Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.
Посмотрите на мозаику развития Андрея.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРАВЫЙ СТОЛБИК)
Если бы Андрей воспитывался бы в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.
МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (ЛЕВЫЙ СТОЛБИК)
Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выгля-дит моложе, но при этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребенок не в состоянии "переварить", т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ОЖИДАЕМ ОТ НЕГО, КАК ОТ 8-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА, что он:
-обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НОРМЕ).
НА САМОМ ДЕЛЕ он, как маленький ребенок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: "НЕТ", т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: "Мое". Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.
Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.
Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных ее проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст - 10 лет, внешний облик - 9 лет, интеллектуальные способности - 8 лет, школьные умения в чтении и письме - на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст - 3 года, эмоциональный возраст - от младенца до года, жизненный опыт - на уров-не взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: "Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему при-шлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!". Моя подруга сказала: "Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутст-вие друзей, недоверие к взрослым?" "Я помню", - сказала я. Моя подруга сказала: "Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребенок, неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймешь, что он вовсе не отстает... этот ребенок развивается огромными темпами!" Поэтому, когда наш сын пришел домой, я сказала ему: "Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя". И наш сын сказал: "Я знаю, мама, спасибо".
Не существует мелочей, когда речь идет о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относится к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребенка.
Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что чело-век в своем развитии проходит через несколько определенных стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.