Да
|
Нет
|
||
1
|
В детстве Вы пережили тяжелую потерю, которая изменила Вашу жизнь и оказала большое влияние на Вас
|
||
2
|
В течение 2-х последних лет Вы пережили тяжелую потерю, которая изменила Вашу жизнь и оказала большое влияние на Вас
|
Возраст
|
Задачи развития
|
Последствия разлучения или потери
|
Помощь в минимизации травмы
|
Младенчество
|
Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.
|
Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.
|
Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.
|
Дети, только начинающие ходить и говорить
|
Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно
|
Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.
|
Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.
|
Дошкольники
|
Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.
|
Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.
|
Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.
|
Возраст
|
Задачи развития
|
Последствия разлучения или потери
|
Помощь в минимизации травмы
|
От 6 до 10 лет
|
Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.
|
Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.
|
Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.
|
Подростки
|
Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.
|
Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.
|
Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.
|
1
|
1,2,3,4,5
|
Прислушиваться к тому, как ребенок объясняет причину утраты и (или) попадания в новую семью. Если звучит мотив собственной вины (все из-за меня), то терпеливо объяснить ребенку, что его вины в этом нет.
|
2
|
1,2,3,4,5
|
Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму.
|
3
|
1,2,3,4,5
|
Терпимо относиться к прилипчивому поведению, так как дети не верят, что взрослые всегда будут рядом, когда они им понадобятся. Поддерживать стремление к независимости.
|
4
|
1,2,3,4,5
|
Нуждаются в совместном со взрослым планировании собственной жизни, в понимании, что их мнения и желания всегда принимаются во внимание.
|
5
|
1,2,3,4,5
|
Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть.
|
Возможное поведение ребенка
|
Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей
|
Появляется поведение, соответствующее БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребенка)
|
Относиться как к естественному проявлению травмы.
Соблюдать четкий режим дня. УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕЛЕСНЫХ КОНТАКТОВ (ОБНИМАНИЕ, СОВМЕСТНОЕ РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ПОД ПЕСНЮ, КОТОРУЮ НАПЕВАЕТ МАМА, ПОД ЕЕ ЛЮБЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ).
Обеспечение ПОДДЕРЖКОЙ, ОТДЫХОМ, КОМФОРТНОЙ МЯГКОЙ ОДЕЖДОЙ.
Обеспечение ПРИВЫЧНОЙ ПИЩЕЙ, ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕКУСОВ, ВОЗМОЖНО ВРЕМЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛАДКОГО.
|
Беспомощность, которая может проявляться В ИСТЕРИКАХ, УПРЯМСТВЕ
В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
|
ЛИШИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЕЙ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПОКОИТЬСЯ (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребенок по предварительной договоренности будет считать таковым)
Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребенок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьезным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребенок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребенок так и сделает.
Если поведение не угрожает безопасности ребенка, то можно встать в проеме двери и подождать пока он успокоится.
После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать. Что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ свое ПОВЕДЕНИЕ.
Очень ценным является СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВРЕМЕНИ, СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.
|
У ребенка много страхов
|
Новым родителям необходимо повторять ребенку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации
|
Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)
|
Терпеливо повторять ребенку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий
|
Трудности распознавания собственных беспокойств
|
Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю
|
Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)
|
Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребенка одного, оставлять включенным ночник
|
Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта
|
Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.
|
Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть
|
Объяснения физической реальности смерти
|
Возможное поведение ребенка
|
Возможные шаги помощи со стороны родителей
|
Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной
|
Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребенок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребенка
|
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве
|
Ребенок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь
|
Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие
|
Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребенку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).
|
Нарушения концентрации, трудности обучения
|
Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребенка
|
Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)
|
Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании
|
Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)
|
Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")
|
Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями на ситуацию
|
Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребенок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребенка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией
|
Поведение
|
Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей
|
Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)
|
Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать
|
Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций
|
Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости
|
Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированном поведении, воровстве и т. д.
|
Обращение к психологу
|
Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы
|
Обращение к психологу
|
Резкие изменения в межличностных отношениях
|
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом
|