной воспитательной среды в учреждении, обеспечивающей создание со-бытийной общности детей и «социальных родителей» (постоянно проживающих с детьми воспитателей), позволяющей подготовить ребенка к дальнейшему устройству в семью, и обязательное дальнейшее помещение ребенка на воспитание в патронатную семью. Во второй главе данное теоретическое положение будет нами продемонстрировано как результат опытно-экспериментальной работы.
Нами вводится новая форма устройства ребенка - социального сироты в семью — патронатное воспитание, осуществляемое на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем.
Патронатное воспитание является новой педагогической системой , на основе которой и сделана попытка построить новую модель организации работы по опеке и попечительству над детьми. Под педагогической системой понимается «устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Педагогическая система всегда технологична. Системообразующими компонентами системы являются применяемые технологии воспитательного процесса. Педагогическая система остается устойчивой при изменениях. Но если из системы удалить часть компонентов, система перестает существовать».
Патронатное воспитание представляет собой новую педагогическуюсистему — систему социально-педагогической деятельности и взаимодействия педагогов и междисциплинарных групп специалистов (социальных педагогов, психологов, врачей и других), патронатной семьи, кровных родителей ребенка, обеспечивающую адаптацию и защиту прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его помещении в патронатную семью и включающую в себя:
— реабилитационно-воспитательную технологию работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;
— технологию отбора и подготовки граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.
Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута.
Патронатное воспитание это и форма устройства детей в семью. Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем. Это является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.
Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью:
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:
4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.
— семьи с небольшим официальным доходом;
— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
— пожилые или очень молодые люди.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей. Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью. Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически. Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).
На основании зарубежного опыта фостеровских семей 3, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания.
При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная 4.
С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.
В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.
Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка). Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства.
Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.
Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагогическую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педагогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.
Программно-методическое обеспечение патронатного воспитания и работы по устройству детей в семью дается нами в публикациях (9).
3. Психолого-педагогические условия адаптации.
Таковыми условиями являются проверяемые далее в ходе опытно-экспериментальной работы ряд технологий патронатного воспитания: система комплексного социально-педагогического сопровождения ребенка и патронатной семьи, предполагающего планирование и мониторинг развития ребенка, динамическую оценку потребностей ребенка и выработку путей их удовлетворения, наличие методик:
- подготовки ребенкак устройству в семью,
- оценки и подготовки семей к приему ребенка,
- наличие методик работы с кровными родителями ребенка, направленных на проработку отношений ребенка к прошлому, настоящему и будущему, либо возврату домой,
- последующая помощь ребенку и патронатной семье.
Результаты опытно-экспериментальной проверки данного положения дается в главе 2.
4. Организационно-педагогические условия адаптации. Учреждение патронатного воспитания.
Для внедрения патронатного воспитания и его технологий необходимо создание организационно-педагогических форм для их реализации.
Таковым является учреждение патронатного воспитания — учреждение для детей — социальных сирот, имеющее в своей структуре службу реабилитации, службу по устройству детей на воспитание в семью, службу по работе с кровными родителями и службу социально-правовой защиты детей, п рименение процессного подхода к управлению системой опеки и попечительства, выстраивание единого процесса работы с ребенком, на всех этапах работы с ним органов опеки и попечительства, иных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — от момента выявления семейного кризиса до снятия попечения, либо усыновления ребенка, введение в практику планирования попечения над ребенком, применение комплексного сопровождения и мониторинга и контроля развития ребенка, определяющих способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации.
Научно-практические разработки и опытно-экспериментальная работа, проведенная автором с 1994 по 2004г на базе детского дома № 19 позволила создать модель такого уполномоченного учреждения органа опеки и попечительства — образовательного учреждения нового вида, предоставляющего патронатное воспитание и разработать и проверить на практике основные технологии работы:
В исследовании намисформулирована концепция, цели задачи, структура, рассмотрено содержание деятельности учреждения нового вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — учреждения патронатного воспитания, которое стало организационной формой реализации системы патронатного воспитания. Организационной основой адаптации ребенка-сироты является создание учреждений такого вида и придание им статуса уполномоченных учреждений органа опеки и попечительства.
Существенными отличиями учреждения патронатного воспитания от обычного сиротского учреждения является тот факт, что учреждение патронатного воспитания является уполномоченным учреждением органа опеки и попечительства и имеет полномочия органа опеки и попечительства на осуществление устройства ребенка на патронатное воспитание последующей работы с ним. Вторая особенность такого учреждения состоит в сохранении учреждением части функций по законному представительству интересов ребенка, переданного на патронатное воспитание, в соответствии с договором, заключенным с патронатным воспитателем: права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между учреждением и патронатным воспитателем в соответствии с этим договором. Это создает правовой механизм для эффективного взаимодействия учреждения и патронатного воспитателя.
Практическая реализация этой идеи на базе детского дома № 19 г. Москвы и ряда подобных учреждений в 13 регионах России показали, что для перевода учреждения для детей-сирот обычного вида в такое уполномоченное учреждение патронатного воспитания не требуется дополнительных средств, а напротив, средства государственного бюджета можно сэкономить на 37,5%, получив при этом заметный социально-педагогический эффект.
1 Ильдеменов С.В. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 160с.
2 The Children Act 1989. Guidance and Regulations. Vol.3 Family Placements, — HMSO, 1991.
3 The Children Act 1989. Guidance and Regulations. Vol.3 Family Placements, — HMSO, 1991. ; Berridge D. Foster care: A research review. — London: The Stationery Office, 1977; Hill M. Signposts in Fostering. Policy, practice and research issues. — London: BAAF, 1999. — 380p.; Lowe M. Will Foster Care survive the 1990 th. // NFCA Foster Care for Decade — London, NFCA, 1990.
4 Терновская М.Ф., Е.В.Бухман, Н.В.Избуцкая, В.Э.Сулейманова. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуски 1-7 — М.: Квадрум, 2002.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.