Таблица 1. Региональные нормативно-правовые акты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержки замещающих семей
№ п/п |
(Название, номер, дата) |
Ссылка на документ или приложение копии документа |
|
Подпрограмма «Новая семья» государственной программы Ставропольского края «Государственная поддержка детей нуждающихся в особой заботе государства 2019-2024» |
Постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 года № 583-п |
|
|
|
Таблица 2. Региональный сайт по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специализированные сайты для замещающих родителей.
№ п/п |
Название сайта |
Ссылка в сети Интернет
|
1 |
Региональный межведомственный информационный интернет-портал по вопросам развития семейных форм устройства детей-сирот НЕТСИРОТСВУ.РФ |
http://нетсиротству.рф |
Таблица 3. Региональные некоммерческие организации, занимающиеся съемкой видеосюжетов о детях-сиротах, работающие в сфере семейного устройства детей-сирот, оказывающие методическую помощь приемным семьям и детям-сиротам, занимающиеся сопровождением и постинтернатной адаптацией детей-сирот.
№ п/п
|
Название некоммерческой организации |
Направления деятельности / проекты
|
Адрес сайта в сети Интернет
|
1 |
«Измени одну жизнь»-http://changeonelife.ru/videopassport" база видеоанкет детей-сирот.
|
- Подготовка и размещение информационных материалов по теме семейного устройства с целью популяризации семейного устройства детей-сирот; -создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, для их последующего размещения в сети Интернет на сайте Фонда «Измени одну жизнь»; - подготовка и размещение видеоматериалов для потенциальных и текущих приемных родителей, способствующих повышению доступности информации о процедурах семейного устройства детей-сирот, основных юридических, психологических особенностях, связанных с приемом и адаптацией детей, оставшихся без попечения родителей; - подготовка и размещение информационных материалов (статьи, интервью, истории успеха). |
|
2 |
Межрегиональная общественная организация помощи детям «НАШИ ДЕТИ» |
-Информирование населения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в целях развития семейных форм устройства детей-сирот в семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; - создание Базы потенциальных приемных родителей на сайте Ванечка.рф |
Таблица 4. Инновационные проекты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
№ п/п |
Название проекта |
Территория реализации проекта, контакты, сайт |
Описание проекта, результаты |
1 |
«Дорога к дому» |
Ставропольский край |
Проект «Дорога к дому» направлен на обеспечение комплексного и системного подхода в подготовке и передаче ребёнка на воспитание в семью; оказание индивидуальной личностно - ориентированной помощи кровным (биологическим) и замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, воспитания, обучения, преодоление трудностей периода адаптации в семье; повышение ресурсности семей, а также решение проблемы профилактики возврата ребенка в государственные учреждения. За последние пять лет в Ставропольском крае численность данной категории детей сократилась на более чем на 2000 человек. Значительная часть детей из числа сирот и детей, лишенных родительской опеки, воспитываются в замещающих семьях (87, 2%). |
Таблица 5. Мероприятия и информационные проекты по популяризации и развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие сообщества замещающих семей(проведение информационных/рекламных кампаний, форумов, организация клубов приемных семей, развитие ассоциаций, и других объединений приемных семей и др.)
№ п/п |
Название проекта/ мероприятия |
Сроки реализации |
Описание проекта, результаты |
1 |
Родительское кафе «Домашний очаг» |
Открыто в 2015 году |
Родительское кафе – это форма сопровождения семьи, восстановления потенциала развития и саморазвития членов семьи. Работа направлена на: социально-педагогическую поддержку замещающих родителей, активизацию их потенциала в поиске позитивных жизненных стратегий для решения собственных проблем и проблем детей, принятых на воспитание; приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей; развитие воспитательных ресурсов семьи, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей; распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. Встречи в родительском кафе проходят 1 раз в квартал. Проводит их модератор Родительского кафе. Он же является участником постоянно действующей родительской группы, волонтером Родительского кафе и информирован о приемных семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации. Состав участников непостоянный и формируется с учетом тематики встреч и в соответствии с возрастными особенностями детей. Целевой группой родительского кафе являются опекуны (попечители) и дети, воспитывающиеся в замещающих семьях. Результат: наблюдается снижение числа возвратов детей из замещающих семей в детские дома, оптимизация детско–родительских и супружеских отношений. |
2 |
Клуб приемных семей «Родительский час» |
Открыт в 2014 году |
Клуб – это общение по интересам. В нем дети и взрослые принимают совместное участие в организациях выставок, семейных праздниках, приемные родители пополняют свои знания о воспитании детей. |
3 |
Краевая общественная организация «Ассоциация замещающих семей «Надежда» |
Действует с 2013 года |
Деятельность ассоциации направлена на создание благоприятных условий для семейного воспитания детей-сирот, помощи в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для этого организация проводит информационно-просветительские кампании, семинары, тренинги с родителями, воспитывающими детей-сирот либо желающими взять их в свою семью, консультации, организована «Школа психолога» для сопровождения замещающих семей. |
4 |
Форум краевой общественной «Ассоциации замещающих семей «Надежда».
|
Ежегодный |
Взаимодействие общественной организации с органами власти, объединить усилия замещающих родителей и госструктур всех уровней в создании условий для развития, обучения и успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
4 |
Краевой форум приемных родителей, организованный краевым ресурсным центром «Шаг в будущее» |
Ежегодный |
Проводится в целях пропаганды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также трансляции положительного опыта воспитания детей-сирот в замещающих семьях На форуме организуется разнообразная культурная программа для семей, а также оказывается консультативная помощь опекунам, приемным родителям по вопросам воспитания приемных детей. Ежегодно принимают участие более 200 семей |
5 |
Проект «Всем миром» |
2014-2016 годы |
Организация встреч с населением, трудовыми коллективами, общественными организациями и объединениями, проведение информационной работы по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганда семейных форм устройства детей, формирование у населения края ответственного родительства, потребности принять на воспитание ребенка в семью. |
Таблица 6. Инновационные проекты и технологии сопровождения замещающих семей и профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей
№ п/п
|
Описание |
Кем и где реализуется
|
Результаты
|
1 |
Технология «Пирамида семейного счастья» - организация системы контроля за адаптацией детей в замещающих семьях. |
Учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ставропольского края |
Повышение психолого- педагогической грамотности будущих родителей, создание комфортного перехода ребенка в условия замещающей семьи, повышение качества работы служб сопровождения Ставропольского края, снижение доли повторных отказов от детей- сирот. |
2 |
Арт-терапевтическая технология «Книга жизни». Это хронологически последовательное изложение жизненной истории ребенка с момента его рождения. «Книга жизни» включает в себя все то, что удастся восстановить про историю ребенка. Она не заканчивается на моменте попадания ребенка в приемную семью, а логическим образом продолжается. Включает в себя составление генеалогического древа своей семьи, фотографии, сочинения, достижения и др. |
ГКУ «Санаторный детский дом №12»
|
Технология способствует формированию мотивации к познанию своих корней, проявлению эмоционально – чувственного отношения к членам семьи, становлению личности ребенка в процессе изучения его родословной, обеспечивает формирование семейных традиций, воспитывает уважение к культурным традициям семьи и страны. |
3 |
Технология «Мульттерапия» Мультипликационная технология направлена на развитие и коррекцию детско-родительских отношений. В процессе съемки дети и родители с помощью игровых мультипликационных образов проживают, проигрывают эмоциональные переживания, беспокоящие их в жизни, через персонажей выражают свои чувства, подсознательно раскрывая истинные взаимоотношения в семье. |
ГКУ «Санаторный детский дом № 12» г. Ставрополь |
Отснято более 20 мультипликационных фильмов.
|
4 |
«Служба примирения» Деятельность службы направлена на формирование ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам; развитие ресурсов личности. |
Детские дома Ставропольского края |
Воспитанники обучаются цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности за свои поступки. Результат - снижение уровня конфликтности воспитанников в школе, друг с другом, ребенка со взрослым. |
5 |
Краевой кризисный консультативно-методический центр по вопросам повышения психолого-педагогической и правовой грамотности замещающих родителей «Поддержка». Центр создан в 2014 году. Его деятельность направлена на: - обеспечение доступности и своевременности психологической, социальной, правовой помощи замещающим семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, способствовало ликвидации возникающих кризисных ситуации, снижению уровня тревожности между членами замещающей семьи. - снижение числа кризисных ситуаций в замещающих семьях: отказов от детей, а также возвратов детей из замещающих семей; - повышение психологической культуры родителей, взявших на воспитание ребенка, в сферах межличностных, семейных и родительско- детских отношений; - укрепление детско-родительских отношений и семейных связей. |
ГКУ «Санаторный детский дом № 12» для работы с учреждениями Ставропольского края |
Деятельность краевого кризисного центра «Поддержка» содействует развитию и укреплению семьи, как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, психологического здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. За время работы центра оказана помощь более 300 взрослым и более чем 300 детям. |
Таблица 7. Проекты наставничества для замещающих семей
№ п/п
|
Название организации |
Краткое описание проекта, результаты |
Сайт в сети Интернет
|
1 |
Государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12» |
«Отзывчивый телефон», созданный в 2014 году, оказывает разностороннюю консультативную, психолого-педагогическую, социально-правовую помощи замещающим семьям (с выездом на дом, дистанционный и выездной патронаж) в вопросах решения проблем в обучении, поведении бывших воспитанников детского дома, переданных на воспитание в приемные, опекунские семьи и семьи усыновителей. В службу «Отзывчивый телефон» поступило более 200 обращений.
|
|
Кабинет психологического здоровья семьи, созданный в 2014 году, осуществляет разностороннюю психологическую помощь, поддержку семьям, принявшим на воспитание ребенка, в решении проблем внутрисемейных отношений, воспитания и поведения детей, конфликтных ситуаций с целью создания условий для развития, сохранения и укрепления психического здоровья семьи. Более 140 семей получили квалифицированную помощь и поддержку: консультативные, профилактические, просветительские встречи, коррекционные и реабилитационные мероприятия |
|
Таблица 8. Инновационные технологии по устройству воспитанников организаций для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (работа организации для детей-сирот)
№ п/п |
Название организации для детей-сирот |
Контактные данные |
Описание технологии, результат |
1 |
Государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12» |
355007 г. Ставрополь, ул. Трунова, 71; тел., факс (8652) 36 - 28-00, электронный адрес: det-stavropol@yandex.ru |
Модифицированная технология «Семь вопросов к познанию себя» разработана как вариант психодраматических техник, способствует самораскрытию, самопознанию человека, развитию навыков самоанализа, содействует позитивным личностным изменениям. Может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. И в том, и в другом случае используется реальный предмет – матрешка, состоящая из семи вложенных одна в другую кукол. Матрешка используется как «предмет - посредник», что позволяет избежать дискомфорта, возникающего при вторжении чужого человека на «свою территорию чувств». Принцип технологии заключается в процессе «сборки» эмоций, мыслей, желаний родителей и ребенка для оценки и перестройки механизмов формирования будущей жизни. Технология «Игра в кризис» - стратегии копинг-поведения методами арт-терапии. Направлена на формирование стратегий копинг-поведения методами арт-терапии, обучение детей и родителей социально приемлемым способам эмоционального реагирования на внутреннее и внешние раздражители; повышение уровня эмоционального интеллекта, для безопасного разрешения конфликтных ситуаций.
Модифицированная технология «Все дело в шляпе», разработана на основе метода «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно. Это простой и практичный способ преодолеть сомнения и переживания связанные с переходом в замещающую семью (особенно воспитанников подросткового возраста) Посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета воспитанник размышляет о плюсах и минусах проживания в новой семье Технология «Зазеркалье». В основу разработки положен метод объективного включенного наблюдения "Зеркало Гезелла". Использование инновационной технологии "Зазеркалье" помогает в решении вопросов подготовки семьи и ребенка к совместному проживанию, трудностей адаптации приемных детей, коррекции семейных конфликтов, взаимопонимания между членами семьи. Технология «Мать и дитя – будем вместе» направлена на предупреждение социального сиротства, предотвращения семейного неблагополучия путем создания системы личностного развития и коррекции несовершеннолетних матерей (воспитанниц детских домов края) Результат: по итогам проведенной работы наблюдается положительная динамика в эмоционально- чувственном развитии личности несовершеннолетних матерей, формируется навык позитивного материнства и семейно- родительских отношений. Нет отказов несовершеннолетних матерей от своих новорожденных детей. Технология «Ветер надежды» направлена на обеспечение доступной, своевременной и эффективной психологической, юридической, социальной и иной помощи беременным женщинам и женщинам с детьми - выпускницам детских домов края в возрасте от 18 лет до 23 лет, находящихся в критическом и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию. Результат: снижение социального сиротства, сохранение семьи, восстановление детско-родительских отношений. |