18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 8. Холодные отношения

679

Семейная пара Ж. и И., прожившая вместе около 18 лет, не имеющая родных детей, приняла решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Прошли школу подготовки приемных родителей, в течение года занимались поиском ребенка. И вот после приложенных усилий ребенок оказался в семье.

Ребенок: девочка Т., 5 лет, осталась без попечения родителей в связи с тем, что кровные родители лишены родительских прав из-за злоупотребления спиртными напитками. Причем мать лишена родительских прав, когда девочке было около 1,5 лет, решением суда Т. была передана отцу, при этом отец фактически проживал с матерью девочки (в одном доме). В этом же доме проживали бабушка девочки и брат матери (совершеннолетний).

Таким образом, девочка снова попала в семью, из которой ее пытались забрать.

После этого родители продолжали злоупотреблять спиртными напитками, девочка неоднократно помещалась в социально-реабилитационные учреждения, медицинские организации в связи с отсутствием родительского попечения. Отец девочки был лишен родительских прав, когда ей было около 4 лет. Родственники (бабушка и дядя) отказались принимать участие в судьбе девочки, и она была помещена в приют.

После почти года нахождения в приюте, Т. попала в замещающую семью Ж. и И. Согласно медицинскому заключению, серьезных отклонений в здоровье на момент передачи в семью у девочки не было, наблюдалась педагогическая запущенность и социальная дезаптация, проблемы логопедического характера.

При первом посещении семьи специалистом органа опеки опекуны выражали уверенность в своих силах, готовность сделать для ребенка все возможное для развития и социальной адаптации.

В первый месяц проживания в семье замещающие родители начали приучать ребенка к порядку, установленному в их семье. Для девочки, прожившей длительное время в организации, сложно давалось выполнение новых требований, но она старалась понравиться и вела себя, как того хотелось замещающим родителям.

Через некоторое время ребенок прошел стадию «медового месяца» и начал расслабляться в семье. На этом этапе начались первые проблемы. Ж. и И. настойчиво добивались выполнения своих требований, нетерпимо относились к каким-либо проявлениям характера ребенка.

При общении с девочкой специалистами службы сопровождения и специалистом органа опеки, она выражала положительное отношение к новым родителям. Но, учитывая, что у ребенка не сформировано чувство привязанности к кому-либо, она на начальном этапе не проявляла трепетных чувств и к замещающим родителям. Ж. и И. аналогично, боясь позволить себе лишнее при общении с ребенком, также не проявляли особо нежных чувств, четко руководствуясь рекомендациями специалистов приюта: излишне не ласкать, чтобы дети «не сели на голову».

Таким образом, Т. однажды заявила: «У вас хорошо, кормите вкусно, мне нравится, поживу пока здесь». Замещающие родители не были готовы к такой оценке, не отдавая себе отчета в том, что сами, своим холодным отношением, не дают формироваться чувству привязанности в ребенке. Детские шалости девочки расценивались как ее желание досадить им. При общении от замещающих родителей шла информация о том, что девочка излишне активна, требует постоянного внимания, не оставляя им личного времени, а вместо того, чтобы слушаться их, старается сделать все назло, провоцируя конфликт.

Специалистами постоянно проводились беседы и анализировалось поведение всех членов семьи, разъяснялось, что идет период адаптации, ребенок, переживший непростые детские годы, не может так быстро перестроиться, что провалы в воспитании и социализации так быстро не восполняются, это труд длительный и требующий огромного терпения. Ситуация начала усложняться появлением в поведении девочки приступов неконтролируемого поведения (истерический смех, зацикливание на чем-либо, капризы).

По совету специалистов Ж. и И. посетили с ребенком консультацию психиатра, остались не согласны с его мнением, что у ребенка нет психических отклонений, имеет место педагогическая запущенность. От рекомендации посетить невролога отказались.

Желая добиться от девочки выполнения своих требований, замещающие родители начали пугать ребенка полицией, врачами и т.д. Ситуация начала выходить из-под контроля, семья была переведена на кризисное сопровождение.

Семье оказывалась постоянная психологическая поддержка и консультирование при первом обращении (в выходные дни и вечернее время), но все чаще от замещающих родителей слышались фразы: «это не наш ребенок», «мы не подходим друг другу», «у нас начались проблемы со здоровьем» и др. Рекомендации перестроить общение с ребенком, опираясь на игровую деятельность, свойственную детям этого возраста, категорически отвергали, утверждая, что она девочка умная и должна понимать, что ведет себя плохо.

При очередном посещении семьи, девочка с порога заявила, что Ж. и И. сказали, что скоро уедут, чтобы она не называла их «мамой» и «папой», так как плохо себя ведет. При этом девочка обнимает приемную маму, прижимается к ней, не получая ответной реакции. Особо резко прозвучал рассказ о том, что у девочки хороший аппетит, и она всегда съедает всю порцию, усаживаясь за стол со всеми членами семьи. В связи с чем они попробовали готовить невкусно (без соли, без добавок), но это не принесло результата. Такие высказывания были однозначно негативно восприняты специалистами, на вопрос: «Вам жалко еды для 5-летнего ребенка?», ответили: «Нет, конечно!».

Через несколько дней замещающие родители позвонили в орган опеки и сообщили, что приняли решение отказаться от девочки, т.к. не сошлись характерами, и она не воспринимает их.

Таким образом, прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, закончился очередной психологической травмой для девочки. В настоящее время готовится пакет документов для помещения ее в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Замещающие родители оказались не готовы к изменениям устоявшейся жизни, не смогли принять девочку с ее особенностями и проблемами в социализации. Имея теоретические знания об особенностях данного возраста, поведении детей, оставшихся без попечения родителей, на практике применить их не смогли (не захотели). Не смогли противостоять осуждающей оценке со стороны родственников, очень большое значение для замещающих родителей имело мнение окружающих («нам постоянно стыдно за ее поведение в общественных местах, поэтому лишний раз стараемся с ней не выходить»). Не лучшим образом сказывалось на настроении замещающих родителей постоянное сравнение поведения Т. с поведением племянника такого же возраста. Разъяснения о том, что среда, в которой воспитывались дети, несравнима, что нельзя сравнивать детей, проживающих в кровных благополучных семьях, с детьми, не получившими вовремя родительского внимания и тепла, не находили отклика у замещающих родителей.

Семья категорически отказалась от проведения индивидуальной работы по сопровождению, считая, что они все делают правильно, причина конфликта именно в ребенке.

В дополнение ко всему, отрицательно на ситуации в семье отразилось введение режима самоизоляции в связи с коронавирусной инфекцией, что ограничило общение как ребенка, так и замещающих родителей, вызвав дополнительный повод для конфликтов.

Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных факторов привела к освобождению опекунов от исполнения обязанностей и возврату ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).