15 Лет
Вот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Директор центра «Сколковский» Андрей Комаров: «Наша задача — найти семью для каждого воспитанника»

 

 

Как в Центре семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, стараются создать благоприятные условия, которые максимально приближены к обстановке в обычной семье.

В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» сейчас находится 86 детей c ментальными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья. Самому старшему воспитаннику центра недавно исполнилось 18 лет, младшей — всего полтора годика. О том, как ребята живут, учатся, реабилитируются, находят себе друзей и готовятся ко взрослой жизни, мы поговорили с директором ЦССВ Андреем Комаровым.

— Что привело вас в социальную защиту, к детям, лишившимся родительского попечения?

— Я уже много лет занимаюсь детьми-сиротами. Более 10 лет я отработал в домах ребенка. В 2014 году, когда вышло Постановление Правительства РФ № 481, давшее старт реформе учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения, в Москве дома ребенка были переданы в ведение системы социальной защиты и реорганизованы в центры содействия семейному воспитанию. Тогда мне предложили возглавить центр «Сколковский».

— Вы на своем опыте можете рассказать об изменениях, произошедших после реформы. Какие, на ваш взгляд, самые важные?

— Дети могут находиться в одном учреждении с рождения до совершеннолетия. Центры содействия семейному воспитания— это дом, где дети растут и развиваются. Детей, оставшихся без родительского попечения, в учреждениях сейчас гораздо меньше — они живут с новыми родителями. Сейчас в «Сколковском» 86 детей с инвалидностью. В данный момент трое из них готовятся к передаче приемным родителям!

В центрах созданы благоприятные условия, приближенные к условиям проживания в обычной семье.

Мы показываем воспитанникам мир, он не ограничен забором центра. Наши дети постоянно бывают на экскурсиях, очень им нравится смотровая площадка башни «Федерация», стадион «Спартак», ВДНХ. В этом году из-за пандемии пока проводим лето в городе, но наши дети не скучают. С тех пор, как был снят режим самоизоляции, наши воспитанники много гуляют, в том числе и за территорией центра — конечно, с соблюдением всех мер профилактики. Постепенно возвращаемся к своей нормальной жизни: надеюсь, будем скоро посещать магазины, кафе, пиццерии.

— Вы сказали, что активно развиваете семейное устройство. Расскажите поподробнее.

— Мы сотрудничаем с несколькими школами приемных родителей. Хороший результат показывают Дни открытых дверей. Они проходят раз в 1-1,5 месяца, но, конечно, на время пандемии пришлось временно приостановить эту практику.

Мы готовим детей к жизни в семье. Когда человек приходит на День открытых дверей и видит ребенка, который владеет навыками самообслуживания, умет общаться, адаптирован к миру, особенности его здоровья пугают гораздо меньше. Дальше дело только за таким ресурсом, как родительская любовь.

— Человек, который осознанно идет в центр за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, — какой он?

— Нарисовать какой-то общий психологический портрет сложно, потому что все разные. Мне кажется, это достаточно мужественные люди. У большинства из них уже есть опыт воспитания детей — как минимум, кровных, а иногда и приемных, они достаточно зрелые, уже знают, на что идут. Взрослые, серьезные люди, которые понимают всю ответственность такого шага.

Всем им в первое время оказывается поддержка. Специалисты центра находятся на связи с приемными родителями. Готовы проконсультировать и поддержать.

— Вы не сталкивались с такой ситуацией, когда семья, взяв у вас ребенка, через некоторое время возвращалась еще за одним?

— Было, и не раз. В этом году как раз семья пришла: два года назад приняли в семью ребенка из нашего центра, сейчас захотели еще одного.

— Где и как учатся воспитанники «Сколковского»? Какие возможности у них есть для творческого развития?

— Большинство наших воспитанников обучается в школьном отделении Колледжа градостроительства, транспорта и технологий № 41 по программе для детей с особыми образовательными потребностями. Уделяем мы большое внимание и дополнительному образованию. Наши дети складывают оригами, рисуют, в том числе в технике эбру, танцуют, занимаются в театральной студии и многое-многое другое. Каждый может выбрать себе занятия по вкусу. Наши воспитанники сами устраивают мастер-классы для наших гостей на днях открытых дверей. Мастер-классы всегда разные, стараемся не повторяться. На последнем Дне открытых дверей мы шили сумочки. Успешно выступают они и на городских конкурсах. Например, стали победителями фестиваля хоровой песни «Весенняя капель» в этом году, заняли III место в номинации «Хореографическая» на конкурсе художественного творчества «Созвездие» в 2019 году.

— У ваших воспитанников достаточно серьезные диагнозы. Как устроен процесс реабилитации в «Сколковском»?

— Она начинается с самого раннего детства. Для малышей у нас работает собственная монтессори-студия. Но наш главный реабилитационный потенциал — это наши сотрудники: логопеды, дефектологи, психологи, клинические психологи, специалисты по массажу и ЛФК, воспитатели — те, кто учит наших детей всему тому, что они должны уметь, и даже немного больше. Мы возим воспитанников на занятия в бассейн в соседний центр «Кунцевский». Правда, в связи с пандемией эти занятия пришлось приостановить.

Совместно с фондом «Димина мечта» применяем методику «Портаж». Сотрудники прошли обучение для работы по ней, сами обучали специалистов других ЦССВ. Мы видим реальные результаты.

— С какими благотворительными фондами и некоммерческими организациями, кроме «Диминой мечты», сотрудничает центр?

— Добровольческое движение «Даниловцы» — наши давние друзья. Волонтеры гуляют с нашими детьми на площадке центра и даже в городе, иногда устраивают мастер-классы и развлекательные мероприятия. Радует, что приходят к нам одни и те же волонтеры, их уже знают и наши ребята, и сотрудники. Для наших воспитанников важно иметь постоянных друзей.

— В силу особенностей своего здоровья большая часть выпускников центра переходит в стационарные учреждения для взрослых. Как вы готовите ребят к переходу? Какими навыками должен обладать выпускник ЦССВ, чтобы переход для него прошел комфортно?

— Это огромная работа педагогов и специалистов, чтобы дети освоили необходимые навыки. Самое элементарное — поход в магазин. Детям выделяются деньги, которые они могут тратить по своему желанию. Педагоги ходят в магазины вместе с ними, постепенно знакомят воспитанников с понятием ценности денег, рассказывают о том, что потратить их можно одномоментно или сэкономить, купить те или иные товары. С каждым разом ребята все лучше и лучше понимают, как работает эта система, начинают понимать, что они могут себе позволить, а что — нет. Учатся копить свои карманные деньги.

Учим ребят и ориентироваться в городе. Их передвижения не ограничены маршрутом «дом — магазин». Наши воспитанники выезжают на экскурсии, выходят на прогулки по району.

Обучаются ребята пользоваться телефоном, знают, кому позвонить, если что-то случилось, осваивают навыки действий в нестандартных ситуациях — например, что делать, если ты потерялся.

Наталья Ходнева

https://dszn.ru/press-center/news/4236

 

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

21 Октября 2020

Доступна запись вебинара Дианы Машковой "Психотравмы приемных детей - История изучения психологической травмы"

21 Октября 2020

Правительство отклонило внесенные Мизулиной поправки в Семейный кодекс

20 Октября 2020

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова дала интервью телеканалу «Звезда». В нем детский омбудсмен ответила на главные вопросы, связанные с защитой детей и отношений семьи и государства. Кузнецова рассказала, какова реальная ситуация с иностранными усыновлениями, как снизилась доля детей-сирот и что нужно сделать, чтобы реформировать систему опеки и попечительства.

20 Октября 2020

В России тысячи приемных детей возвращают в детдома. Почему без семьи почти все они обречены?