МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Охрана здоровья детей и подростков состоит в том, чтобы способствовать нормальному физическому и психическому развитию как можно большему количеству родившихся детей. Применение рациональных методов профилактики заболеваний и их лечение с учетом физиологических особенностей организма позволило снизить смертность среди детского населения. Этому служит диспансеризация населения.
Диспансеризация - это динамический контроль за уровнем развития и состояния здоровья с целью ранней диагностики начальных отклонений и назначения своевременных оздоровительных и корригирующих мероприятий, а также обеспечение условий для оптимального развития ребенка. Диспансеризация - это синтез профилактики и лечения. Профилактические мероприятия направлены на снижение вероятности возникновения заболевания, на прерывание или замедление прогрессирования имеющегося заболевания, на повышение качества жизни.
В связи с актуальностью проблемы качества жизни в России, которая определяется низкой рождаемостью против смертности, увеличением заболеваемости ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, увеличением количества инвалидов, в стране разработано несколько национальных проектов и программ. Но долг каждого родителя в масштабе своей семьи заботиться о состоянии здоровья своих детей.
Важным разделом профилактической работы является проведение прививок, В разделе, посвященном инфекционным заболеваниям, если помните, мы коснулись этой темы. В данном случае здоровье ребенка зависит от его родителей. Отказавшись от проведения прививок или срывая сроки вакцинации, вы ставите под угрозу не только здоровье, но и жизнь ребенка. Как уже говорилось, что вакцинация против туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита и еще ряда заболеваний позволила почти полностью ликвидировать эти заболевания среди детского населения. Если раньше эти заболевания являлись причиной инвалидизации или даже смерти, то сейчас эти заболевания встречаются крайне редко. К профилактическим мероприятиям также относятся рациональный режим труда и отдыха, питание, адекватная физическая нагрузка, а также повышение иммунитета ребенка. Я думаю, что вы сможете правильно построить режим дня своему ребенку, уже ознакомившись с предыдущими темами.
Диспансеризации подлежит все детское население. Сюда входят осмотры специалистов в поликлинике, лабораторное обследование ребенка; в случае заболевания вашим врачом составляется план наблюдения ребенка с хронической патологией, с которым вы должны быть ознакомлены: каких специалистов и когда вы должны посетить, какие анализы сдать, какие провести противорецидивные мероприятия, какое конкретное провести лечение. Диспансеризация призвана своевременно выявить ту или иную патологию у ребенка, своевременно начать лечение и предупредить развитие осложнений.
Для определения полноты наблюдения за ребенком проводится комплексная оценка его состояния здоровья. Она складывается из определения наследственных факторов риска по тому или иному заболеванию, по биологическим факторам - течение беременности, течение родов и раннего возраста, социальных факторов.
Оценка состояния ребенка складывается также из показателей физического и нервно-психического развития, которые могут быть оценены как нормальные. С задержкой или опережением. Оценивается резистентность организма, т.е. его устойчивость к заболеваниям, а также оценка функционального состояния по поведению, эмоциональному статусу. Имеет значение наличие или отсутствие хронической патологии.
На основании полученных сведений о состоянии здоровья ребенка определяется группа здоровья от первой до пятой, принцип формирования этих групп был также изложен ранее. Вспомните эти группы здоровья. Родителям также даются рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, уходу. Составляется график проведения профилактических прививок, план наблюдения специалистами. От соблюдения, казалось бы, простых рекомендаций часто зависит течение заболевания. Поэтому необходимо соблюдать все данные вам рекомендации. Если порой родители не могут повлиять на возникновение и развитие какой-либо болезни, то всегда в их силах научить ребенка необходимым навыкам.
Для поддержания здоровья ребенка в семье необходимо заложить в нем с самого раннего детства полезные для здоровья навыки. Гигиеническое воспитание - необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень усвоения этих навыков. Учитывая индивидуальное развитие ребенка, необходимо поэтапно приучать его к различным гигиеническим процедурам. Так раннее приучение ребенка к горшку вызывает стресс и негативные эмоции у ребенка и родителей. Начало туалетного обучения необходимо начинать не ранее 15 месяцев, а для некоторых детей это возраст 2 -2,5 года. Многолетняя практика показывает, что никакие попытки ускорить процесс туалетного обучения не могут привести к положительным результатам, если не созрела нервная система ребенка. Признаки готовности ребенка к приучению к горшку: ребенок остается сухим более двух часов подряд в дневное время, ребенок умеет ходить и самостоятельно садится на горшок, знает для чего предназначен горшок, у ребенка имеется фразовая речь не менее чем из двух слов, умеет самостоятельно снимать трусы.
В возрасте 2-3 года ребенок начинает самостоятельно мыть руки, начинает пользоваться зубной щеткой и расческой, а также носовым платком и салфетками. В 5-6 лет ребенок в состоянии ухаживать за своей одеждой и обувью: аккуратно повесить одежду, почистить обувь. В 6-7 лет знает правила поведения за столом и пользуется правильно столовыми приборами.
Следующим аспектом борьбы за здоровье ребенка является профилактика травматизма. Среди причин смертности детей в возрасте 1-17 лет на первом месте стоят травмы, самоубийства, убийства. Среди травм на первом месте автодорожные травмы, затем утопления, ожоги, отравление угарным газом.
В большинстве цивилизованных стран дети в возрасте до 5 лет и старше чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Если от инфекционных заболеваний разработаны прививки, то от травматизма намного сложнее разработать меры профилактики. Поэтому особое внимание в профилактике детского травматизма должно уделяться воспитательной работе, во время которой детям сообщают специальные знания, передают жизненный опыт. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, недостаток жизненного опыта, отсутствие чувства опасности. Ребенку необходимо внушать, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Работа по профилактике травматизма должна идти в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и обучение детей основам профилактики травматизма.
Следующей актуальной проблемой, связанной с сохранением здоровья, является проблема зрения. В происхождении зрительных болезней выделяют наследственную предрасположенность и особенности детского глаза. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов: повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия, недостаточная двигательная активность, общие заболевания. Для предупреждения зрительных расстройств большое значение имеет организация занятий, связанных с напряжением зрения. Во время занятий важно регулировать длительность зрительного напряжения. Зрительная нагрузка должна сменяться паузами, особенно при работе на компьютере. За последние годы значительно вырос % патологии зрения у детей, что связано с перенапряжением глаз при интенсивной зрительной нагрузке: просмотр телевизора, игры на компьютере длятся по несколько часов в день, учебные занятия и т.д. При этом не соблюдается расстояние от глаз до экрана, освещенность. Не рекомендуется школьникам заниматься зрительной работой в транспорте, не читать во время болезни, во время еды. Нельзя смотреть телевизор в темноте. Просмотр телевизионных передач и занятия на компьютере должны быть ограничены по времени 10-15 минут дошкольникам, 30 минут- младшим школьникам, 1-1,5 часа - детям -школьникам среднего звена с 10 минутными перерывами. Необходимо выполнять простые упражнения для глаз: вращение глазных яблок, перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние. Казалось бы, что эти достаточно простые требования должны выполняться легко и бесприкословно, однако на практике отмечается сопротивление детей этим требованиям. Поэтому чем раньше научить ребенка соблюдению данных гигиенических мероприятий в отношении своего же зрения, тем легче он будет выполнять необходимые требования.
В последние годы также вырос % детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что связано с малоподвижным образом жизни, слабостью мышц, неудобной постелью, неправильным положением тела при ходьбе, стоя и сидя. Наиболее действенным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Занятия спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечную и связочную систему ребенка, которая со временем укрепляется, становится выносливой.
Должно быть правильно организовано рабочее место ребенка, правильный подбор мебели. Влияние питания также имеет немаловажное значение для формирования скелета.
Для поддержания здоровья вашему вниманию была предложена тема о профилактике респираторных заболеваний, о здоровом образе жизни, о питании. Все эти перечисленные факторы влияют на здоровье каждого ребенка и соблюдение требований к организации дня - это залог крепкого здоровья, а значит и счастливой жизни вас и вашего ребенка.
Желаем вам крепкого здоровья!
Вопросы для самопроверки:
Выберите "да" или "нет" на каждый вопрос