13 Лет
Вот уже 13 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Опыт детского дома «Наша семья»

Комментарии специалистов о работе
детского дома № 19 «Наша семья»

В 1994 г. в Центральном учебном округе города Москвы был открыт детский дом № 19 «Наша семья» - первый в России детский дом, предоставляющий патронатное воспитание.

Фактическая работа детского дома началась в 1996 г. c утверждения устава, предусматривающего устройство детей – воспитанников детского дома на патронатное воспитание в семьи воспитателей детского дома.

В 1999г. Префектура ЦАО и Центральное окружное управление образования выделило вновь построенное здание, в котором разместились новые службы – приемное отделение и реабилитационная группа. Сюда же переехали выросшие за 4 года работы проекта социальные службы и служба реабилитации.

В 2001 г. был принят Закон г. Москвы, регулирующий патронатное воспитание и создание уполномоченных служб органов опеки и попечительства, в том числе и по устройству детей на воспитание в семью. Закон также предусматривал проведение профилактической работы с кризисными семьями с целью их реабилитации и сохранения семьи для ребенка (работу по социальному патронату).

Таким образом, начиная с 2001г., в детском доме проводится работа по устройству на патронатное воспитание в семью детей, нуждающихся в государственной защите (термин установлен законом г. Москвы и является объединяющим для категорий детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей в социально опасном положении).

Учреждение и 6 органов опеки и попечительства, расположенные в Центральном административном округе г. Москвы, заключили договора о муниципальном заказе, согласно которым детский дом становится их уполномоченной организацией по устройству детей, нуждающихся в государственной защите, и выявленных на данной территории, в семьи на патронатное воспитание. Детскому дому также поручалась работа по социальному патронату детей, проживающих в кризисных семьях в ЦАО, с целью проведения обследования таких семей и работы с ними по нормализации их жизни и сохранения их для ребенка.

За 10 лет работы через проект прошло около 300 детей. Также получили помощь еще около 60 детей, проживающих в неблагополучных кровных семьях.

Этот эксперимент позволил создать модель уполномоченного учреждения органа опеки и попечительства, предоставляющего патронатное воспитание и отработать основные технологии работы:

службы социально – реабилитационного сопровождения ребенка и семей при помещении ребенка на патронатное воспитание,

службы по устройству ребенка в семью,

службы социального патроната и планирования попечения.

В создании модели приняли участие: Центральное окружное управление образования, Министерство образования России, ведущие специалисты Англии и США, а также весь коллектив детского дома и специалисты Центра «Наша семья», созданного при детском доме (НПО).

Целью такого учреждения является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство ребенка на воспитание в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).

Детский дом как уполномоченная организация органа опеки и попечительства имеет следующую структуру:

1. Стационарные группы детского дома:

1. приемное отделение

2. реабилитационная группа по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья)

3. социальная семья по подготовке подростков к самостоятельной жизни.

2. Социальная служба по работе с детьми отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях.

3. Служба социального патроната организует профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими на территории данного муниципалитета Центрального округа г. Москвы. Работа проводится с теми семьями, в которых имеется угроза жизни, здоровью ребенка, его нормальному развитию и имеется опасность изъятия ребенка из семьи. Также данная служба работает с родителями тех детей, которые уже изъяты из семьи и помещены в проект с целью возврата детей домой.

4.Служба юридической помощи осуществляет защиту интересов воспитанников и консультирует семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, проживающие на территории ЦАО.

5. Служба по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание) информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, дальнейшее сопровождение семей.

6.Реабилитационная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы создана медицинская и психологическая детская службы.

Такая структура учреждения позволяет профессионально обеспечить реализацию всех процессов в деятельности органа опеки и попечительства по осуществлению планирования попечения над ребенком.

Орган опеки может задействовать специалистов профессиональных служб своего уполномоченного учреждения как на этапе выявления и оценки неблагополучия в семье, так и при работе с этой семьей с целью ее реабилитации, а затем, на этапах временного изъятия и устройства ребенка или при необходимости его постоянного устройства в семью.

Материалы по патронатному воспитанию, представленные в данном сайте Минобрнауки, разработаны на основе итогов работы детского дома № 19 и обобщены специалистами Центра «Наша семья». По итогам научной работы защищена 1 кандидатская диссертация и подготовлены к защите еще 3 работы.

В данном разделе мы очертим лишь круг задач и итогов работы проекта. Основные результаты и разработки Вы найдете в разделе, посвященном патронатному воспитанию и психологическим аспектам семейного устройства детей.

В системе патронатного воспитания особое место занимает контроль (мониторинг) здоровья и развития детей. В связи с тем, что ребенок, изъятый из семьи и помещенный в детский дом, через какое-то время передается на воспитание в патронатную семью, контроль за его здоровьем и определение наиболее эффективных форм развития, как физического, так умственного и эмоционального, приобретает первостепенное значение.

Формой коллективной оценки эффективности развития ребенка и применяемых мер является консилиум, коллегиальный орган, в результате деятельности которого вырабатывается решение об успешности развития ребенка во всех областях жизни в детском доме или семье, выявляются проблемы и пути их решения. На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана по организации повседневной жизни ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно – реабилитационных действий.

Все эти годы проводится мониторинг динамики развития воспитанников по следующим показателям: Физическое здоровье (степень физического развития, моторных функций, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень выраженности , стадия, частота рецидивов, длительность ремиссий, наличие или отсутствие неврологических заболеваний, частота простудных заболеваний в течение года, а также совокупность всех этих факторов), психическое здоровье (уровень психического развития, степень задержки психического развития), невротические проявления (энурез, заикание, нервные тики, астма, тремор рук, аффективные вспышки, ночные кошмары, дезорганизация деятельности), самовосприятие (знание ребенка о себе, своем прошлом, способность к внутреннему самоотчету, самопринятие), социальная адаптация (агрессия, замкнутость, нарушения речевого общения, незнание норм поведения, отсутствие навыков самообслуживания, воровство, школьная дезадаптация, отсутствие игровых навыков), школьная дезадаптация (школьная мотивация, сформированность познавательность интересов, уровень знаний, умений и навыков.), развитие речи .

Самое тяжелое состояние при поступлении в детский дом дети имеют по физическому здоровью и развитию познавательной сферы, школьной адаптации, далее – невротические проявления , психическое здоровье, социальная адаптация, речевое развитие , самовосприятие . В настоящее время (после пребывания ребенка в проекте от года и более) улучшения составили почти 100%, т.е. все дети перешли в группу, имеющих незначительные отклонения в развитии или норму.

Анализ динамики выделенных показателей по времени реабилитационного воздействия показывает, что наиболее успешно преодолевается школьная и социальная дезадаптация, причем основные изменения происходят до помещения ребенка в семью.

Следующими по динамичности являются: физическое здоровье, невротический статус, развитие речи, самовосприятие. Труднее всего поддаются коррекции отклонения в психическом здоровье. Невротические проявления являются результатом плохого обращения с ребенком в семье, а также показателем высокой тревожности ребенка вследствие разрыва с семьей. В настоящее время полностью эти проявления исчезли у 58% детей, редкие невротические проявления – у 31%, средняя степень осталась у 11% воспитанников, что показывает эмоциональное выравнивание и стабилизацию психики детей.

Нарушения в социальной адаптации при поступлении в детский дом выражаются в отсутствии у детей адекватных знаний об окружающем мире, норм поведения, навыков самообслуживания, причем проявления этих нарушений значительные.

В настоящий момент социально – адаптированы (уровень нормы)- 65% воспитанников, минимальные нарушения остались у 23%, нарушения средней степени – у 9%. Тяжелые нарушения компенсированы.

Центральной задачей реабилитационной работы является создание в детском доме условий и воздействий психотерапевтического характера, ориентированных на детей с проблемами в эмоциональном развитии, чтобы предотвратить переход недостатков эмоционального развития в нарушения поведения ребенка.

Особое значение уделяется определению лучшего варианта устройства ребенка: или возможности для ребенка помещения в семью, минуя детский дом или определение его в реабилитационную группу стационара. Как показывает наш опыт, от 50% до 70% детей нуждаются в коррекционно-реабилитационной помощи в стенах учреждения, чтобы адаптация в семье прошла быстрее, а дальнейшая жизнь в ней была успешной.

Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме № 19

  • Устройство на длительный срок.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению).
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание.
  • Устройство детей-инвалидов.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода либо периодически на небольшое количество дней) с целью проведения оценки состояния здоровья, психологических особенностей и развития ребенка.
  • Сейчас соотношение патронатных воспитателей, принимающих детей на долгосрочное и краткосрочное размещение равно 4:1.
  • Патронатный воспитатель:
  • получает трудовой стаж, социальные гарантии
  • получает зарплату и пособие на ребенка, за которое предоставляет отчет
  • совместно с сотрудниками детского дома решает проблемы воспитания ребенка: в случае необходимости приводит ребенка к детскому психологу, посещает «взрослого» психолога, посещает «родительские университеты» и пр.
  • повышает профессиональный уровень и развивает родительские компетенции
  • вступает в новый круг общения.

Социальными работниками детского дома проводится работа по социальному патронату .

Орган опеки и попечительства устанавливает социальный патронат над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи, дети в такой семье должны быть признаны нуждающимися в государственной защите.

Цель профилактической работы социальной службы в этих случаях – обеспечение безопасности ребенка, предотвращение алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи, обеспечение стабильности изменений в семье.

Некоторые итоги работы Детского дома № 19

  • За 10 лет работы в детский дом было направлено около 250 детей
  • За время пребывания в проекте (в реабилитационной группе и в семьях) происходит практически 100% нормализация развития детей.
  • Всего за время работы проекта «Наша семья» было зафиксировано 5500 звонков от людей, интересовавшихся приемом ребенка в семью, проведено 662 индивидуальных интервью, 42 группы тренинга, в которых прошло обучение 373 семьи. Часть кандидатов после прохождения тренинга изменили свои намерения и отказались от решения брать ребенка, у некоторых изменились обстоятельства. Не дождавшись ребенка в нашем проекте, некоторые (есть данные о 32 семьях) взяли детей в других детских учреждениях.
  • Всего: на долгосрочное воспитание взяли детей 126 семей (из них в 6 семьях есть дети на краткосрочном патронате), на краткосрочное – 44 семьи.
  • Сейчас всего семей 86. Из них: 83 – долгосрочный патронат (из них в 2-ух семьях есть еще и краткосрочный патронат) и 3 семьи только краткосрочный патронат. На краткосрочном патронате было 70 детей в 43 семьях. Сейчас на краткосрочном воспитании находится 11 детей в 5 семьях.
  • Вырастили 19 детей из 17 семей, из них покинули патронат 13 семей.
  • Усыновили 26 детей 21 семья (из них четыре зарубежных усыновлений детей- инвалидов). Взяли под опеку 7 детей 7 семей
  • Расторгли договор 23 семьи (15 семей покинули патронат, 6 продолжили работать, 1 семья ожидает ребенка). Из них:
  • Расторжение договора по инициативе службы – 8.
  • Расторжение по инициативе семьи - 11
  • Расторжение по инициативе ребенка - 4

В настоящее время в штате состоит 86 патронатных воспитателей.

В режиме пассивного ожидания (т.е. не получили отказа от нас и не отказались сами) находится 18 семей. В активном резерве (ждут звонка, чтобы начать знакомство с ребенком) состоит 21 семья.

  • Совместно с Центром «Наша семья» и под эгидой Министерства образования разработана и апробирована методическая документация для работы по патронату.
  • Разработан проект Федерального Закона Российской Федерации О минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей (и разработанные на его основе поправки в Семейный Кодекс РФ)
  • Проект аналогичного Закона Субъекта Российской Федерации
  • Проект Положения О патронатном воспитании
  • Обоснование принятия Федерального Закона Российской Федерации о минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении детей.
  • Пакет рабочих форм «Воспитание детей» для деятельности органов опеки и попечительства по планированию попечения над детьми, контролю эффективности мероприятий по защите прав ребенка, оценке состояния развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства.
  • Программа переподготовки социальных работников для работы в уполномоченных службах органов опеки и попечительства по устройству детей на воспитание в семьи и по социальному патронату.
  • Программа подготовки патронатных воспитателей и усыновителей.
  • Модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству для муниципального образования
  • Модель организации и деятельности учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите, предоставляющего патронатное воспитание.
  • В результате реализации намеченной системы воспитательных воздействий, осуществляемых в общем контексте идей по созданию модели нового вида образовательного учреждения для детей-сирот, созданы реальные условия, что:
  • у каждого ребенка в проекте реализовано право жить и воспитываться в семье;
  • ему предоставлено индивидуальное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого осуществлена защита прав ребенка, предоставлена необходимая медицинская помощь, простроен образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными потребностями;
  • в организованной коллективной деятельности происходит расширение и обогащение его социально- бытового опыта, познавательных интересов;
  • процессы социальной адаптации проходят по типу семейных детей, исчезает необходимость постинтернатной адаптации.

Наиболее важными выводами из опыта детского дома № 19 являются:

- опыт работы доказал эффективность разработанной модели организации работы по опеке и попечительству, включающей процессное управлении и планирование попечения и создание уполномоченных организаций органа опеки для профессионального обеспечения работы с ребенком на различных этапах;

- такая организация работы позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку- как временно, так и на длительный срок - до совершеннолетия;

- в таком учреждении проводится работа по сохранению ребенка в биологической семье, проводится реабилитация семьи и дети возвращаются домой;

- те дети, которых не удается возвратить родителям, помещаются на воспитание в семьи, в результате чего дети перестают пополнять банк данных детей – сирот;

- при такой системе организации помощи ребенку и семье происходит практически полная нормализация развития ребенка, что является основным результатом работы служб сопровождения и семьи;

- социально – экономическая эффективность модели: бюджет такого учреждения патронатного воспитания (уполномоченной службы органа опеки по устройству детей в семью) на 37% меньше, чем бюджет обычного детского дома;

- разработаны программы подготовки и оценки семей, желающих взять детей на воспитание;

- разработаны программы переподготовки кадров для этих служб.

Деятельность детского дома была высоко оценена комитетом Московской городской Думы, а также независимыми экспертами ЮНИСЕФ в 1999г.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», - говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Новости

Все новости

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей