Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).
Основания и факторы | Усыновление | Опека (попечительство) |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Федеральные нормативные акты, регулирующие особенности данной формы | Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» | Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» |
Основание возникновения | Решение суда |
Безвозмездная форма - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора
|
Согласие ребенка | Требуется согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста | |
Характер возникающих отношений с детьми | Возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства | Безвозмездная форма - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора |
Прекращение правоотношений | Носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. |
Опека прекращается по достижении малолетним 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем до достижении несовершеннолетним 18 лет. При заключении соответствующего договора – на срок, указанный в договоре. |
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.