3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Прочитайте, пожалуйста, следующие случаи и определите какую роль в семье выполняет приемный ребенок
Случай 1. Ольга - приемная мать Саши - 54 года. Саша - 14 лет, учится в классе коррекции. Ведет себя агрессивно. Может кинуть в Ольгу любым предметом, который у него оказывается в это время под рукой. У Ольги погиб сын во время службы в армии. Она все время вспоминает сына, говорит, что у него не было плохих качеств, он всегда ей помогал, был ласковым и примерным ребенком. После гибели сына она усыновила Сашу. Он был очень похож на погибшего сына, даже имел "такой же запах и родинку". В то время ему было около 3-х лет. Семья живет довольно замкнуто. Друзья, которые приходят к Саше, не нравятся Ольге. Причем это не зависит от друзей. Ей просто не нравится, когда Саша с кем-то общается. Нередко она их выгоняет, что портит отношения Саши с друзьями. Ольга искренне привязана к Саше, видит в нем смысл своей жизни. Саша привык во всем советоваться с матерью и не принимает без нее ни одного решения. Ольга всегда сравнивает Сашу со своим погибшим сыном. Ждет от него, чтобы он стал для нее опорой в жизни.
Выберите, пожалуйста, роль (роли), которую Саша выполняет в семье и отметьте галочкой:
1 КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ
2 РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ
3 РЕБЕНОК - ОПОРА
4 ЗАМЕНА ПОГИБШЕМУ РЕБЕНКУ
5 ЗОЛУШКА
Ключ:
Правильные ответы: 4, 3. За каждый правильный ответ - 5 баллов (максимально - 10 баллов).
Случай 2. Анна - приемная мама - 38 лет. Ее муж - Никита - 40 лет. Кровные дети: Алеша - 9 лет, Миша - 7 лет. Приемные дети (сестры): Наташа - 10 лет, Катя - 8 лет, Нина - 6 лет. Сестры росли в семье, где родители пили, не заботились о них. Дети вынуждены были побираться, спать в сарае на матраце, кишащем блохами и червями. Потом их забрали в детский дом, где с ними не было особых проблем. Когда Анна и Никита решили создать приемную семью, девочки оказались у них. Наташа, не смотря на свой возраст, всегда пыталась заменить девочкам мать. Она их кормила, ругала, заставляла слушаться во всем. В приемной семье первый конфликт произошел из-за того, что мама всех послала спать. Она не обратилась к Наташе, как к старшей, не попросила ей помочь. Девочки стали прыгать и кричать, долго не могли успокоиться. В результате никто не в эту ночь заснуть не смог. Наташа по привычке пыталась руководить не только своими сестрами, но и Алешей с Мишей. Анна почувствовала себя растерянной. Любые попытки управлять поведением детей заканчивались скандалом. Наташа рыдала, сестры ломали игрушки, дружно мочились в штаны. Тогда Анна решила поговорить с Наташей. Сказала, что понимает, как тяжело быть в таком возрасте ответственной за маленьких детей, как трудно ей было сохранить их в таких условиях. Анна попросила Наташу разделить с ней обязанности, связанные с заботой о детях. Рассказала ей о себе, о том, как она относится к детям, какую ответственность она может взять на себя. Она попросила доверять ей как матери, стать ее помощницей и старшей сестрой для детей.
Выберите, пожалуйста, роль, которую Наташа пыталась выполнять в семье и отметьте ее галочкой:
1 КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ
2 РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ
3 РЕБЕНОК - ОПОРА
4 ЗАМЕНА РЕБЕНКУ
5 ЗОЛУШКА
Ключ:
Правильные ответы: 2. За правильный ответ - 5 баллов (максимально - 5 баллов).
Случай 3. Катя - опекун - 48 лет, ее муж - Андрей - 54 года. У супругов есть уже взрослая дочь с ребенком, которые живут отдельно. Катя очень любит внучку, практически, с рождения воспитывает ее. Но дочь вышла замуж и забрала внучку с собой. Катя не смогла выдержать разлуки и оформила опеку над ребенком. Девочка была немного старше внучки. Но с точки зрения Кати уж очень непослушная и расхлябанная. Она обманывала даже по мелочам. Ее поймали на краже заколок внучки. Увидев лежащие на столе заколки, она воткнула их себе в волосы. Катя была возмущена: кто это ей позволил? Девочка стала все отрицать, сказала, что эти заколки подарила ей воспитательница в детском доме. Поведение девочки становилось все проблемнее, а жалобы Кати на нее все разнообразнее. Андрей пытался заступиться за девочку, но это вызывало только конфликты. Катя даже стала считать, что внучка разлюбила ее из-за того, что она взяла под опеку ребенка.
Выберите, пожалуйста, роль, которую Наташа пыталась выполнять в семье и отметьте ее галочкой:
1 КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ
2 РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ
3 РЕБЕНОК - ОПОРА
4 ЗАМЕНА РЕБЕНКУ
5 ЗОЛУШКА
Ключ:
Правильные ответы: 1, 4. За каждый правильный ответ - 5 баллов (макси-мально - 10 баллов).
Домашнее задание.
Задание. Для каждого члена семьи сделайте таблицу похвал и критики. В течение недели каждый день в "Таблице похвал и критики" Вы и члены Вашей семьи делаете отметку каждый раз, когда хвалят или делают критическое замечание. Можно с помощью галочки или черточки. В конце недели каждый подсчитывает свое количество похвал и критических замечаний, а потом все члены семьи делают сводную таблицу и высчитывают общее количество для всей семьи. Важно понять соотношение поддержки и критики в семье, а также источник похвал и критических замечаний.