18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье

707

С.Ю. Чашкова. Ст. преп.каф. гражд. права Рос. правовой акад.

Приемная семья предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей 1. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи.

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих прин­ципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 :<О детском доме семейного типа» предусматривается создание дет-жих домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, одна­ко, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непо­следовательность в ее нормативном закреплении.

Так, в соответствии с п. 5 Правил организации детского дома : c емейного типа (далее - Правила) решение о создании детского дома: c емейного типа принимается на основании волеизъявления лица, желающего взять на воспитание детей. Но исходя из приоритета семейного воспитания, при намерении взять на воспитание ребенка выбор должен быть сделан все-таки в пользу «семейных» форм воспитания, в частности приемной семьи. Из этого следует, что предусмотренное в Правилах основание создания детского дома семейного типа изна­чально противоречит международному праву и российскому законо­дательству, допускающим создание «несемейной» формы воспитания

детей вопреки принципу приоритетности «семейных» форм воспита­ния. Никаких дополнительных критериев, позволяющих решить, по­чему при желании взять детей на воспитание предпочтение должно быть отдано детскому дому семейного типа, нет. Из Постановления Правительства такой вывод сделать нельзя. То же можно сказать и об иных нормативных правовых актах. Между тем то обстоятельство, что детский дом устраивается по семейному типу, предполагает ин­дивидуальный подбор детей. Это также сближает его с приемной семьей.

Путаница, существующая в нормативных правовых актах, дела­ет такую форму устройства детей на воспитание, как детский дом семейного типа, нежизнеспособной. Если действовать в рамках зако­на, в полном соответствии с принципами семейного законодательст­ва, то создание детского дома семейного типа вообще невозможно, так как оно не соответствует основным началам семейного законода­тельства. Строгое следование предписаниям, содержащимся в на­званных Правилах, приводит к нарушению принципа приоритета устройства осиротевшего ребенка в семью.

Следует также отметить, что смешение «семейных» и «несемей­ных» форм устройства детей на воспитание - приемной семьи и дет­ских домов семейного типа - прослеживается в более позднем ведом­ственном акте. Так, в Письме Минобразования России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей - детских домов семейного типа» понятия «приемная семья» и «детский дом семейно­го типа» употребляются как тождественные.

Письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семью, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» рекомендовано субъектам РФ принимать акты по внедрению патронатного воспитания. При этом такое воспитание ставится в один ряд с приемной семьей и толкуется в данном контексте как одна из форм устройства детей на воспитание в семью. Как показывает практика регионального законотворчества, патронатное воспитание по юридическим критериям практически ничем не отличается от приемной семьи'. Можно сделать вывод, что, используя предостав­ленную субъектам РФ возможность предусматривать у себя иные формы устройства детей на воспитание, субъекты РФ, по сути дела, уходят от использования такой формы устройства, как приемная се­мья, и создают иные формы устройства детей на воспитание в семью. К примеру, в соответствии с Законами Москвы 1 и Московской облас­ти 2 патронатное воспитание является формой устройства ребенка в семью на воспитание 1.

Решение вопроса о легитимности создания такой формы семей­ного воспитания, как патронат, зависит, по нашему мнению, от пра­вильного толкования выражения «иные формы устройства детей на воспитание», содержащегося в ст. 123 СК РФ. Представляется, что в данном случае речь идет о возможности создания иных, «несемей­ных» форм устройства детей на воспитание. Однако создание иных форм устройства детей на воспитание в семью, кроме трех указанных в ст. 123 СК РФ, вступает в противоречие с действующим семейным законодательством. Представляется, что сама идея законодателя, за­ложенная в ст. 123 СК РФ, состояла в установлении исчерпывающего перечня форм устройства детей на воспитание в семью и предостав­лении возможности создания иных, «несемейных» форм воспитания. Юридическая техника изложения рассматриваемой нормы, вклю­чающей исчерпывающий перечень форм устройства детей на воспи­тание в семью и открытый перечень альтернативных форм воспита­ния детей, тоже приводит к такому выводу. Иное толкование приве­дет к законодательному произволу на уровне субъектов Федерации в одной из самых чувствительных и сложных сфер правового регули­рования. Такого рода вопросы, на наш взгляд, должны регулировать­ся исключительно на федеральном уровне, что не противоречит ст. 72 Конституции РФ.

Негативным последствием поиска иных форм семейного воспи­тания на основе действующего законодательства является фактическое игнорирование использования приемной семьи как формы уст­ройства детей на воспитание.

Не вызывает сомнений то, что вместо создания калейдоскопа суррогатных форм устройства на воспитание детей следует уделить должное внимание регулированию отношений в рамках установлен­ных на федеральном уровне форм устройства детей на воспитание в семью, а также решать вопросы финансирования этих форм, в част­ности приемной семьи, в том числе из средств федерального бюдже­та. Ценность любой нормы заключается в возможности ее реального исполнения,в ее обеспеченности.

Приоритет семейного воспитания, закрепленный в нормах меж­дународного права и воспринятый внутренним законодательством РФ, возлагает на государство обязанность по реализации этого прин­ципа. Передача функций по непосредственному устройству детей на воспитание органам местного самоуправления является не чем иным, как делегированием полномочий по защите прав, однако без соответ­ствующего финансирования. В результате все финансовое бремя по поддержанию приемной семьи (а оно немалое) полностью ложится на местный бюджет.

Правовым основанием для передачи ребенка на воспитание в приемную семью в соответствии с ныне действующим законодатель­ством служит договор. Появление такой правовой конструкции, как договор в регулировании семейных отношений, в СК РФ связывается в литературе с усилением диспозитивных начал в регулировании се­мейных отношений 1. Несмотря на это, казалось бы, верное утвержде­ние, следует определить роль договора в регулировании отношений в приемной семье.

Рассмотрение значения и роли иных видов соглашений, допус­каемых в семейном праве, остается за рамками нашей статьи. Однако частичное исследование вопроса о правовой природе договора о при­емной семье позволяет продемонстрировать особую отраслевую спе­цифику договоров, заключение которых сегодня допускается СК РФ.

Отношения по устройству детей на воспитание в семью являют­ся особыми семейно-правовыми отношениями, в которых очень сильны публичные начала. Именно в их регулировании в наимень­шей степени могут и должны применяться методы частного права.

Субъектами отношений по устройству детей на воспитание в приемную семью выступают органы опеки и попечительства, приемные родители и приемные дети. Приемные дети не являются сторо­ной договора. Но вместе с тем все действия по заключению договора о передаче ребенка в приемную семью совершаются в пользу устраиваемых на воспитание детей. Договор о приемной семье представляет собой разновидность договора в пользу третьего лица.

Сторонами договора о приемной семье выступают органы опеки и попечительства и приемные родители. К слову сказать, рекомендо­ванное Комитетом образования г. Москвы 2 заключение трехсторон­них соглашений при проживании приемных родителей и ребенка на разных территориях вряд ли оправданно. Множественность участни­ков сделки может негативно отразиться на установлении в таких со­глашениях органами опеки и попечительства своих обязанностей, что станет основанием для бесконечных споров о том, кто и что обязан делать. Пользе дела это мало что прибавит по аналогии с поговоркой: «У семи нянек дитя без глазу».

Представляется, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных видов до­говоров в гражданском праве. Однако в научной литературе и в не­которых актах органов государственной власти 5 отношения, склады­вающиеся из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, квалифицируются как гражданско-правовые отношения по оказанию услуг. Вместе с тем возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, а также обязательственный характер правоотношений не могут стать основанием для отождествления этих отношений с гражданско-правовыми.

Заключение договора о передаче ребенка в приемную семью предполагает удовлетворение публичных интересов посредством действий частных лиц. Договор возмездного оказания услуг заключа­ется между субъектами гражданского права в основном с целью удовлетворения частных интересов частных лиц. Представляется, что положительное действие передачи ребенка на воспитание в прием­ную семью предполагает, что лица, являющиеся приемными родите­лями, поступаются своими частными интересами в пользу интересов публичных. И при этом они руководствуются не желанием извлечь из этого занятия какой-то доход. Мотив таких действий лежит, как пра­вило, за пределами сферы правового регулирования и заключается в душевной доброте, сочувствии, которые перевешивают на чаше весов личное благополучие лиц, берущих на себя заботу о чужих детях, нуждающихся в помощи. Напротив, желание извлечь прибыль при создании приемной семьи противоречит характеру этих отношений, равно как и семейно-правовым отношениям вообще. Обнаружение такого мотива в действиях потенциальных приемных родителей должно стать основанием к отказу в создании приемной семьи. Путем заключения договора о приемной семье происходит удовлетво­рение интересов детей - интересов, которые в данном случае являют­ся и публичным интересом государства и общества.

Государство перекладывает с себя обязанность заботиться о де­тях, оставшихся без попечения родителей, на плечи частных лиц. Возмездность выполнения обязанностей приемных родителей по до­говору может быть отчасти объяснена именно этим. Оплата государ­ством производится за выполнение функции государства по заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, и их воспитанию. Характер действий приемных родителей никак не согласуется с пред­ставлением об объектах гражданского права (ст. 128 ГК РФ), где ус­луга (действия или деятельность) имеет прежде всего экономическую форму товара.

Публичный характер отношений по созданию приемной семьи, а также возникновение обязательств в пользу третьих лиц - детей -требуют должного отражения этих особенностей в действующем за­конодательстве. В частности, это касается порядка заключения дого-| вора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Следует законодательно установить категорию понуждения к заключению такого договора со стороны приемных родителей, если i органы опеки и попечительства при отсутствии на то законных осно­ваний уклоняются от его заключения. Необходимо также закрепить в законе правило о возможности рассмотрения в суде преддоговорных споров по заключению договора о передаче ребенка в приемную се­мью, если стороны не могут согласовать условия такой передачи, -по аналогии с правилом ст. 446 ГК РФ. Суд, рассматривая этот пред­договорный спор, должен руководствоваться интересами ребенка (детей). Именно суд сможет наиболее объективно установить баланс необходимого и возможного для достойного содержания и воспита­ния детей.

Определяя природу договора о передаче ребенка на воспитание в семью, нельзя не обратить внимание на попытки отождествления действий, выполняемых приемными родителями, с выполнением трудовых обязанностей. Использование в актах Минобразования России термина «оплата труда» не позволяет распространять на от­ношения между приемными родителями и органами опеки и попечи­тельства правила трудового законодательства, так как правовая при­рода этих отношений различна. Однако в упомянутых ведомствен­ных актах употребляется при этом термин «трудовые отношения». Такая, казалось бы, невнимательность и терпимость к смешению по­нятий в ведомственных актах служит формальным основанием для смешения на практике отношений, складывающихся при передаче на воспитание детей в семьи. Например, родители-воспитатели в патро-натной семье оформляются как штатные работники воспитательного детского учреждения и получают за это заработную плату.

Если определить природу отношений между органами опеки и попечительства и приемными родителями как трудовые, то следует признать верным распространение на них действия трудового зако­нодательства, в частности правил об отпусках, режиме рабочего времени и т.п. представляется, что подобное «вторжение» в сферу тру­дового законодательства не соответствует целям создания и сущест­вования института приемной семьи.

Как в любой обычной семье не существует отпусков и времени отдыха от исполнения обязанностей родителей, так и для приемной семьи вряд ли это будет приемлемо. Принятие на себя обязанностей приемных родителей не является безусловным основанием для отказа от выполнения своих прежних или новых обязанностей по трудовому договору по месту работы. Если считать, что действия приемных ро­дителей являются трудовой функцией, то приемному родителю сле­дует определиться, какое из этих двух занятий будет для него основ­ным местом работы, а какая работа станет работой по совместитель­ству. Например, если считать, что обязанности приемных родите­лей - это основное место работы, то получается, что работа по дру­гому трудовому договору должна стать работой по совместительству со всеми вытекающими из этого последствиями.

Думается, что такой подход можно рассматривать как ограниче­ние правоспособности приемного родителя, что может стать допол­нительным препятствием для создания приемной семьи. Нельзя не учитывать и тот факт, что наличие нескольких детей поставит при­емных родителей или одного из них в такую ситуацию, когда они вынуждены будут отказаться от исполнения трудовых функций, что полностью согласуется с нормальной семейной жизнью, когда жен­щина-мать, имеющая нескольких детей, вынуждена не работать, что­бы надлежащим образом исполнять свои родительские обязанности. Выплата приемному родителю заработной платы за его труд по вос­питанию приемных детей в некоторой степени компенсирует потери от прекращения им своей трудовой функции. Кроме того, исполнение своих прежних трудовых обязанностей не ставится в законодательст­ве в зависимость от принятия на воспитание детей в семью на других основаниях: усыновление (удочерение), опека и попечительство. Не­прерывность исполнения родительских обязанностей не должно ста­виться под сомнение.

Вполне понятно, что, называя отношения между приемными ро­дителями и органами опеки и попечительства трудовыми, мы тем са­мым защищаем права приемных родителей в сфере пенсионного обеспечения. Но можно было бы внести соответствующие изменения в пенсионное законодательство, включив приемных родителей в раз­ряд лиц, имеющих право на получение пенсии наравне с лицами, ра­ботающими по трудовым или по гражданско-правовым договорам.

Однако смешение разноотраслевых отношении в рамках одного пра­воотношения для решения вопроса пенсионного обеспечения все-таки представляется сомнительным. Поскольку отношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства склады­ваются в рамках семейных отношений как одной из форм воспитания ребенка в семье, то недопустимо говорить об этих отношениях как о трудовых.

Несмотря на то что ст. 151 СК РФ и п. 3 Положения о приемной семье в качестве основания образования приемной семьи устанавли­вают договор о передаче ребенка на воспитание в семью, его значе­ние здесь не столь определяющее, как это следует из текста закона. Безусловно, договор является юридическим фактом, но не единст­венным, а одним из элементов фактического состава образования приемной семьи. В числе таких элементов следует рассматривать также заявление лиц, желающих быть приемными родителями, за­ключение органов опеки и попечительства о возможности для этих лиц быть приемными родителями, а также акт органа опеки и попе­чительства, закрепляющий выбор конкретного ребенка для устройст­ва в приемную семью.

Заключение договора в рассматриваемом правоотношении, осо­бенно с учетом положений п. 1 ст. 152 СК РФ, носит скорее вспомо­гательный характер. Воля лиц, направленная на то, чтобы стать уча­стниками правоотношения в приемной семье, уже находит свое вы­ражение в заявлении в орган опеки и попечительства. А согласие ор­гана опеки и попечительства на создание данной приемной семьи со­держит заключение о возможности заявителя быть приемным роди­телем. Кандидатуры детей, которые берутся на воспитание в прием­ную семью, также определяются на стадии подбора детей, что нахо­дит отражение в соответствующем документе. Размер оплаты по до­говору в пользу приемных родителей и льготы также устанавливают­ся на уровне субъектов Федерации, и соответственно их отражение либо неотражение в тексте договора правового значения не имеет.

Таким образом, принципиальный вопрос о передаче детей в при­емную семью уже заранее согласован сторонами. Кажется несколько странным, что договор носит название «О передаче ребенка (детей) на воспитание в семью», но п. 1 ст. 152 СК РФ не содержит положе­ ния о том, что в нем должны быть указаны фамилия, имя ребенка, передаваемого на воспитание приемной семье. В п. 1 ст. 152 СК РФ в качестве обязательных условий, подлежащих включению в договор о передаче ребенка на воспитание в семью, называются условия со держания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет важное значение. Но его текст может быть индивидуализирован. Например, можно предусмотреть в нем предоставление детям отдельных комнат или их переоборудование, приобретение одежды для детей в зависимости от климатических условий местности, где проживает приемная семья, приобретение необходимых учебных принадлежностей или специальных предметов для дополнительных занятий ребенка, и т.п.

Заключение договора при создании приемной семьи есть проявление ситуационного метода регулирования семейных отношений, когда требуется учет индивидуальных особенностей ребенка и потенциального родителя-воспитателя и конкретной ситуации. В этом и состоит основное значение договора. Без соответствующих административных актов разрешительного характера его заключение было бы вообще невозможно. Включение договора в состав оснований, порождающих семейные права и обязанности, вовсе не означает придание ему той самостоятельной роли, которую играют договоры в гражданском праве.

Ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не предусматривают конкретных мер ответственности сторон по договору за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Только ст. 5.35 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетнего ребенка обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних. Однако особый характер связи участников договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью требует создания продуманной системы мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых ими на себя обязательств.

Прежде всего в п. 2 ст. 155 СК РФ следует закрепить не право органа опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей), как это сделано сейчас, а их обязанность делать это. Этого требует публичный характер выполняемых органами функций. С целью избежания злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства при осуществ лении своих контрольных полномочий необходимо продумать сам механизм их осуществления. Это будет полезно как для органов опеки и попечительства, так и для приемных родителей. Соответствую­ щие специалисты органов опеки и попечительства будут знать, каким конкретно образом они должны осуществлять функцию контроля, а приемным родителям будут известны пределы осуществления этих полномочий, благодаря чему они смогут более эффективно защитить себя от возможного произвола.

Далее имеет смысл внести в СК РФ специальное правило, со­гласно которому органы опеки и попечительства будут выступать как солидарные должники вместе с приемными родителями при причи­нении последними вреда имуществу, жизни и здоровью приемных детей. Причинение вреда должно быть связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением приемными родителями своих обязан­ностей. Основанием солидарной ответственности органов опеки и попечительства будет являться ненадлежащее осуществление ими контроля за исполнением родителями своих обязанностей в том слу­чае, если этим органам не удастся доказать, что вред наступил не по их вине.

Введение солидарной ответственности необходимо не столько для наказания органов опеки и попечительства, сколько для обеспе­чения получения приемными детьми полной имущественной компен­сации за причиненный им вред. Это полностью согласуется с основ­ными началами семейного права, заключающимися в обеспечении приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Кроме того, можно предусмотреть в законе специальное правило о солидар­ной ответственности при возникновении у приемных родителей обя­зательств из неосновательного обогащения путем присвоения средств, принадлежащих детям. Наличие таких механизмов в законо­дательстве будет реальным проявлением заботы о судьбе детей, а не только красивой декларацией.

Кроме того, в случае выявления ненадлежащего контроля со стороны органов опеки и попечительства необходимо привлекать со­ответствующих должностных лиц к административной и уголовной ответственности, для чего нужно предусмотреть в КоАП РФ и УК РФ соответствующие основания ответственности.

В завершение хотелось бы обратить внимание на то, что при конфликте прав ребенка, с одной стороны, и прав приемных родите­лей и органов опеки и попечительства - с другой, по сути дела, сво­дится на нет возможность реальной защиты прав и законных интере сов детей. Для защиты остаются только органы прокуратуры, кото рым станет известно о нарушении прав детей. Все это вызывает необходимость реформирования системы органов опеки и попечитель ства, с тем чтобы возможность защиты прав детей не замыкалась непосредственно на органе опеки и попечительства.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).