Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
Департаментом в соответствии с возложенными на него полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации (далее – представительства) осуществляется мониторинг соблюдения представительствами обязательств по представлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных при содействии представительства (далее – отчеты), и информации о постановке усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации (далее – консульский учет).
В рамках мониторинга департаментом проведен анализ информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о работе представительств, находящихся на их территории и осуществляющих деятельность по усыновлению детей, представляемой Минобрнауки России на основании пункта 18 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению ( удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 268 (далее – Положение).
В процессе указанной работы выявлен ряд недостатков, касающихся подготовки представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации, а также осуществления ими взаимодействия с представительствами в сфере обеспечения контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей.
В частности, имеют место случаи несвоевременного информирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представительств о наличии у них задолженностей по представлению соответствующих отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет либо о несоответствии представленного отчета установленной форме.
С другой стороны, органами исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации предъявляются не предусмотренные законодательством требования к представительствам в части порядка и сроков представления отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет, допускаются случаи неправомерного отказа в приеме своевременного и по форме представленных отчетов.
В ряде случаев в информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации содержатся сведения о нарушении представительствами порядка и сроков предоставления соответствующих отчетов и информации, которые дальнейшем не получают подтверждения.
В целях совершенствования деятельности по осуществлению контроля за деятельностью представительств, а также контроля за условиями жизни и воспитании детей, усыновленных иностранными гражданами, Департамент предлагает:
обеспечить регулярный контроль за соблюдением представительствами обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет;
незамедлительно информировать представительства о наличии у них задолженностей по предоставлению отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет;
обеспечить эффективного взаимодействия с представительствами в сфере осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, в том числе, решения вопросов оперативного устранения недостатков, касающихся предоставления представительствами отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет;
оперативно информировать Департамент о случаях грубых или систематических нарушениях представительствами порядка и сроков предоставления отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет, а также о других нарушениях в деятельности представительств;
усилить контроль за качеством предоставляемой Минобрнауки России информации о деятельности представительств, в том числе, о соблюдении представительствами обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет. Не допускать представления в Минобрнауки России непроверенных и недостоверных сведений о деятельности представительств и нарушении ими законодательства Российской Федерации;
при осуществлении контроля за предоставлением представительствами отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет руководствоваться требованиями пункта 16 Положения , Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и положения № 8 к приказу Минобразования России от 20 июля 2001 г. № 2750 «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях» (далее – приказ Минобразования России от 20 июля 2001 г. № 2750), а также письма Минобрнауки России от 17 февраля 2006 г. № ДЛ-38/06;
фиксировать сведения о поступлении отчетов в журнале учета детей, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, лицами без гражданства, а также роспись сотрудника представительства о предоставлении отчета в строгом соответствии с приложением № 11 к приказу Минобразования России от 20 июля 2001 г. № 2750.
Заместитель Директора Департамента
Б.Б. Гусев
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
17 Октября 2024
16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.
28 Августа 2024
Проект «От обители — к родителям» с 28 августа объявляет о начале набора на участие в ресурсных группах для приёмных родителей и кандидатов.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения