18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Решили усыновить? Что надо знать

894

Сегодня в России насчитывается 44,3 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о каждом таком ребенке содержится  в федеральном банке данных о детях –сиротах. Если вы пришли к тому, что готовы стать  усыновителем или опекуном, то помочь найти ребенка, которому нужна семья поможет  интернет - проект Усыновите.ру (www.usynovite.ru). Порталу в этом году исполнится 15 лет. Это один из старейших социальных интернет – проектов России. Его создатели  одними из первых  в стране озаботились проблемами  семейного устройства детей-сирот.

Генеральный директор АНО Центр развития социальных проектов, инициатор создания и руководитель интернет-проекта «Усыновите.ру» Армен Попов.

«С тех пор, как  в нашем государстве началась активная работа по семейному устройству, количество детей-сирот в банке данных сократилось более чем в три раза, еще 15 лет назад их было более 160 тысяч. Но до сих пор в базе остаются дети, которые ждут своих приемных родителей. Чаще всего, это ребята из так называемых «трудноустраиваемых категорий»: братья и сестры, которых по закону нельзя разделять при семейном устройстве,  дети с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) и подростки», - отметил генеральный директор АНО Центр развития социальных проектов, инициатор создания и руководитель интернет-проекта «Усыновите.ру» Армен Попов.

Какие формы семейного устройства существуют в России? Что делать, если вы хотите принять ребенка из детского учреждения в семью? Как понять, справитесь ли вы с воспитанием ребенка, которому установлена инвалидность, и как найти взаимопонимание с подростками, чтобы избежать печальных возвратов из семьи обратно в детские дома? - об этом рассказали наши  эксперты в области семейного устройства детей-сирот.

Какая  форма лучше?

О разных формах семейного устройства, рассказывает ведущий аналитик ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Марина Лашкул.

Ведущий аналитик ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Марина Лашкул.

«Существует несколько возможных форм семейного устройства детей-сирот. Чтобы усыновить ребенка, гражданину нужно получить заключение о том, что он  может быть усыновителем, в органе опеки и попечительства. Для этого ему необходимо подать определенные документы и сведения о себе. После получения заключения опеки, начинается подбор ребенка. Затем гражданин обращается в суд, который и выдает заключение об обоснованности усыновления этого ребенка именно этим гражданином», - пояснила эксперт.

Еще одна форма семейного устройства - опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет). При этом исполнение обязанностей опекуна или попечителя может осуществляться безвозмездно либо  возмездно по договору, например, по договору о приемной семье.

Законным представителем ребенка становится опекун или попечитель, и на содержание подопечного ребенка выплачивается ежемесячное пособие.

В случае, если обязанности опекуна или попечителя осуществляются возмездно, например, по договору о приемной семье, приемным родителям выплачивается вознаграждение.

Ребенок, переданный в приемную семью, или взятый под опеку и попечительство сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право на обеспечение жилым помещением. Во всех случаях органы опеки и попечительства осуществляют регулярную проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами или попечителями их прав и законных интересов, в том числе сохранность имущества и расходования денежных средств, выплачиваемых на ребенка, и других требований, определяемых законодательством, добавила Лашкул.

Патронатная семья это когда родитель становится «сотрудником» детского дома по договору и берет под свое наставничество ребенка, - не слишком распространенный в России способ семейного устройства. Для  потенциальных усыновителей, опекунов или попечителей, которые заинтересованы в получении опыта, гораздо интереснее временная передача ребенка в семью. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 3 месяца. Временная передача ребенка в «гостевую семью» позволяют лучше познакомиться друг с другом, найти общие интересы, и часто становятся переходной формой к опеке или усыновлению.

«Перед приемными родителями всегда возникает вопрос: какую форму устройства выбрать, какая из них будет наиболее оптимальной. Понятно, что для малышей чаще всего выбирают усыновление, а для подростков – опеку и попечительство, но с психологической точки зрения и комфортности мало что зависит от формы семейного устройства, судьба маленького человека зависит от взаимоотношений, которые у него складываются с новыми родителями, смогут ли они адаптироваться друг другу и остаться вместе навсегда», - добавила эксперт.

 

Трудности перехода

По оценке экспертов, ежегодно в России из приемных семей в детские дома возвращается около 5-6 тысяч детей. Основная причина возврата – не выстроенные детско-родительские отношения. Поскольку сейчас большая часть детей, принимаемых в семьи – это подростки, адаптация не всегда происходит безболезненно. Родителям порой сложно принимать особенности подросткового возраста ребенка, они не готовы давать им большую степень свободы.

Другая категория - это подростки, которые с раннего возраста воспитываются в кровных семьях у бабушек и дедушек. Когда наступает переходный период, пожилые родственники не справляются, отказываются от своих обязательств по воспитанию и передают детей в детские дома.

evst.jpg

Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГОУ; член Общественного совета по образованию Министерства образования Московской области Татьяна Шульга.

«Обязательств у ребенка перед дедушкой и бабушкой  не может возникнуть, потому что это не мама и папа, у них другая роль – баловать внуков, давать им все, что они недодали своим детям. Все дети эгоисты, и  зря мы думаем, что они нам чем-то обязаны, потому что они нам ничем не обязаны. Это мы их должны любить и создавать им  условия для развития. Поэтому в таких ситуациях, если подросток попадает в кровную семью, обязательно нужно психологическое сопровождение», - считает доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГОУ; член Общественного совета по образованию Министерства образования Московской области Татьяна Шульга.

 

Предотвратить возвраты

По словам Армена Попова, сейчас перед общественными организациями,  которые всегда оказывали содействие  семейному устройству стоит  очень  важная задача - поддержать семьи, которые взяли на себя обязанности по воспитанию детей-сирот. «Наша главная задача – предотвратить возвраты. Далеко не всегда можно решить эту проблему финансами. А трудности в воспитании возникают у всех, не только в приемных семьях, но и в кровных», - сказал Попов.

Над профилактикой возвратов работают школы приемных родителей, службы психологической поддержки и сопровождения замещающих семей, которые помогают пережить кризис адаптации. Но, к сожалению, по словам экспертов, кровные родственники – как правило бабушки и дедушки, оформляющие опеку над своими внуками по правилам не обязаны посещать школу приемных родителей. Но конечно по многим жизненным ситуациям мы знаем, что бабушки просто не в состоянии справится со своими внуками- подростками, тем более трудными.

«При поддержке Фонда президентских грантов мы сможем на сайте Усыновите.ру в течение года  развить тему поддержки приемных семей, в том числе с подростками. У нас будут обучающие семинары, тренинги, где мы будем рассказывать об особенностях опеки над детьми с ОВЗ и попечительства подростков. Мы планируем консультации психологов и  юристов,  а также опросы среди приемных семей, которые  позволят нам составлять востребованные программы поддержки», - добавил Попов.

 

Первая встреча

Одна из важных этапов семейного устройства -  первый контакт будущих родителей и ребенка - считают психологи. «Когда в школе для приемных родителей спрашивают, вот вы пришли в детский дом и хотите сообщить ребенку, что  хотите взять его в свою семью. Что вы ему скажете? Если ребенок маленький, с ним проще,  он ориентирован на взрослых, а когда это подросток, который  уже имеет  свое  мнение и опыт  жизни в семье, это уже  проблема», - говорит Шульга. 

Первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Ванечка» Юлия Зимова

 Эксперты проекта «Ванечка» создают видео-анкеты кандидатов для того, чтобы приемные родители и ребенок смогли узнать друг друга лучше еще до своей первой встречи. Первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Ванечка» Юлия Зимова отметила, что при семейном устройстве в абсолютном большинстве детей выбирают родители, а не наоборот. «И если будущие приемные родители знают о ребенке из архива детского дома все, то ребенок, как правило, не знает о своих возможных приемных родителях ничего. Максимум, ему покажут их фотографию приемных родителей, домочадцев и дом, где они будут жить», - сказала  Зимова.


Как это работает? Сначала эксперты составляют сценарий видео-анкеты  для родителей в соответствии с их индивидуальными особенностями. В таких анкетах есть обязательные блоки, например, нужно рассказать, где ребенок будет жить, в какой комнате, будет ли у него свое личное пространство, где он  будет делать уроки, какие в доме есть еще родственники и домашние животные, обязательно приводится информация об инфраструктуре, которая имеется рядом с домом. Также в анкете отображаются черты характера будущих родителей. Дальше эта анкета попадает в открытый или закрытый доступ на сайте проекта «Ванечка».

«Доступ к видео-анкетам получают специалисты по семейному устройству. Если они понимают, что родители могут подойти какому-то конкретному ребенку, то общаются с кандидатами и показывают эту анкету ребенку. Если они видят, что ребенку нравится и устраивает, то уже дальше можно делать первый скайп-звонок. И наконец, если это знакомство проходит успешно, то назначается личная встреча», - рассказала Зимова.

Заместитель директора по вопросам опеки и попечительства ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Ирина Меркуль

 Заместитель директора по вопросам опеки и попечительства ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Ирина Меркуль разрабатывала методические рекомендации для составления видео-анкет проекта «Ванечка». По ее словам, опросы в детских домах Подмосковья показали, что 100% детей-сирот хотели бы до первой  встречи получить видео-информацию о своих  потенциальных родителях. «Они хотят знать, насколько велика семья, сколько детей проживает в семье, проживают ли  другие  члены  семьи, где территориально находится дом, в городской черте или сельской местности, какие условия приготовили родители и самое главное - почему родители хотят взять ребенка на воспитание. Для подростков это вопрос очень важный и значимый», - сказала Меркуль.

 

Семья для ребенка

По словам  психолога, подростки, оставшиеся без попечения родителей, - самая сложная категория для семейного устройства. Они уже успели понять, что такое семья и что она им давала. Они серьезно анализируют, сравнивают и  оценивают. Они с большой опаской идут в новую семью,  и период привыкания идет медленно. Усугубляет ситуацию переходный период, неотработанные психологические травмы.

Меркуль отметила, что закон учитывает мнение детей уже на этапе знакомства с кандидатами в замещающие родители, особенно, если речь идет о подростках. Но не всегда ребенку достаточно 10-ти встреч, которые прописаны в законодательстве для того, чтобы хорошо познакомиться с кандидатами и принять  верное решение.

В настоящее время происходит перестройка системы устройства детей в замещающие семьи с подбора ребенка для семьи на подбор семьи для ребенка. И это очень правильная тенденция, считают эксперты. «Количество потенциальных приемных родителей, прошедших школу приемных родителей и не нашедших еще ребенка, огромное, а это позволяет специалистам организовывать работу так, чтобы учитывались индивидуальные потребности детей: возрастные,  психологические, медицинские, образовательные, чтобы учитывалось желание детей общаться с кровными родственниками и друзьями», - сказала Меркуль.

По ее мнению, все эти факторы говорят о том, что специалистам по семейному устройству необходимо перестраивать работу и подбирать из числа кандидатов в замещающие родители тех, кто сможет максимально удовлетворять потребностям детей, установить контакт, создать условия, наиболее благоприятные для развития и воспитания.

Что же может объединять ребенка и приемных родителей? Прежде всего, это интересы ребенка,  которые  могут продолжаться в семье. «Допустим, ребенок спортивный и хотелось бы, чтобы он продолжал спортивную деятельность. Или представьте себе родителей, которые спорт не любят,  а ребенок любит спорт. Возникает конфликт интересов. Многие дети любят мастерить что-то руками, а родители к этому не готовы, они думают, что их задача - создать ребенку комфортные условия, чтобы он хорошо учился в школе. Родители думают, что если у ребенка в семье будут хорошие условия, то он сразу поменяется полностью. Но ребенок не может поменяться полностью  быстро», -  считает Шульга.

Психолог рекомендует приемным родителям не строить ожидания сверх возможного. «Иначе может наступить разочарование и неудовлетворенность, лучше настроиться на кропотливую работу, на долгий  труд», - добавила эксперт

 

Когда приемная семья –судьба. Бесценный опыт.

Многодетные приемные мамы Наталья Городиская и Галия Бубнова поделились своим опытом и дали практические рекомендации будущим приемным родителям.

gorod.jpg

Семья Городиских

В семье Городиских 14 детей,  8  детей -  от  3  до 16 лет, из  них 2 кровных,  один усыновленный, остальные - приемные. Семья получила статус приемной еще в 2010 году. «Когда мы только начинали, не было школ приемных родителей и служб сопровождения, которые помогли бы нам пережить кризис адаптации. В поведении маленькой дочки было  много отклонений, а я не знала, что это норма. Нам не хватало  знаний и  опыта. А теперь  мы помогаем другим семьям предотвращать возвраты», - сказала  Городиская. 


В школе приемных родителей, где преподает Наталья, людям помогают принять окончательное решение, нужно ли  становиться приемным родителем или, может быть, лучше помогать детям-сиротам другим способом, например, стать наставником или волонтером.

«Когда устраиваешь  в семью подростка, ты  понимаешь, что у тебя  нет  права  на  ошибку, потому  что в следующий раз он вряд ли пойдет в семью. Родители, которые хотят взять подростка, должны понимать, что они больше наставники, чем приемные родители, чтобы помочь и поддержать на каком-то промежутке времени. А дальше  кто-то становится родными  - не разлей вода, а кто-то общается на расстоянии», - заметила эксперт. 

По ее мнению, в приемные родители должны идти люди, которые понимают, зачем им это нужно. «Важно понимать, что ты можешь дать этому ребенку, как изменишь его судьбу. Со временем я поняла, что ребенка нужно жалеть, больше брать на руки. Потому что чувство защищенности у них должно остаться на всю жизнь. Ребенку важно понимать, что рядом с ним человек, который всегда пожалеет, поможет и подскажет в трудную минуту. Это и есть тот необходимый тыл», - сказала Городиская.

В семье Бубновых 13 детей, из них 9 приемных и одна удочеренная девочка. Принимая решение взять  ребенка в семью, нужно помнить, что это навсегда, считает многодетная мама Галия.

Семья Бубновых

«И твоя жизнь меняется навсегда. Это не та ситуация, когда ты взял, попробовал, не получилось – не твое, бросил. Ты вклиниваешься и меняешь ход  жизни маленького человечка. И надо понимать, что это действительно большая ответственность. Принимая ребенка, ты круто меняешь его жизнь. Как ты ее поменяешь, куда повернешь, зависит только от тебя», - сказала Бубнова.


Она посоветовала приемным родителям набраться терпения и не реагировать остро на каждую проблему, дать времени залечить раны на душе у ребенка-сироты. «Взрослые люди при разводе приходят в себя несколько лет, а тут ребенок, которого в  жизни так пошвыряло. Дети никогда ничего специально  не делают, выходит изнутри их боль и их страх. И надо их смыть. Нужно сохранять чувство юмора, потому что, признаюсь, без чувства юмора иногда можно свихнуться от того, что происходит»,  - заметила эксперт.

Она рассказала, что некоторое время назад они с мужем взяли в семью особенного ребенка – девочку Соню с синдромом Дауна, ей скоро исполнится 9 лет. Соня учится в первом классе в обычной школе. И это совершенно уникальный и потрясающий опыт взаимодействия, который продолжается каждый день на радость всем домочадцам.

«Изначально мы не планировали  брать  детей с ментальными нарушениями. У нас от первой мысли взять ребенка с синдромом Дауна до решения прошло 9 месяцев. Мне всегда казалось, что это палец в носу, слюна течет – вот такого вида ребенок. Я думаю, что у большинства людей такое же примерно отношение – полудурачок с соответствующим разрезом глаз», - поделилась Галия.

Чтобы утвердиться в своем решении взять в семью ребенка с ментальными нарушениями, приемные родители Бубновы посетили несколько занятий  у специалистов, которые работают с такими  детьми, познакомились с особенными детьми, узнали, что нужно для их успешного развития. «Очень важно при приеме особенного ребенка понимать, как и что дальше с ним будет происходить дома. Потому что принять и сидеть с ним дома – это не вариант. Ребенку нужен детский сад и школа, реабилитация рядом с домом. Полезно подписаться на сообщества родителей с особенными детьми, изучить детально,  как они  живут, какой у них распорядок дня.  Нужно прикинуть на себя, насколько это вписывается в твою картину мира, чтобы в дальнейшем  избежать разочарований и возвратов», - посоветовала Бубнова родителям, которые только еще задумываются о том, чтобы взять в семью ребенка с инвалидностью.

Приемный родитель – это призвание. И главная награда – это возможность наблюдать за удивительной  трансформацией: каким приходит ребенок в семью и каким становится через несколько лет, как он расцветает в семье, особенно, если это ребенок с инвалидностью. «Это классно, это большой ресурс и мотивация, потому что ты видишь отдачу, которую многие родители ждут от детей», - добавила Городиская.

Тысячи приемных семей, дали возможность десяткам тысяч сирот узнать, что такое семейная забота, что такое любовь и теплота родителей, что такое дом, где тебя ждут и дадут нужный совет. Приемные родители, усыновители выполняют свою работу  круглосуточно без отпусков и выходных. Собственно как и самые обычные родители, только воспитывают они не самых обыкновенных детей.

Читайте наши статьи по теме семейного устройства детей-сирот на сайте Усыновите. Ру.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Татьяна Виноградова

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)