Участники: девочка 10 лет, кандидат в приемные родители, специалисты Центра семейного устройства, ШПР, службы сопровождения.
Описание кейса
Девочка София, 2003 г.р., попала в детское учреждение в сентябре 2010 года, кровная мать, не лишенная родительских прав, находится в МЛС, окончание срока в декабре 2015 года.
За время проживания в Центре девочка с матерью вела регулярную переписку, ежемесячно разговаривала с ней по телефону, в сопровождении сотрудников учреждения выезжала в колонию на краткосрочные и длительные свидания для поддержания родственных отношений.
По характеристикам от специалистов, девочка общительная, отзывчивая, творческая. Демонстрировала устойчивую привязанность к кровной матери, находящейся в МЛС. Было выявлено переживание Софией чувства подавленности, потребность в любви и безопасности, попытка ребенка объединить, сплотить семью. Тем самым она выражала сильное стремление к теплым эмоциональным контактам со своей семьей (матерью).
Девочка демонстрировала желание проживать в кровной семье, готовность к выстраиванию отношений и выполнению социальных ролей, правил поведения. Кровная семья вызывает положительные эмоции у ребенка.
В 2012 году специалисты учреждения поставили задачи по определению мотивации проживания ребенка в приемной семье и подготовки Софии к семейному устройству
У девочки наблюдалось стабильное эмоциональное состояние, открытость при беседе о прошлом ребенка, желание проживать в приемной семье, при этом постоянно поддерживать связь с кровной матерью.
Учитывая интересы ребенка и ее желание проживать в приемной семье до освобождения матери, стало целесообразно ее семейное устройство. Следующим этапом работы специалистов стало: Рассмотрение вопроса о временной передаче в замещающую семью. Проведение консультативной работы с кровной матерью ребенка о возможности проживания Софии в замещающей семье.
Задача специалистов заключалась в подборе и подготовке для ребенка профессионального приемного родителя, который бы рассматривал вариант временного устройства ребенка, учитывал потребности девочки в поддержании отношений с кровной матерью, оказывал помощь в ее личностном развитии.
На базе Центра, где проживает София, реализуется деятельность Школы принимающих родителей.
В июне 2013 года Анна П. прошла обучение в ШПР.
Анна в браке не состоит, имеет кровного совершеннолетнего сына, хотела принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, школьного возраста (10-12 лет)
После обучения Анны в ШПР и прохождения собеседования с психологом. Анне было рекомендовано принять в семью Софию.
В августе Анна получила заключение кандидата и направление на знакомство с Софией. Специалисты сопровождали процесс их знакомства.
С сентября 2013 года девочка стала проживать в приемной семье, где поддерживает контакт с кровной матерью, разговаривает с ней по телефону и выезжает на свидание.
Процесс адаптации проходил нормативно, Анна справлялась с задачами воспитания, активно сотрудничала со специалистами службы сопровождения. София успешно училась в школе, включилась в приемную семью, охотно поддерживала общения с родственниками Анны. После контакта с кровной матерью была эмоционально неустойчивой, расстроенной, не хотела вести диалог с Анной. Приемная мать понимала, что это нормальное выражение эмоций девочки после встречи с мамой, поэтому поддерживала Софию и помогала справиться с эмоциями.
Кровную мать ребенка освобождают раньше по УДО в сентябре 2015 года. Через 3 месяца мать Софии устраивается на работу, собирает все необходимые документы, органы опеки и попечительства готовы на передачу ребенка кровной матери.
София сомневается, она, то хочет проживать с кровной матерью, то готова остаться в семье Анны. Приемная мать поддерживает ребенка, она не препятствует передачи Софии в кровную семью, но желала бы и дальше жить с девочкой, к которой эмоционально привязана.
Через некоторое время «РОДИТЕЛИ» девочки решили, что ей лучше будет с Анной. Они поговорили с Софией, она как будто успокоилась, что ей не нужно принимать такое важное решение. Девочка согласилась, она понимала, что ей будет лучше в семье Анны, к которой она тоже привязалась, так же не нужно менять школу, в которой появились друзья. В 12 лет София могла сравнить и представить, как она будет жить с кровной матерью или с Анной.
Сегодня Софии 17 лет, она по-прежнему живет с Анной и продолжается видеться с кровной матерью.
Выделение проблемы: Отсутствие системы временного устройства детей в семьи. Отсутствие подготовки кандидатов, готовых временно позаботиться о ребенке. Ведь чем дольше ребенок находиться в детском учреждении, тем сложнее ему будет адаптироваться в семье. Любое учреждение не способствует психическому благополучию ребенка.
Ресурсы:
Несомненной ценностью программы школы принимающих родителей является тот факт, что она выступает неотъемлемой частью целостной деятельности Центра, тесно переплетена с подготовкой детей к встрече с новыми родителями, с последующим сопровождением ребенка в приемной семье. Сопровождение семьи ведется теми же специалистами, которые осуществляли подготовку потенциальных родителей, сопровождали ребенка и кандидатов на этапе их знакомства, консультировали по различным вопросам, и с которыми уже сложились доверительные взаимоотношения.
При устройстве детей в приемную семью специалистами осуществляется подбор для детей, совместимой с ними семьи из числа семей, прошедших подготовку на базе Центра или пришедших по направлению отдела опеки и попечительства, сопровождение процесса знакомства кандидата с ребенком, что существенно влияет на повышение качества жизни ребенка в потенциальной семье, на процесс их взаимной адаптации.
В данном случае Приемная мама прошла подготовку в Центре. В рамках собеседования было проведено психолого-педагогическое обследование по следующим направлениям:
- изучение мотивов принятия несовершеннолетнего ребенка;
- изучение личностных особенностей
- изучение воспитательных установок и опыта родительства;
- изучение осведомленности о специфике личностного развития, возрастных особенностей и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучение ресурсов семьи (наличие положительного опыта и свободного времени для воспитания детей, готовность сотрудничать со специалистами, поддержка со стороны родственников);
- изучение благоприятных и неблагоприятных факторов принятия несовершеннолетнего ребенка в семью.
Ведущим мотивом принятия несовершеннолетнего ребенка в семью являлось желание Анны заботиться о ребенке, предоставить ему возможность жить и воспитываться в семье, реализовать свой нерастраченный родительский потенциал.
Благоприятными факторами принятия ребенка в семью Анны являлись: наличие у кандидата позитивного опыта воспитания кровного ребенка; знаний о специфике развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; личностные качества (эмпатия, коммуникативность); помощь близких родственников (сына); готовность с ребенком к установлению добрых и способствующих развитию отношений на всю жизнь; открытость к сотрудничеству со специалистами.
Рисками для принятия ребенка: отсутствие проблем в воспитании кровного ребенка, идеализированные представления и ожидания от приемного родительства и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.
По результатам собеседования Анна может быть рекомендована в качестве временного замещающего родителя (наставника) для девочки школьного возраста, не имеющей явных поведенческих и серьезных проблем со здоровьем.
Специалисты, увидев ресурсы кандидата для этой девочки: личностные качества, позитивный опыт воспитания кровного ребенка, понимание внутреннего мира ребенка, ориентация на удовлетворение его потребностей, консультировали о роли приемного родителя в данном случае.
Были и определенные риски, но специалисты понимали, что Анне нужна девочка, которая имела опыт отношений с близким взрослым в раннем детстве.
София до 7 лет жила с кровной матерью. Кровная мать заботилась о девочке, у нее есть опыт привязанности и модель отношений взрослый-ребенок, на основе которых она успешно адаптировалась в приемной семье.
Сегодня ведется активное психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Решение проблемы: Профессиональное приемное родительство сегодня может минимизировать наиболее распространенные риски социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По мнению, Оксаны Синявской, в профессиональной приемной семье нет риска нарушения прав ребенка. При этом бывший детдомовец помещается в наиболее эмоционально и психологически комфортную среду, поскольку профессиональные родители проходят регулярное обучение, выполняют индивидуальные планы развития детей, сопровождаются службами профессиональной психологической и педагогической поддержки.
Необходимо менять всю парадигму отношений при решении вопроса о семейном устройстве, и не подыскивать ребенка для семьи, но искать семью для ребенка, а также подходящую форму его устройства, – подчеркивает директор Агентства социальной информации, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты РФ Елена Тополева-Солдунова.
Профессиональная замещающая семья должна показать ребенку, оставшемуся без попечения родителей, модель близких принимающих отношений, отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал ранее в дисгармоничной семье или в интернатном учреждении. Это обусловливает необходимость тщательного отбора и подготовки будущих принимающих семей с целью повышения качества жизни приемных детей, предупреждения повторной психологической травматизации, предотвращения жестокого обращения [Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Психологическая диагностика потенциальных замещающих семей: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.].
Оценка потенциальной замещающей семьи осуществляется посредством целого ряда встреч специалистов органов опеки и попечительства и службы сопровождения замещающих семей с потенциальными родителями и другими членами семьи (собеседования и диагностические исследования в службе, домашние визиты). По результатам комплексной оценки семьи специалистами службы сопровождения подготавливается заключение о возможности или невозможности стать замещающей семьей, даются рекомендации с учетом ресурсности семьи, «зон риска». В дальнейшем, семья для сироты должна подбираться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ребенка и возможностей данной замещающей семьи, ее установок и ожиданий по отношению к принимаемому ребенку (Синицина А.В., Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова,2010, Том 16).