14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Информационно-справочные материалы

 

  1. Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей (по данным формы статистического наблюдения № 103-рик по состоянию на конец года)

Таблица 1

 

 

2011

2012

2013

2014

 

Сравнение 2014 и 2013 года,

%

2015

Сравнение 2014 и 2015 года,

%

2016

 

Численность выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год

82177

74724

68770

61621

-10,4

58168

-5,6

57290 

 

Численность детей, переданных на семейные формы устройства, всего:

67543

61428

62973

64010

1,6

59355

-7,3

54119

 

под опеку (попечительство), всего

56704

52259

54728

56356

3,0

52706

-6,4

48771

 

на безвозмездную форму опеки (попечительства), из них :

40779

37264

34954

32892

-5,9

30070

-8,5

29048

 

детей-инвалидов

624

558

686

580

-15,5

601

3,6

656

 

на возмездную форму опеки (попечительства), из них:

15925

14995

19774

23464

18,7

22636

-3,5

19723

 

детей-инвалидов

412

384

715

963

34,7

1158

20,2

1001

 

по договору о приемной семье

13766

13055

17740

21264

19,9

20707

-2,6

17991

 

детей-инвалидов

345

333

644

870

35,1

1081

24,2

959

 

на другие семейные формы (патронатное

воспитание, в случаях, предусмотренныхзаконами субъектов Российской Федерации), из них:

229

249

395

403

2,0

286

-29

181

 

детей-инвалидов

1

20

6

15

150,0

9

-40

7

 

на усыновление,   всего

10839

9169

8245

7654

-7,2

6649

-13

5348

 

российскими гражданами, из них:

7434

6565

6757

6616

-2,1

5903

-10,7

4862

 

детей-инвалидов

38

29

64

123

92,2

144

17

136

 

иностранными гражданами, из них:

3405

2604

1488

1038

-30,2

746

-29

486

 

детей-инвалидов

176

171

68

83

22,1

77

-7,2

70

 

Число детей, находящихся под предварительной опекой конец  года

 

 

5426

7492

38

8272

10,4

8426

 

Численность детей, которые были возвращены родителям из вновь выявленных

8632

7380

6366

5096

19,9

3 273

-35

3069

 

Численность детей, которые возвращены родителям в течение году, всего:*

 

 

 

14561

-

10023

-31

10454

 

из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

4341

-

3089

-28,8

3545

 

из числа переданных на семейные формы устройства

 

 

 

9365

-

6030

 

-35,6

6504

 

Сумма численности детей, устроенных на воспитание в замещающие семьи, находящихся под предварительной опекой на конец  года и возвращенных биологическим родителям из организаций для детей-сирот

 

70920

74134

75843

-

70716

-6,8

66090

 

Число детей, состоящих на учете в региональном банке данных на конец года

128795

120790

107886

87604

-18,8

70836

-19

58972

 

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец года в субъекте Российской Федерации (в том числе усыновленных)

654135

643757

628738

621774

-1,1

597502

-3,9

579360

 

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец года в субъекте Российской Федерации (без учета усыновленных)

 

 

501023

493071

-1,6

481921

-2,3

466375

 

Численность  детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях (в т.ч. усыновленных)

522697

517593

520672

531613

2,1

554075

4,2

546584

 

Численность  детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях (без учета усыновленных)

 

 

396849

407486

2,7

409897

0,6

406247

 

Численность усыновленных детей, состоящих на учете

 

 

123823

124127

0,2

115581

-6,8

112985

 

Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

105688

103027

88735

72151

-18,7

60162

-16,6

51693

 

 

Численность детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение

20022

18323

15439

13434

-13,0

9454

-29,6

6794

 

Численность детей, которые находятся в бегах, учреждениях закрытого типа системы образования, учреждениях исполнения наказания и других учреждениях, не относящихся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

5897

4576

-22,4

-

-

-

 

Численность детей, от которых матери отказались при рождении

 

 

6234

5757

4983

-13,4

4396

-11

3742

 

Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или     единственный родитель

38323

33810

30532

27859

-8,7

26225

-5,8

27793

 

Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель

 

6803

7132

7353

7115

-3,2

7647

7,4

8917

 

Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей

 

4682

4632

4184

3270

-21,8

3444

5,3

3288

 

из них детей, возвращенных родителям после проведения социально-реабилитационных     мероприятий

 

 

 

1215

866

-28,7

796

-8

577

 

Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью опекаемые + усыновленные

 

6376

5853

5521

5198

-5,9

5713

9,9

5548

 

в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями обязанностей по воспитанию детей и  по причине жестокого обращения с детьми

 

933

928

841

746

-11,3

761

2

852

 

Таблица 2

 

 

2015 год

2016

1

Численность работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2015 года (образовательных)

44505

-

2

Число семей, в которых обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно по состоянию на 31 декабря 2015 года, всего:

204 516

 

194023

3

Число семей, в которых обязанности по опеке (попечительству) выполняются на возмездных условиях , в том числе приемных по состоянию на 31 декабря 2015 года

99336

103441

 

Число семей усыновителей

102 092

99544

 

Численность  детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) (без добровольно переданных)

409897

406247

 

        Из них в приемных семьях

148 466

170726

*Данные ежемесячного мониторинга

 

  1. Лишение родительских прав и отобрание детей у родителей

Государственная политика нацелена на сохранение кровной семьи  для ребенка. Приоритетной продолжает оставаться деятельность социальных служб и  органов опеки и попечительства, направленная на сохранение кровной семьи.

За последние 5 лет на 27 % уменьшилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель. Это свидетельствует о том, что мера лишения родителей их родительских прав становится крайней мерой.

За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 31 %. Данная тенденция показывает, что мера ограничения родителей в правах стала чаще использоваться в качестве профилактической и воспитательной, дающей родителям шанс сохранить ребенка в семье.

 Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 6 % увеличилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (в 2015 г. – 26 225 детей, в 2016 г. – 27 793 детей). За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 14,3 % (в 2015 г. – 7647 детей, в 2016 г. – 8 917 детей).

Анализ причин оставления ребенка без родительского попечения показывает, что основная доля причин приходится на лишение или ограничение родителей родительских прав – 65 % от общего числа детей, которые в течение года были поставлены на учет в государственный банк данных, смерть родителя (родителей) – 25 %,  согласие на усыновление – 8 %, родители неизвестны (прочерки в свидетельстве о рождении) – 2 %.

Снижение в 2016 г. на 4,5 % численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (в 2015 г. – 3 444 детей, в 2016 г. – 3288 детей), свидетельствует об активизации профилактической и просветительской  работы с семьей.

Резонансные случаи отобрания детей у родителей (так называемое изъятие ребенка из семьи) вызвали в обществе, среде специалистов большую дискуссию о правильности и достаточности существующего порядка отобрания детей, о неправомерном вмешательстве в семью.  Учитывая происходящее,  в начале 2017 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение провести  всесторонний анализ практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

По данным прокуроров субъектов Российской Федерации в 2016 г. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства отобрано более 3 тыс. детей, при этом прокурорами признаны необоснованными и незаконными 20 решений органов опеки. Факты несоблюдения порядка отобрания детей установлены прокурорами в республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Татарстан, Алтайском и Забайкальском краях, Вологодской, Кемеровской, Курганской, Оренбургской, Ростовской, Томской, Челябинской, Ярославской областях.

В соответствии с формой статистической отчетности «Отчет о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Форма «Несовершеннолетние», утвержденной приказом МВД России от 30 января 2014 г. № 57, в 2016 году в отношении 4,6 тыс. родителей принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации по инициативе органов внутренних дел, изъято из семей по указанным основаниям 7,5 тыс. детей.

При формировании указанных сведений учитываются, в том числе данные о количестве детей, которым должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 12 и пунктом 15 части первой статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»,  была оказана первая помощь.

Как правило, указанные факты имеют место в выходные и праздничные дни, когда присутствие представителя органа опеки и попечительства и подготовка соответствующих документов для отобрания ребенка, находящегося в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для его жизни и здоровья, не представлялись возможным.

О каждом случае помещения малолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», информируются органы опеки и попечительства, а также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер профилактического характера к их родителям (иным законным представителям).

За год в органы прокуратуры субъектов РФ поступило 80 жалоб на действия органов внутренний дел в связи с неправоправным «изъятием» ребенка из семьи при отсутствии факта его нахождения в социально-опасном положении, при этом 8 были признаны необоснованными. 

По данным Верховного Суда  в 2015 г. только 13 человек (из 3 444 случаев) обжаловали факт отобрания ребенка органами опеки при непосредственной угрозе жизни, в 2016 г. – 17 человек (из 3288 случаев). До суда дошли в 2015 г. – 12 человек, в 2016 г. – 14 человек. Удовлетворили иски по 2 заявлениям, и еще один отказ в удовлетворении иска был обжалован.

В 2016 г. из 41 тыс. дел о лишении родительских прав в судах было обжаловано 2 500 дел (6 %), а отменено либо изменено  467 дел (1 %).

 

 

 

  1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

В Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями является одной из мер по социальной поддержке детей-сирот и лиц из их числа.

Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа установлены 159 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В каждом субъекте РФ определен уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа. Приняты региональные нормативные правовые акты в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Так, в Санкт-Петербурге законодательно установлено пять дополнительных критериев при которых проживание в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот признается невозможным, что позволяет исключить возможность возврата лиц из числа детей-сирот в социально неблагополучную среду, из который они были изъяты будучи несовершеннолетними.

Вместе с тем в целях стимулирования регионов к исполнению указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа (далее – субсидии из федерального бюджета).

В 2011–2014 гг. объем субсидий и региональных средств составил 6 222,9 млн рублей из федерального бюджета и 26 092,7 млн руб. из регионального (2014 г.), а в 2015 г., 2016 г. и 2017 г. – 6 902, 849  млн рублей ежегодно.  В 2015 г. регионы выделили 20 362,5 млн руб.

В 2016 г., по данным субъектов Российской Федерации, на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 25 039,8 млн рублей, из них:

за счет субсидии из федерального бюджета – 6 610,0 млн рублей (95,76 % от общей суммы субсидий). В 2015 г. за счет субсидии из федерального бюджета (с учетом остатков на начало и конец 2015 г.) израсходовано 7 135,6 млн рублей, в 2014 г. – 6 039,0 млн рублей;

за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации –18 429,8 млн  рублей (в 2015 г. – 20 362,5 млн рублей, в 2014 г. – 26 092,7 млн рублей), в том числе на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений – 17 336,9 млн рублей (в 2015 г. – 17 598,8 млн рублей, в 2014 г. – 23 203,0 млн рублей).

К сожалению, не все выделенные средства субсидий осваиваются регионами. Основными  причинами неосвоения являются сложившаяся экономия по результатам проведения  конкурсных процедур, признание аукционов несостоявшимися, неисполнение заключенных государственных контрактов (расторжение государственных контрактов с застройщиками), отсутствие в субъектах Российской Федерации жилых помещений по стоимости, площади и уровню благоустроенности, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ, который существенно расширил перечень категорий граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, что привело к увеличению численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных за формирование списка, стали обращаться с заявлением о включении в их список лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и старше 23 лет, имеющие  правовые основания на обеспечение жилыми помещениями, но не состоявшие ранее на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, что привело к существеному увеличению численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми.

Численность детей-сирот и лиц из их числа (от 14 лет), включенных в список на получение жилого помещения,  по состоянию на 1 января 2017 г., составила 246 817 человек (по состоянию на 1 января 2015 г. – 216 311 человек). Из них численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения, составила 158 925 человек (на 1 января 2015 г. – 127 831 человек).

Ежегодный прирост численности детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, составляет в среднем 12 тыс. человек.

В настоящее время детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза. По истечении соответствующего срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае жилое помещение может быть приватизировано и нередко случаются ситуации, когда уже к собственнику такого жилья, неспособному адаптироваться к социальной среде, проявляют интерес лица с незаконными намерениями.

В 2016 г. меры социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты и лица из их числа), по оплате жилых помещений и коммунальных услуг оказывались в 53 субъектах Российской Федерации. Прослеживается положительная динамика по увеличению субъектов Российской Федерации, в которых оказываются указанные меры поддержки (в 2014 г. – 28 субъектов Российской Федерации, в 2015 г. – 35). Вместе с тем численность детей-сирот и лиц из их числа, освобожденных от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и коммунальные услуги сокращается (в 2014 г. – 39 513 человек, в 2015 г. – 39 905 человек, в 2016 г. – 28 216 человек).

Меры социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа на период до обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2016 г. оказывались в виде предоставления временных жилых помещений, оплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета жилых помещений, в которых дети-сироты и лица из их числа проживают по договорам найма/поднайма, по ремонту жилых помещений, занимаемых лицами из числа детей-сирот, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма.

По состоянию на 1 января 2017 г. численность детей-сирот и лиц из их числа, которым оказана социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг составила 45 022 человека, из них 10 047 – это лица, обеспеченные жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (в 2015 г. – 2 293 человека).

В 2016 г. контроль за использованием и распоряжением жилыми помещениями, находящимися в собственности или пользовании (по договору социального найма), осуществлялся в отношении 147 245 жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в 2015 г. –  в отношении 140 238 жилых помещений).

В рамках осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, органами исполнительной власти Российской власти и органами местного самоуправления  предпринимались следующие действия:

предотвращались незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений (в 2016 году предотвращено 549 незаконных сделок, в 2015 г. – 136, в 2014 г. – 74);

выселялись из жилых помещений бывшие члены семьи, лица, утратившие право пользования жилым помещением, посторонние лица, граждане, нарушающие нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением (в 2016 г. – 368 таких случае выселения, в 2015 г. – 505, в 2014 г. – 312);

в 2016 г. проводился ремонт 1 421 жилых помещений, внутриквартирного оборудования (в 2015 г. – 2021, в 2014 г. – 1701 жилого помещения);

3 228  жилых помещения в 2015 г. были сданы в аренду (в 2015 г. – 2 708, в 2014 г. – 2 596);

в 2016 г. осуществлено 19 расселений из коммунальных квартир лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 (в 2015 г. – 15).

Для постоянного управления недвижимым имуществом несовершеннолетних подопечных органами опеки и попечительства в 2016 г. заключено с управляющими, определенными указанными органами, 922 договора о доверительном управлении таким имуществом (в 2015 г. – 1 407).

Согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2016 г. произведено 144 принудительных обмена жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами и лицами из их числа, по договорам социального найма (в 2015 г. – 50, в 2014 г. – 24).

Минобрнауки России доработало проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработанный в части установления единого порядка формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полномочиями по установлению указанного порядка законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации. В настоящее время законопроект проходит процедуру согласования.

 

 

 

  Таблица 3. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий1)   (по данным Минобрнауки России; %)

 

 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Российская Федерация

10,0

9,0

14,2

12,5

10,9

1) Начиная с 2014 г. данные с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополь.

  1. Мерах социальной поддержки гражданам, принявшим в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации

 

По данным федерального статистического наблюдения по форме № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – федеральное статистическое наблюдение по форме № 103-РИК) по состоянию на 31 декабря 2016 года находилось на воспитании в семьях граждан под опекой (попечительством) – 406 247 детей, из них:

по договору о приемной семье – 148 472 ребенка;

по договору о патронатной семье (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) – 578 детей;

на иные виды возмездной опеки (попечительства) – 14 412 детей.

В семьях усыновителей  находилось 115 564 детей.

Федеральное статистическое наблюдение по форме № 103-РИК не содержит данных о размерах денежных средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних подопечных и размерах вознаграждения приемных родителей.

В соответствии с подпунктами 24 и 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно пункту 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своих рекомендациях, направленных в высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 10 июля 2013 г. № ДЛ-189/07), предлагает устанавливать размер ежемесячной выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, не ниже прожиточного минимума, установленного для детского населения данного субъекта Российской Федерации; размер вознаграждения приемному родителю – не ниже прожиточного минимума, установленного для взрослого населения.

В 2015, 2016 гг. Минобрнауки России проведены мониторинги по исполнению региональных планов мероприятий (программ) по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), в том числе по вопросу о размере выплат на содержание несовершеннолетнего подопечного и вознаграждения приемных родителей, относящемуся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сравнительный анализ показал, что в 2015 году средний минимальный размер выплат на содержание ребенка в замещающей семье в целом по стране увеличился и составлял 8 582 рублей, что на 12% больше, чем в 2014 году (7 543 рублей), в 2016 году – на 5,6% (8 131 руб./мес.) по сравнению с 2015 г.

По данным мониторинга 2016 года, минимальный размер вознаграждения приемного родителя в среднем по Российской Федерации увеличился на 9 %  с 6990 рублей в 2014 г. до 7629 рублей 2015 году.

По размеру указанных выплат, который сложился по итогам 2017 года, мониторинг будет проводиться в начале 2018 года.

Динамика роста размера ежемесячных пособий за период с 2011 по 2016 годы, порядок выплаты вознаграждения приемным родителям прилагаются.

Дополнительно сообщаем, что статьей 3 Федерального закона от 19 мая  1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) установлен, в том числе, такой вид государственного пособия, как единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью) (далее – единовременное пособие).

С 1 февраля 2017 г. размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составил 16 350,33 руб., а в случае усыновления    ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. В 2016 году –  15 512,65 рублей и  118 529,25 рублей, в 2015 году – 14 497,80 рублей и 110 775,00 рублей, в 2014 году – 13 741,99 рублей и 105 000,00 рублей соответственно.

Система льгот и форм поддержки замещающих семей в субъектах Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется.

В рамках осуществления полномочий, определенных Федеральным законом № 184-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают меры социальной поддержки гражданам, в том числе принявшим в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей,  и предусматривают:

выплату единовременного пособия при всех формах семейного устройства в семьи граждан (усыновление, опека, попечительство, приемная либо патронатная семья), осуществляемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

предоставление таких льгот и гарантий, как, например, приравнивание замещающих семей к многодетной семье в части получения льгот; льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг; предоставление в собственность земельных участков; льготы по уплате региональных налогов (налог на транспортное средство); учет в размере вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки (попечительства), страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование; обеспечение транспортным средством; компенсация транспортных расходов; бесплатный проезд приемных родителей; оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; оказание финансовой (материальной) помощи (в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, трудной жизненной ситуации); текущий ремонт жилого помещения; улучшение жилищно-бытовых условий; организация отдыха и оздоровления; региональные премии, награды.

Кроме того, в ряде регионов (Республика Хакасия, Брянская, Костромская, Новосибирская области) предусмотрены дополнительные возможности трудоустройства для многодетных приемных родителей.

Результаты мониторингов Минобрнауки России обобщает в методических рекомендациях с описанием практик, сложившихся в субъектах Российской Федерации, и ориентирует органы исполнительной власти предусматривать в региональных нормативных правовых актах:

размер минимальных ежемесячных выплат на содержание детей-сирот, находящихся на воспитании в замещающих семьях, не ниже прожиточного минимума для детского населения, установленного в субъекте Российской Федерации;

размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки (попечительства), не ниже прожиточного минимума для взрослого населения, установленного в субъекте Российской Федерации;

дифференциацию выплат единовременного пособия при передаче ребенка  на воспитание в семью в зависимости от численности, возраста, состояния здоровья детей;

проведение ежегодной индексации выплат с учетом уровня инфляции;

меры по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников, включая учет результатов таких действий при оценке эффективности их деятельности;

меры по организации сопровождения и оказанию медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи семьям,

на воспитание у которых находятся дети-сироты;

обеспечение преимущественно дневного и пятидневного пребывания детей-сирот, помещенных временно в организацию для детей-сирот по тем или иным причинам.

 

Приложение: на       л. в 1экз.

Заместитель директора Департамента

государственной политики

в сфере защиты прав детей                                                            И.И. Романова

 

ТАБЛИЦА 1.

Размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка в субъекте РФ, находящегося на воспитании                                                             в семье опекуна/попечителя, в приемной семье – минимальный размер (руб./мес.)

Субъект РФ

 

2015 г.: средний размер

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Республика Адыгея

ЮФО

6983

4 946

5 242

5 531

6 275

6983

8 860

2

Республика Алтай

СФО

6082

6 082

6 082

6 082

6 082

6 082

6 082

3

Республика Башкортостан

ПФО

5355

4 600

4 900

4 900

5 000

5 250

5 250

4

Республика Бурятия

СФО

4800

4 000

4 000

4 000

4 000

4 000

4 000

5

Республика Дагестан

СКФО

4697

4 000

4 000

4 220

4 697

4 697

4 697

6

Республика Ингушетия

СКФО

4610

4 610

4 610

4 610

4 610

4 610

4 610

7

Кабардино-Балкарская Респ.

СКФО

5844

4 000

5 000

5 275

5 539

5844

5 843

8

Республика Калмыкия

ЮФО

13756

4 420

4 685

4 966

10 000

10 550

10 550

9

Карачаево-Черкесская Респ.

СКФО

8684

6 045

6 533

7 087

7 337

7 337

7 337

10

Республика Карелия

СЗФО

9905

7 267

8 412

8 876

8 876

8 876

8 876

11

Республика Коми

СЗФО

8595

5 109

5 518

7 678

8 108

8 595

8 595

12

Республика Марий Эл

ПФО

5456

4 500

4 500

5 248

5 456

5 456

5 456

13

Республика Мордовия

ПФО

6700

5 000

5 000

5 500

5 500

6700

6 700

14

Республика Саха (Якутия)

ДВФО

14455

8755

9131

9697

10259

10823

10 823

15

Респ. Сев. Осетия-Алания

СКФО

4200

4 000

4 000

4 000

4 000

4 200

4 000

16

Республика Татарстан

ПФО

8057

5 770

6 117

6 454

6 777

7116

7 615

17

Республика Тыва

СФО

6888

6 560

6 560

6 560

6 560

6 888

6 888

18

Удмуртская Республика

ПФО

6634

5 600

5 935

6 261

6 574

6 574

6 952

19

Республика Хакасия

СФО

6788

5 200

5 538

5 538

5 538

5 538

6 240

20

Чеченская Республика

СКФО

11700

4 000

4 000

4 000

11 700

11 700

11 700

21

Чувашская Республика

ПФО

6792

4 876

5 193

5 505

5 808

6098

6 098

22

Алтайский край

СФО

8653

5 984

6 782

6 831

7 702

8 653

10 174

23

Краснодарский край

ЮФО

9603

6 223

6 615

6 979

7 363

7 768

8 156

24

Красноярский край

СФО

11419

4 452

4 798

5 348

5 627

5 627

6 513

25

Приморский край

ДВФО

7630

4 800

4 800

5 400

6 048

6 774

7 012

26

Ставропольский край

СКФО

5747

4 878

5 171

5 171

5455

5455

5 455

27

Хабаровский край

ДВФО

9055

5 225

7 211

7 211

7 211

7 211

7 211

28

Амурская область

ДВФО

7168

5 847

6 326

6 819

6 819

6 819

6 819

29

Архангельская область

СЗФО

7471

4 833

4 833

5 186

5 456

5 734

7 470

30

Астраханская область

ЮФО

9018

4 785

5 110

5 397

6 491

7 703

7 780

31

Белгородская область

ЦФО

6514

4 987

5 286

5 577

5 577

6514

8 150

32

Брянская область

ЦФО

6038

4 584

4 859

5 126

5 382

5 382

5 679

33

Владимирская область

ЦФО

5581

5 014

5 315

5 315

5 315

5 581

5 581

34

Волгоградская область

ЮФО

7728

5 968

6 326

6 674

7 027

7 043

7 043

35

Вологодская область

СЗФО

6803

5 200

5 200

5 200

5 200

5 200

5 980

36

Воронежская область

ЦФО

7422

5 325

5 645

5 955

6 253

6 597

6 597

37

Ивановская область

ЦФО

5411

4 793

5 105

5 411

5 411

5 411

5 411

38

Иркутская область

СФО

6250

4 800

6 000

6 000

6 000

6 000

5 000

39

Калининградская область

СЗФО

6906

5 500

5 500

5 500

5 500

5 500

5 500

40

Калужская область

ЦФО

8970

6 412

6 844

7 366

7 927

8 970

8 970

41

Камчатский край

ДВФО

20036

8 676

8 676

9 481

11 788

13 251

15 624

42

Кемеровская область

СФО

5708

4 400

5 100

5100

5100

5100

5 100

43

Кировская область

ПФО

7063

4 900

5 194

5 770

6 087

6 391

6 391

44

Костромская область

ЦФО

6534

5 284

5 284

6 534

6 534

6 534

6 534

45

Курганская область

УФО

6750

4 700

5 192

6 003

6 423

6 750

7 223

46

Курская область

ЦФО

6973

4 686

4 967

5 240

6 973

6 973

6 973

47

Ленинградская область

СЗФО

8469

6 953

7 123

7 546

7 908

8469

7 489

48

Липецкая область

ЦФО

5588

4 330

4 558

4 558

4 756

4 756

5 757

49

Магаданская область

ДВФО

16576

9 161

9 711

10 245

14 649

15590

15 590

50

Московская область

ЦФО

11535

6 969

7 383

7 819

8 170

8 554

12 300

51

Мурманская область

СЗФО

11836

7 160

7 518

7 856

8171

8171

9 143

52

Нижегородская область

ПФО

7428

5 165

5 552

5 963

6 160

6 160

6 160

53

Новгородская область

СЗФО

6776

5 200

5 512

6 151

6 776

6 776

6 776

54

Новосибирская область

СФО

7869

5 593

5 902

7 070

7 070

7 070

7 070

55

Омская область

СФО

5944

4853

5 096

5 376

5656

5944

5 944

56

Оренбургская область

ПФО

5305

5 000

5 000

5 000

5 000

5 305

5 517

57

Орловская область

ЦФО

5888

4 736

5 038

5 315

5 581

5888

6 035

58

Пензенская область

ПФО

6970

5 033

5 335

6 350

6 451

6970

9 050

59

Пермский край

ПФО

9938

5 926

6 783

7 370

8 469

9034

6 963

60

Псковская область

СЗФО

10353

6 109

6 757

7 183

7 693

8331

8 331

61

Ростовская область

ЮФО

8547

6 847

7 258

7 715

8 101

8 547

8 547

62

Рязанская область

ЦФО

7434

6 000

6 360

6 710

7 046

7434

8 412

63

Самарская область

ПФО

6844

5 807

6 161

6 512

6 844

6 844

6 844

64

Саратовская область

ПФО

6779

5357

5357

5357

5357

5357

5 357

65

Сахалинская область

ДВФО

13835

9 291

9 663

10 440

11 015

13835

13 835

66

Свердловская область

УФО

9605

5 847

6 197

6 539

8 025

8 466

8 804

67

Смоленская область

ЦФО

7249

5 852

6 203

6 544

6 871

7249

7 756

68

Тамбовская область

ЦФО

7443

6 319

6 667

6 800

6 800

7 174

7 533

69

Тверская область

ЦФО

10127

8890

9056

9599

10 127

10 127

11 272

70

Томская область

СФО

7465

5 609

5 946

6 315

6 650

6 650

6 650

71

Тульская область

ЦФО

9650

5 602

5 938

6 323

6 684

7190

7 190

72

Тюменская область

УФО

9500

5 500

6 500

6 900

7 920

8 800

8 800

73

Ульяновская область

ПФО

7258

5 658

6 020

6 399

6 815

7258

7 657

74

Челябинская область

УФО

6040

4 000

5 051

5 051

5 051

5 051

5 051

75

Забайкальский край

СФО

5623

4 800

4 800

4 800

5 059

5 059

5 059

76

Ярославская область

ЦФО

8230

5 690

6 216

6 639

7 037

7 037

7 037

77

Москва

ЦФО

15000

12 000

12 000

15 000

15 000

15 000

16 500

78

Санкт-Петербург

СЗФО

8038

6 337

6 718

7 168

7 583

8038

10 444

79

Еврейская АО

ДВФО

6199

5 500

5 875

6 199

6 199

6 199

6 199

83

Ненецкий АО

СЗФО

10 691

7 183

7 183

7 628

7628

8 048

17 771

86

Ханты-Мансийский АО

УФО

19300

14 629

15 165

17 867

17 919

19 300

19 300

87

Чукотский АО

ДВФО

20000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

21 280

89

Ямало-Ненецкий АО

УФО

12516

7 257

7 692

8 169

8 169

8 169

8 169

91

Республика Крым

ЮФО

13418

 -

 -

7843

13 418

13 418

92

Севастополь

ЮФО

14625

 -

 -

 -

7843

14 625

14 625

 

Средние выплаты по ФО

85

Российская Федерация

РФ

8 533

5 949

6 294

6 712

7 241

7 703

8 131

11

Северо-Западный ФО

СЗФО

8 713

6 077

6 389

6 907

7 173

7 431

8 761

18

Центральный ФО

ЦФО

7 866

5 971

6 262

6 768

7 080

7 354

7 983

14

Приволжский ФО

ПФО

6 899

5 228

5 503

5 899

6 164

6 465

6 572

8

Южный ФО

ЮФО

10 460

4 149

4 405

4 658

7 618

9 580

9 872

7

Северо-Кавказский ФО

СКФО

6 497

4 505

4 759

4 909

6 191

6 263

6 235

6

Уральский ФО

УФО

10 619

6 989

7 633

8 422

8 918

9 423

9 558

12

Сибирский ФО

СФО

6 957

5 194

5 550

5 752

5 920

6 051

6 227

9

Дальневосточный ФО

ДВФО

12 773

8 584

9 044

9 499

10 443

11 167

11 599

 

 

 

Условия (порядок) выплаты вознаграждения приемным родителям

Таблица 2

Республика Калмыкия

Ежемесячное денежное вознаграждение устанавливается одному из приемных родителей (родителю) и выплачивается в полном размере по выбору приемного родителя через организации почтовой связи либо путем перечисления в банковские организации на лицевой счет.

Республика  Карелия

выплачивается гражданам, проживающим на территории Республики Карелия

Респ. Сев.         Осетия-Алания

доплата 50% на каждого последующего ребенка, но не более 5 детей

Краснодарский край

договор о приемной семье может быть заключен как с одним приемным родителем, так и с двумя

Астраханская область

Получатель ежемесячного вознаграждения один родитель, на каждого не достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенка с 01.01.2016 в размере 7224,14 рублей, на каждого достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенк с 01.01.2016 в размере 8668,96 рублей.

Белгородская область

Вознаграждение за взятых на воспитание до четырех детей устанавливается одному приемному родителю, а пять и более детей - обоим приемным родителям.

Владимирская область

 Вознаграждение, причитающееся приемным родителям, патронатным воспитателям при передаче воспитанника (обучающегося) в приемную семью, в семью патронатных воспитателей, выплачивается за каждого воспитанника (обучающегося) ежемесячно в размере:5050 рублей одному приемному родителю, одному патронатному воспитателю; 2525 рублей второму приемному родителю, второму патронатному воспитателю;

Волгоградская область

В соответствии с Законом Волгоградской области от 16 декабря 2009 г. №1972-ОД "О вознаграждении за труд причитающемся приемным родителям" ежемесячное вознаграждение за труд, причитающееся приемным родителям, устанавливается в размере 5956 рублей на одного ребенка, увеличенном на 20 процентов за специфику работы.

За второго и каждого последующего приемного ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям.
За воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и (или) имеющего ограниченные возможности здоровья, устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям.

При наличии одновременно двух оснований доплата устанавливается по одному из них.

В соответствии с законом Волгоградской области от 30.03.2010 № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" вознаграждение патронатного воспитателя устанавливается в размере 4472 рублей на одного ребенка, увеличенном на 20 процентов за специфику работы.

При передаче в семью патронатного воспитателя второго и каждого последующего ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю.

Кемеровская область

право на вознаграждение имеет один из приёмных родителей. Вознаграждение приёмному родителю устанавливается в размере 4000 рублей в месяц с учётом районного коэффициента за воспитание каждого приёмного ребёнка, взятого на воспитание в приёмную сумью по договору о приёмноё семье. Право на вознаграждение приёмному родителю имеет лицо, являвшееся приёмным родителем и продолжающее оказывать поддержку бывшему приёмному ребёнку: в период получения им общего образования в возрасте от 18 до 20 лет; в период получения им профессионального образования по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет в размере 3250 рублей

Липецкая        область

В зависимости от количества взятых на воспитание приемных детей ежемесячное вознаграждение устанавливается в следующих размерах:
- при наличии одного приемного ребенка - 4828 рублей;
- при наличии двух приемных детей - 6712 рублей;
- при наличии трех приемных детей - 8583 рубля;
- при наличии четырех приемных детей - 14897 рублей;
- при наличии пяти приемных детей - 16906 рублей;
- при наличии шести приемных детей - 18653 рубля;
- при наличии семи приемных детей - 20524 рубля;
- при наличии восьми приемных детей - 22408 рублей.

Мурманская область

Вознаграждение выплачивается одному приемному родителю или приемным родителям в соответствии с условиями договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Размер вознаграждения каждому из приемных родителей (в пределах совокупного вознаграждения приемным родителям) определяется по согласованию с ними и указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Новосибирская область

Согласно Закону Новосибирской области от 06.12.2001 № 200-ОЗ по желанию приемных родителей вознаграждение может выплачиваться одному из родителей либо обоим в определенной ими пропорции. Согласованное приемными родителями распределение вознаграждения указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Омская область

В договоре должно быть оговорено условие осуществление выплаты вознаграждения: одному родителю или обоим и в каком процентном соотношении

Тамбовская  область

Приемная семья (вознаграждение):

За воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 2550 рублей.

При отсутствии второго родителя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) приемного ребенка выплачивается в размере 5100 рублей. За воспитание ребенка - инвалида каждому приемному родителю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго родителя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка - инвалида выплачивается в размере 5000 рублей. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего приемного ребенка, составляет 500 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю.
При отсутствии второго родителя размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего приемного ребенка, составляет 1000 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) приемного ребенка. Патронатная семья (вознаграждение):

За воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 1275 рублей. При отсутствии второго воспитателя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, выплачивается в размере 2550 рублей. За воспитание ребенка - инвалида каждому приемному родителю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго родителя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка - инвалида выплачивается в размере 5000 рублей.

Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего ребенка, составляет 425 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю.
При отсутствии второго воспитателя размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего ребенка, составляет 850 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание.

 

Томская        область

Размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю, зависит от количества принятых на воспитание детей. за воспитание одного ребенка - 3300 рублей;
 за воспитание двух детей - 6600 рублей;
за воспитание трех детей - 9900 рублей;
 за каждого последующего ребенка - по 2200 рублей.
При условии принятия на воспитание более двух приемных детей производится выплата вознаграждения также второму приемному родителю за каждого дополнительного ребенка - по 2200 рублей.
За каждого взятого на воспитание ребенка, страдающего хроническими заболеваниями, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида ежемесячно производится выплата дополнительного вознаграждения одному из приемных родителей в размере 550 рублей.

Москва

Если в семье 1-2 приемных ребенка – вознаграждение выплачивается одному из приемных родителей. Приемным родителям, воспитывающим 3 и более приемных детей, ежемесячное вознаграждение выплачивается обоим родителям за каждого ребенка.

Ненецкий АО

 На размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью.

 

Доплата к установленному размеру ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю, в зависимости от состояния здоровья ребенка и/или численности детей в семье

Таблица 3

Республика Адыгея

35 % от размера ежемесячного вознаграждения за третьего и каждого последующего ребенка, принятого на воспитание

Республика   Алтай

районный коэфициент

Республика Калмыкия

Ежемесячное денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (родителю), проживающим в пустынной и безводной местности, производится с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности.

Республика   Карелия

выплачивается гражданам, проживающим на территории Республики Карелия

Республика  Марий Эл

если воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то размер выплаты составляет 4000,0

 

Республика Мордовия

Дополнительные условия в региональном законодательстве не урегулированы

Республика    Татарстан

50 % надбавка к вознаграждению при наличии медицинского или педагогического образования 30% от установленного размера оплаты труда за воспитание ребенка не достигшего 3-х летнего возраста, либо имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением.

Республика   Хакасия

сумма вознаграждения фиксированная, дополнительных условий нет.

Чувашская    Республика

За воспитание каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю, увеличивается на сумму, составляющую 50 % минимального размера оплаты труда.

При условии принятия на воспитание шести и более подопечных детей второму приемному родителю либо единственному приемному родителю выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 4680 рублей.

Алтайский край

Согласно закону Алтайского края от 25.12.2009 № 110-ЗС "О вознаграждении приемных родителей" размер вознаграждения приемных родителей увеличивается на 10 процентов по одному из следующих оснований:

1) воспитание приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста;
2) воспитание приемного ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья (при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии).

Краснодарский край

в случае, если в семье воспитывается ребенок до 3 лет, то размер вознаграждения увеличивается на 10% и составляет 10 046 рублей

Красноярский край

размер вознаграждения одному приемному родителю зависит от количества принятых на воспитание в семью детей с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации и Красноярского края для местности, где проживает приемная семья

Приморский край

Базовая часть вознаграждения приемным родителям устанавливается в размере 7150 руб. на приемную семью.
За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, устанавливается доплата в размере 2165 руб.
В зависимости от количества детей, взятых на воспитание в приемную семью, устанавливается доплата в следующих размерах:
за воспитание четырех - пяти детей - 50 процентов от размера базовой части вознаграждения;
за воспитание шести - семи детей - 75 процентов от размера базовой части вознаграждения;
за воспитание восьми и более детей - 100 процентов от размера базовой части вознаграждения.
Размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на соответствующий районный коэффициент и процентную надбавку за проживание в южных районах Дальнего Востока или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размерах, установленных действующим законодательством.

Ставропольский край

 Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, взявшим на воспитание двоих и более детей, увеличивается на 20 процентов от установленного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за воспитание каждого ребенка. За воспитание каждого ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, увеличивается на 50 процентов от установленного размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям.

Приемным родителям, взявшим на воспитание в приемную семью ребенка (детей), не достигшего трехлетнего возраста, ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида дополнительно устанавливается ежемесячное пособие на каждого такого ребенка в двукратном размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям.

Хабаровский край

На указанное вознаграждение начисляются районные коэффициенты, установленные к заработной плате решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (1,2, 1,4, 1,6). Вознаграждение выплачивается за каждого ребенка, находящегося под опекой и попечительством на возмездной основе (по договору приемной семье). За воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья (4 или 5 группы здоровья), дополнительно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда

Амурская область

территория Амурской области разделена на южные и северные районы. Соответственно в северных районах вознаграждение больше и составляет 6596р.

Астраханская область

Выплата дополнительного вознаграждения приемным родителям за каждого последующего ребенка, принятого на воспитание сверх четырех детей с 01.01.2016 в размере 1444,83 рублей.

Белгородская область

Родителям, воспитывающим детей в сельской местности, производится ежемесячная доплата в размере 25 процентов от вознаграждения, причитающегося приемным родителям, в месяц.

Владимирская область

 При передаче воспитанника (обучающегося) в приемную семью, в семью патронатных воспитателей одному из приемных родителей, патронатных воспитателей выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 631 рубль за каждого:

ребенка, который по заключению медико-педагогической комиссии направлен для обучения во вспомогательную школу;следующего приемного ребенка, начиная с шестого. 7575 рублей единственному приемному родителю (при отсутствии второго), единственному патронатному воспитателю (при отсутствии второго)

Волгоградская область

В соответствии с законом Волгоградской области от 30.03.2010 № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" При передаче в семью патронатного воспитателя второго и каждого последующего ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю. Патронатному воспитателю за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или подростка старше 15 лет, ребенка-инвалида, ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю.

Вологодская  область

 приемной семье, взявшей на воспитание более трех детей, оставшихся без попечения родителей,-6398 рублей за четвертого и каждого следующего приемного ребенка

Воронежская область

Размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю (патронатному воспитателю) в сельской местности составляет 6 706 руб.лей. За воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста 3-х лет, или больного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии, размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю увеличивается на 550 рублей в месяц. За воспитание ребенка в возрасте от 12 до 16 лет, принятого в семью из учреждения интернатного типа, - размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю увеличивается на 1 000 рублей в месяц. При наличии двух и более указанных оснований размер вознаграждения увеличивается на 1 100 рублей в месяц.

Камчатский край

4 750 рублей за одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью; 5 700 рублей за одного ребенка в возрасте до трех лет, за одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью. За каждого последующего ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере, увеличенном на 10 процентов За каждого последующего ребенка в возрасте до трех лет, за каждого последующего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью, приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере, увеличенном на 20 процентов. Размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям, увеличивается на районный коэффициент, установленный Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях", и на процентную надбавку в размере 80 процентов.

Кемеровская область

1. Размер вознаграждения приёмному родителю 4000 рублей увеличивается на 650 рублей с учётом районного коэффициента за воспитание каждого приёмного ребёнка, не достигшего возраста 3-х лет, каждого приёмного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Размер денежного поощрения увеличивается на 625 рублей в связи с проживанием приёмной семьи в сельском населённом пункте, независимо от количества приёмных детей

Костромская область

В соответствии с Законом Костромской области от 5 ноября 2001 года № 27-ЗКО ежемесячное вознаграждение за воспитание одного ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю устанавливается в размере 3000 рублей. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, принятого на воспитание в приемную семью, размер вознаграждения, увеличивается на 550 рублей до достижения ребенком возраста трех лет. За воспитание каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребенка-инвалида, принятого на воспитание в приемную семью, размер вознаграждения, увеличивается на 550 рублей. Дополнительных условий не предусмотрено.

Курганская        область

Ежемесячное вознаграждение приемным родителям увеличивается:1) на 25% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо ребенка, имеющего неснятую или непогашенную судимость, либо ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел;2) на 50% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка-инвалида; 3) на 50% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка, относящегося к двум и более категориям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Ленинградская область

За воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида дополнительно выплачивается ежемесячная денежная сумма в размере прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения на первый квартал текущего года

Липецкая           область

 На каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически больного приемного ребенка (детей), приемного ребенка с отклонениями в психическом и физическом развитии, размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на сумму 1761 рубль; на каждого приемного ребенка-инвалида - на сумму 3136 рублей.

Московская        область

Возраст и группа здоровья ребенка

Мурманская   область

Вознаграждение выплачивается за воспитание каждого приемного ребенка, размер вознаграждения увеличивается на 50% при воспитании ребенка в возрасте до 3 лет, ребенка-инвалида либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Нижегородская область

За воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего возраста трех лет - 11309 руб. в месяц

Новосибирская область

Согласно Закону Новосибирской области от 06.12.2001 № 200-ОЗ доплаты устанавливаются: за каждого ребенка, принятого на воспитание сверх одного приемного ребенка, в размере 20% от базовой части вознаграждения; за каждого принятого на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, хронически больного на основании медицинского заключения в размере 20% от базовой части вознаграждения.

Омская область

1700 - доплата за нахождение на воспитании не менее 5 детенй, в числе которых могут быть и родные дети

Оренбургская область

до 3-х лет - 635,5 (517,5) руб./мес.; на третьего и последующих детей - 635,5 (517,5) руб./мес.

Псковская      область

За воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка, имеющего отклонения в развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, или ребенка-инвалида размер денежного вознаграждения, увеличивается на 25 процентов, а при наличии двух и более указанных оснований - на 50 процентов

Самарская     область

5 08,50 - при воспитании ребенка, имеющего недостатки в психическом и (или) физическом развитии

Сахалинская   область

дополнительно 50%: - воспитывающим детей до 3 лет, инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья

Тверская         область

За воспитание каждого ребенка, переданного в приемную семью, проживающую в сельской местности, размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 25 процентов.

Томская область

На вознаграждение производится начисление районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Томской области за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ульяновская  область

В зависимости от возраста и состояния здоровья приёмных детей приёмным родителям выплачиваются следующие надбавки к установленному им вознаграждению: - надбавка за работу с детьми в возрасте до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, размер которой составляет 20 процентов соответствующего вознаграждения;

- надбавка за работу с детьми в возрасте от 6 лет и старше, размер которой составляет 30 процентов соответствующего вознаграждения;
- надбавка за работу с детьми в возрасте от 6 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья, размер которой составляет 40 процентов соответствующего вознаграждения.

 Приёмным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавлена ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребёнка в размере 302,85 рублей.

Челябинская    область

Вознаграждение за воспитание приемных детей увеличивается на 15% за воспитание второго и каждого последующего ребенка, на 20% за воспитание ребенка в возрасте до 3 лет, на 20% за воспитание ребенка -инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ярославская   область

 Ежемесячное вознаграждение приемной семье, взявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается:
1) за третьего и каждого последующего ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, - на 3000 рублей;

2) за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, хронически больного ребенка либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья - на 3000 рублей.

Санкт-Петербург

На основании Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2010 № 93-31 «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» в случаях воспитания приемным детей, не достигших трехлетнего возраста, приемных детей, страдающих заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Санкт-Петербурга, и не являющихся инвалидами, или приемных детей, относящихся к категории детей-инвалидов, размер вознаграждения, причитающийся приемным родителям, увеличивается на 0,5 размера величины базовой единицы. Размер величины базовой единицы в 2016 году составляет 4587 рублей.

Еврейская АО

Размер вознаграждения увеличивается: за воспитание второго и последующих подопечных − на 15 процентов; за воспитание каждого подопечного, не достигшего трехлетнего возраста, − на 20 процентов; за воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья − на 20 процентов. При наличии нескольких оснований размер вознаграждения увеличивается на сумму процентов, увеличивающих размер вознаграждения по соответствующим основаниям, но не более чем на 50 процентов

Ненецкий АО

За воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста трех лет и (или) имеющего ограниченные возможности здоровья, размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей увеличивается на 20 процентов при подаче заявления в письменной форме и при предоставлении опекуном (попечителем) медицинского заключения из учреждений медико-социальной экспертизы.

Ханты-Мансийский АО

*с учетом районного коэффициента и северной надбавки, исчисляемой в установленном законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядке для применения процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленной для местности по месту жительства приемной семьи

Чукотский АО

На ребенка до 3-х лет выплачивается дополнительно 20% вознаграждения


 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

13 Августа 2019

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает "Парламентская газета".

06 Августа 2019

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2020 года.

29 Июля 2019

Тема кровных родственников — едва ли не самая эмоционально заряженная, когда речь заходит об усыновлении или опеке над сиротой.

11 Июня 2019

С 11 июня 2019 года в России вступают новые правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Они касаются списка организаций, жилищные займы которых можно погашать за счет средств маткапитала, а также перечня документов, необходимых для использования средств на оплату строительства или реконструкции частного дома. Утвержденный кабинетом министров документ опубликован на федеральном интернет-портале нормативных правовых актов.