МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2016 г. N 07-834
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов, разработанные во исполнение пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 31 марта 2015 г. N 7.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.А.СИЛЬЯНОВ
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 26 февраля 2016 г. N 07-834
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, САМОВОЛЬНО УШЕДШИМИ ИЗ СЕМЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАКИХ УХОДОВ
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов (далее - Методические рекомендации) разработаны для реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.
Защита прав каждого ребенка, формирование в Российской Федерации системы, обеспечивающей реагирование на их нарушение, создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних определены ключевыми принципами и задачами Национальной стратегии в интересах детей в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 (далее - Национальная стратегия). В том числе речь идет о необходимости разработки и внедрения форм работы с такими детьми, позволяющими преодолевать их социальную исключительность и способствующие их реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Одной из распространенных причин правонарушений несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых в их отношении, выступает безнадзорность детей и подростков, их самовольные уходы из семьи или государственной организации.
В этой связи профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций призвана решать задачи по предупреждению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, профилактики правонарушений и антиобщественных действий, как самих несовершеннолетних, так и в отношении них.
Под самовольным уходом понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), в том числе органов и организаций образования.
Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей недостаточно эффективны. В этой связи необходима разработка и реализация дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.
Данные Методические рекомендации включают примерную структуру и содержание дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций; формы проведения аттестационных процедур (итогового и промежуточного контроля), используемые в процессе освоения дополнительных профессиональных программ; практические материалы для реализации программ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ,
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Успешность функционирования системы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько учитываются современные научные знания и методологические основы в работе с указанным контингентом детей и подростков.
Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность выполнения различных профессиональных задач.
Необходимость разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций связана с актуальной потребностью повышения уровня их профессиональной компетентности в части решения задач по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.
Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Темы, рекомендованные для рассмотрения в рамках реализации дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, могут составлять отдельный модуль программы для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций, а также могут стать самостоятельными модулями и составить основу программы по рассматриваемому вопросу.
Модульное построение программы позволит, с одной стороны, развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач, с другой стороны, позволит учитывать профессиональные запросы, потребности слушателей, различный квалификационный уровень педагогических работников, условия и специфику различных образовательных организаций.
1.1. Нормативная правовая основа организации деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
В рамках указанной темы/модуля должны рассматриваться основные положения документов, составляющих правовую основу деятельности по профилактике самовольных уходов: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Изучаются законодательные, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части регламентации действий субъектов системы профилактики по вопросам работы с детьми и подростками, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов.
Отдельно должны быть детально проработаны положения Примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы (приложение 2) (далее - Примерный порядок).
В рамках практических занятий отрабатываются основные задачи и функции субъектов межведомственного взаимодействия, прописанные в Примерном порядке, формируются у слушателей компетентности в части разработки системы локальных актов по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
1.2. Условия и факторы, способствующие самовольным уходам детей из семей и государственных организаций.
При рассмотрении данной темы/модуля необходимо проанализировать условия и факторы, следствием которых является самовольный уход несовершеннолетних из семей и государственных организаций на основе изучения имеющихся классификаций и типологий, представленных в зарубежных и отечественных исследованиях. Необходимо рассмотреть:
- индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере, акцентуации характера несовершеннолетнего как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены;
- кризисные периоды в развитии личности в соответствии с возрастным подходом;
- условия среды, негативно влияющие на развитие детей и подростков.
В этом отношении необходимо заострить внимание на особенностях внутрисемейного общения и дошкольной/школьной дезадаптации, так как ошибки воспитания, исходящие как из семьи, так и из образовательной организации, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными своевременно, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития детей и подростков в последующих возрастных периодах.
При изучении данной темы/модуля у слушателей должен быть сформирован алгоритм действий по выявлению несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам из семей и государственных организаций, по определению условий и факторов, следствием которых является самовольный уход.
На практических занятиях изучаются, отрабатываются технологии организации деятельности по выявлению фактов самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций на основе межведомственного полипрофессионального взаимодействия с учетом алгоритма действий, прописанного в Примерном порядке и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
1.3. Программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
В рамках данной темы/модуля изучаются межведомственные и отраслевые программы, разработанные в субъектах Российской Федерации для решения задач профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
На практических занятиях отрабатываются технологии межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов в решении задач профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, в том числе, по розыску несовершеннолетних; принятию мер по возвращению несовершеннолетних в семью, государственную организацию; организации работы после возвращения несовершеннолетних в семью, государственную организацию, на основе положений Примерного порядка и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Изучаются вопросы организации и обеспечения упреждающей профилактики, которая предполагает систему мер, направленных на формирование условий, минимизирующих риски совершения несовершеннолетними самовольных уходов, и непосредственной профилактики, направленной на предупреждение повторных самовольных уходов.
Рассматриваются основы построения и реализации программ и методик, направленных на формирование нормативного (законопослушного) поведения несовершеннолетних. Указанные программы и методики должны обеспечивать комплексную системную работу в направлении нравственного аспекта, связанного с духовно-нравственными, морально-этическими нормами поведения; правового аспекта, связанного с организационно-правовыми нормами поведения.
В рамках теоретических и практических занятий темы/модуля формируется компетентность в организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.
Изучаются субъект-субъектно-ориентированные психолого-педагогические технологии, направленные на развитие личности подростка, формирование рефлексивного отношения к собственной личности, самосознания, предпосылок самоактуализации.
В рамках данного модуля необходимо проанализировать существующие в теории и образовательной практике технологии профилактики детского и семейного неблагополучия, технологии, позволяющие осуществлять эффективную профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций:
технологии укрепления семьи и семейного благополучия; формирования ответственного родительства; формирования здорового образа жизни; формирования ценностей семейной жизни; раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства); межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации (третичной профилактики семейного неблагополучия);
технологии межведомственного взаимодействия при решении проблем детского и семейного неблагополучия;
технологии ведения системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке индивидуальных программ профилактики, реабилитации и сопровождения детей, семей;
технологии профилактики девиантного поведения; организации досуга несовершеннолетних; активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь; правового просвещения несовершеннолетних; оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации; формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения; сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей; профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних; медиативные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1.4. Личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
В образовательной организации ключевой фигурой, обеспечивающей основную потребность несовершеннолетнего в положительных эмоциях, формировании чувства защищенности и базового доверия к людям является педагог, именно от него, его профессиональной компетентности, готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в значительной степени зависит психологическое и социальное благополучие обучающегося образовательной организации.
Важно понимать, что любое поведение формируется на основе наблюдаемых образцов. Первый шаг формирования паттерна поведения - это подражание. Поэтому один из основных инструментов формирования нормативного (законопослушного) поведения обучающихся - нормативное поведение педагогов.
В рамках данной темы/модуля должна быть представлена информация об особенностях профессиональной деятельности педагога, факторах, способствующих профессиональной деформации личности педагога (синдром эмоционального выгорания); о способах совладания с неблагоприятными жизненными и профессиональными ситуациями; методы саморегуляции и восстановления психоэмоционального благополучия.
Данную тему/модуль программы повышения квалификации необходимо сопроводить практическими занятиями, в том числе направленными на овладение методами психофизической саморегуляции, методами формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, в структуре дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций должны быть представлены следующие темы/модули:
- нормативная правовая основа организации деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;
- условия и факторы, способствующие самовольным уходам детей из семей и государственных организаций;
- программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;
- личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
Для эффективного освоения дополнительных профессиональных программ по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов рекомендуется применять проблемные методы обучения. Это обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению и самообучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных проблемных ситуациях, отличаться системностью в работе и эффективностью принятия решения.
В этом плане применение проблемного метода case-study (метод кейсов или метод ситуаций), предполагающего рассмотрение и решение реальных ситуаций из жизни и практической деятельности специалиста системы образования в процессе освоения дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов способствует решению следующих задач:
В целом, применение технологии case-study в процессе усвоения дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций способствует развитию у специалистов имеющихся и (или) освоению новых компетенций, связанных со способностью к анализу учебной, а в дальнейшем непосредственной ситуации самовольного ухода детей из семьи и государственных организаций, навыков моделирования оптимального алгоритма решения выхода из абстрактной/непосредственной проблемной ситуации. Тематический кейс для возможной практической работы в рамках повышения квалификации приведен в Приложении 3.
Организация и методика аттестационных процедур должны носить содержательно-деятельный характер и осуществляться в различных формах: ролевая игра, анализ ситуаций, составление документов, творческие задания и другие.
В качестве одной из основных форм обобщения и контроля (итогового и промежуточного) предпочтительно использовать работу с портфолио и его презентацию. Это позволит не только оценить результат освоения слушателями содержания тем/модулей и программы в целом, но и мотивирует активную работу на протяжении всего курса повышения квалификации, самооценку и саморазвитие.
Формируется портфолио в течение всего курса обучения, в него могут войти следующие материалы:
- информация о слушателе и его профессиональной деятельности;
- словарь ключевых понятий;
- кейсы;
- программы и мероприятия, разработанные в ходе освоения программы;
- заполненные таблицы по теоретическому материалу курса;
- заполненные формы;
- результаты тестовых заданий;
- список изученной литературы или краткий обзор;
- творческие работы слушателя: сочинения эссе, аргументированное эссе, интерактивные лекции и т.д.
- другие документы, иллюстрации опыта.
Завершается обучение презентацией портфолио, в ходе которого обучающиеся в обобщенном виде представляют экспертной группе теоретические и практические знания, приобретенные в рамках курсовой подготовки, краткое осмысленное представление итогов обучения.
Требования к содержанию, структуре портфолио и регламент проведения презентации уточняются руководителем курсов на организационном занятии в начале обучения.
Приложение 1
к методическим рекомендациям
по работе с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ,
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Агрессивное поведение - поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Аддиктивное поведение - зависимое поведение - поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности с целью изменения психического состояния.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Буллинг - запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение может быть разделено на три группы:
саморазрушительное поведение - отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивное поведение, зависимое или аддиктивное (химическая, лекарственная, алкогольная, пищевая зависимость, наркозависимость, гэмблинг), суицидальное поведение;
асоциальное поведение - отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети "группы риска", трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации;
антисоциальное или преступное - отклоняющееся от правовых норм поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.
Дезадаптация - состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Деликвентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Законные представители несовершеннолетних - родители или лица, их заменяющие - усыновители; опекуны; в случаях, предусмотренных федеральными законами, попечители; органы опеки и попечительства.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Интервенция - воздействие с целью позитивных изменений, например, преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).
Кейс-менеджмент - 1) работа со случаем - "кейс"-"случай"; 2) совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного административного правонарушения/преступления; 3) методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные поступки, правонарушения, преступления.
Коррекция - процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определенных свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.
Малолетний - несовершеннолетний, не достигших возраста 14-ти лет.
Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом стороны, оставаясь "собственниками" конфликта, являются активными участниками и сохраняют контроль над процессом разрешения спора и содержательной стороной решения.
Межведомственное взаимодействие - согласованная деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, построенная на основе учета специфики взаимодействующих сторон и интересов семьи, несовершеннолетнего.
Межведомственный консилиум - это собрание специалистов органов и учреждений системы профилактики, целью которого является всесторонний анализ проблемной ситуации несовершеннолетнего и семьи, на основе информации, полученной от специалиста по социальной работе, определение статуса и разработка межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации для несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении - форма документа, содержащего подробные сведения о семье, несовершеннолетнем, первичную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии несовершеннолетнего, задачи коррекционно-реабилитационной работы, комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи, данные о происходящих в семье изменениях.
Молодежь - лица в возрасте до 30 лет.
Мотивированность поведения - внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.
Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию; либо совершающее правонарушение или антиобщественные действия.
Нормативное поведение - устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом собственную индивидуальность.
Полипрофессиональное взаимодействие - взаимные согласованные действия специалистов разных профилей, направленные на совместный результат, основанные на понимании общей цели и своих задач.
Полипрофессиональная команда специалистов - группа, состоящая из специалистов различных профессий, осуществляющих деятельность на основе принятия общих ценностей, направленную на достижение согласованной цели путем взаимодополнения, дифференцирования совместной и конкретизации индивидуальной ответственности.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Практическая социально-педагогическая технология - это целенаправленная, наиболее оптимальная социально-педагогическая деятельность по реализации специальных методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.
Превенция - воздействие с целью предупреждения - профилактики нежелательного явления.
Преступление - виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Реабилитация - система целенаправленных действий, восстанавливающих личностную и социальную продуктивность несовершеннолетнего.
Ресоциализация - возобновленная, повторная, вторичная социализация. Она представляет собой комплекс мер, направленных на формирование духовной ориентации подростков на принципах общечеловеческих нравственных ценностей, оказание помощи в становлении и реабилитации несовершеннолетнего.
Самовольный уход - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение 1 часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.
Семья - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестко обращаются с ними.
Сопровождение - процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Социальный контроль - процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Также социальный контроль может рассматриваться и в качестве внутреннего контроля (самоконтроля).
Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, - накопительный документ, включающий в себя первоначальную информацию о членах семьи несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их проблемах, а также сведения о происходящих в семье изменениях (далее - социальный паспорт семьи).
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Приложение 2
к методическим рекомендациям
по работе с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
Проект
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, А ТАКЖЕ
ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, СОДЕЙСТВИЮ ИХ РОЗЫСКА, А ТАКЖЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы (далее - Порядок) разработан в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций, а также организации индивидуальной профилактической работы с детьми, совершившими самовольные уходы.
1.2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:
Самовольный уход - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление семьи или государственной организации; отсутствие несовершеннолетнего в течение 1 часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного (установленного) для возвращения.
Государственные организации - учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, учреждения здравоохранения, организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей.
1.3. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы составляют: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
1.4. В систему органов, принимающих участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы входят:
1.4.1. комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления, и отделы или другие структурные подразделения, на которые возложены полномочия по обеспечению деятельности комиссий;
1.4.2. органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
1.4.3. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
1.4.4. органы опеки и попечительства;
1.4.5 органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи;
1.4.6 органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
1.4.7. органы службы занятости;
1.4.8 органы внутренних дел;
1.4.9 организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей.
1.5. Участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных подразделений, органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма, Ассоциации организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям "Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" (далее - Национальный центр) (его филиал (представительство) в субъекте Российской Федерации) по месту нахождения государственной организации, иных органов, учреждений, организаций, осуществляется в пределах их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
межведомственного взаимодействия
2.1. Основными задачами органов и учреждений системы профилактики, а также иных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы являются:
2.1.1. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.1.2. предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;
2.1.3. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них;
2.1.4 выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
2.1.5 проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями с учетом анализа причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
2.2. Совместная деятельность по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними включает:
2.2.1. проведение совместных мероприятий по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий, им способствующих;
2.2.2. оперативный обмен информацией о несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и государственных организаций;
2.2.3. организация и проведение розыскных мероприятий;
2.2.4. ведение мониторинга самовольных уходов детей из семей и государственных организаций;
2.2.5. организацию профилактических, социально-реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними;
2.2.6. индивидуальную профилактическую работу с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних в целях устранения причин и условий, способствующих предупреждению совершения несовершеннолетними самовольных уходов из семей и государственных организаций;
2.2.7. информационно-методическую, инструктивную работу с сотрудниками государственных организаций.
III. Организация деятельности по выявлению фактов
самовольных уходов несовершеннолетних из семей
и государственных организаций
3.1. Факт самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи и государственной организации считается установленным с момента:
1) подачи в орган внутренних дел родителями, одним из них (иными законными представителями) заявления о розыске несовершеннолетнего;
2) составления акта о выявлении беспризорного или безнадзорности несовершеннолетнего.
3.2. Фиксация факта самовольного ухода несовершеннолетнего происходит при подаче письменного заявления в дежурную часть органов внутренних дел по месту нахождения семьи, государственной организации.
3.3. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации:
3.3.1. Сотрудник государственной организации незамедлительно:
сообщает руководителю организации либо ответственному дежурному администратору государственной организации о факте ухода несовершеннолетнего из государственной организации;
составляет служебную записку на имя руководителя государственной организации с подробным описанием ситуации, при которой допущен уход несовершеннолетнего из государственной организации.
3.3.2. Руководитель государственной организации:
обеспечивает незамедлительное направление извещения о факте самовольного ухода несовершеннолетнего в дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;
в течение трех часов после установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего обращается с заявлением в дежурную часть органа внутренних дел по месту нахождения государственной организации;
при подаче заявления о розыске несовершеннолетнего, совершившего самовольный уход, к заявлению прилагает фотографию данного ребенка, соответствующую его возрасту (при наличии), данные паспорта гражданина Российской Федерации или свидетельства о рождении несовершеннолетнего, а также предоставляет информацию:
1) о дате, времени и месте самовольного ухода несовершеннолетнего, о последнем известном месте нахождения несовершеннолетнего;
2) о приметах внешности: росте, телосложении, наличии особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);
3) об одежде, в которой возможно был одет несовершеннолетний в момент самовольного ухода, о предметах, которые ребенок имел при себе;
4) о взаимоотношениях самовольно ушедшего несовершеннолетнего с другими обучающимися либо воспитанниками государственной организации, о возможных мотивах, вследствие которых несовершеннолетний мог самовольно покинуть государственную организацию;
5) об иных сведениях, способствующих оперативному розыску несовершеннолетнего.
3.4. Сотрудники государственных организаций и сотрудники органов внутренних дел фиксируют факт самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации в документах установленной формы.
После регистрации в отделении полиции заявления о розыске несовершеннолетнего дежурный, принявший заявление, выдает талон - уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.
3.5. В течение одних суток о факте самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи, государственной организации орган внутренних дел информируют:
Национальный центр (его филиал (представительство) в субъекте Российской Федерации) по месту нахождения государственной организации;
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего и (или) по месту нахождения государственной организации;
учредителя государственной организации.
несовершеннолетнего в семью, государственную организацию
4.1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают неотложные действия по розыску несовершеннолетних в соответствии с ведомственными нормативными документами:
4.1.1. при поступлении заявления (сообщения) о самовольном уходе несовершеннолетнего регистрируют его, заполняют бланк протокола заявления, оформляют талон-уведомление и выдают его заявителю;
4.1.2. составляют ориентировку на разыскиваемого и ориентируют на розыск по имеющимся приметам дежурные наряды органов внутренних дел, а также другие органы внутренних дел и линейные отделы;
4.1.3. обеспечивают выезд к месту последнего пребывания (жительства) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы или информируют дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства несовершеннолетнего для направления дежурных нарядов;
4.1.4. организуют опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего;
4.1.5. осуществляют проверку по оперативно-справочным учетам, в том числе центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, по учетам происшествий и несчастных случаев, учреждений здравоохранения;
4.1.6. организуют поисково-спасательные работы при наличии предложений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих жизни, и во всех случаях исчезновения несовершеннолетних детей, принимает решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев (волонтеров);
4.1.7. при обнаружении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, организуют мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных лиц.
4.2. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего государственная организация проводит мероприятия, направленные на установление места нахождения обучающегося или воспитанника, оказывает содействие органам внутренних дел при проведении розыска несовершеннолетнего.
4.3. В течение одного часа с момента установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего приказом руководителя государственной организации распределяются обязанности и ответственность сотрудников по розыску несовершеннолетнего.
4.4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально анализирует состояние и меры по организации розыска несовершеннолетних, самовольно уходящих из семей и государственных организаций, причины и условия, способствующие самовольным уходам.
государственную организацию
5.1. Органы внутренних дел при выявлении несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из семьи, государственной организации незамедлительно информируют родителей (иных законных представителей), руководителя государственной организации.
5.2. В случае, если местонахождение родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего не установлено либо они по объективным причинам не имеют возможности в установленный срок прибыть в орган внутренних дел (в связи с болезнью, удаленностью места жительства и иным причинам), либо при отказе родителей (иных законных представителей) забрать ребенка, несовершеннолетний в зависимости от возраста и состояния здоровья, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждение здравоохранения. Об отказе родителей (иных законных представителей) забрать ребенка информация направляется в орган опеки и попечительства, а также в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.3. Государственная организация, в которую самостоятельно обратился несовершеннолетний с просьбой о помещении в данную организацию в связи с невозможностью возвращения в семью, организацию, где он ранее находился, обязана принять меры (в рамках своей компетенции) по устройству несовершеннолетнего и незамедлительно проинформировать о таком обращении отдел внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего (нахождения государственной организации, откуда самовольно ушел несовершеннолетний).
5.4. В случае возвращения несовершеннолетнего в государственную организацию ее руководитель незамедлительно обращается в дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения государственной организации с заявлением о прекращении розыска и информирует об этом всех заинтересованных лиц.
5.5. Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа помещаются в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на период, необходимый для проведения профилактической работы, но не более 30 суток.
в семью, государственную организацию
6.1. Государственная организация после возвращения несовершеннолетних обеспечивает следующие меры:
6.1.1. проведение мероприятий, направленных на оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи несовершеннолетнему и его семье, устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам и безвестному отсутствию несовершеннолетнего;
6.1.2. проведение служебного расследования факта совершения самовольного ухода несовершеннолетнего, от несовершеннолетнего (в присутствии законного представителя) принимается письменное объяснение о причинах его ухода;
6.1.3. проведение совещания с сотрудниками государственной организации с целью установления фактических причин самовольного ухода несовершеннолетнего и принятия мер для предотвращения их в дальнейшем.
6.2. По возвращении несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из семьи, органом внутренних дел принимаются меры по установлению причин (обстоятельств конфликтной ситуации, побудивших ребенка к самовольному уходу из семьи), условий совершения самовольного ухода.
6.3. В случае выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов, органом внутренних дел рассматривается вопрос о проведении проверки в порядке статей 144, 145 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о принятии иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на привлечение указанных лиц к ответственности.
6.4. В целях предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций органы и учреждения системы профилактики в пределах компетенции:
6.4.1. ежедневно ведут учет посещаемости государственных организаций несовершеннолетними;
6.4.2. обеспечивают ежеквартальный мониторинг самовольных уходов воспитанников из подведомственных организаций и сверку данных с органами внутренних дел;
6.4.3. организуют и проводят совместные семинары, совещания, иные мероприятия, направленные на повышение эффективности профилактики самовольных уходов несовершеннолетних;
6.4.4. принимают решение о привлечении к ответственности руководителей подведомственных организаций, не обеспечивших устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам воспитанников, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6.4.5. обеспечивают реализацию дополнительных профессиональных программ для специалистов государственных организаций по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов.
Приложение 3
к методическим рекомендациям
по работе с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
В приложении представлен методический материал для проведения практических занятий в рамках дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций, разработанный А.Г. Болеловой, к.п.н., доцентом, старшим научным сотрудником федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи".
Примерный сценарий организации практических занятий
с группой слушателей по работе с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций, и профилактике таких
уходов с использованием case-study-технологии
Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.
Слушатели самостоятельно в течение 10 - 15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением.
Далее идет формирование подгрупп.
Каждая подгруппа располагается в отведенном месте.
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе, и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;
- аналитических, представляющих собой применение методов, чаще всего, математических формул, для анализа проблемы;
- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент.
Деятельность модератора предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.
Модерация осуществляется через:
- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
- работу над проблемой (дискуссия);
- выработку решений проблемы;
- дискуссию для принятия окончательного решения;
- подготовку доклада;
- аргументированный краткий доклад.
Техническая работа модератора:
- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;
- регулирует поток идей.
- фиксирует высказывания, мнения об идеях;
- регулирует поток высказываний;
- группирует высказывания.
Активность слушателя в обсуждении кейса предусматривает:
- конструктивные оригинальные предложения по эффективному решению проблемной ситуации;
- использование интересного дополнительного фактического материала, статистических данных для аргументации своих предложений;
- умение выделять и идентифицировать проблемы, задавать вопросы, учитывая конкретную ситуацию;
- умение четко, логично, структурированно излагать собственную позицию в процессе обсуждения;
- участие в подготовке группового проекта (может определяться самими членами этой группы как коэффициент трудового участия каждого слушателя в разработке проекта);
- презентация проекта решения группы в процессе обсуждения (устно или письменно).
Усилению индивидуального участия каждого слушателя может способствовать ряд факторов:
Далее представлен тематический кейс по профилактике самовольных уходов детей и подростков из семей и государственных организаций.
Структурные компоненты технологического процесса case-study:
- групповой анализ различных типичных ситуаций (case) самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;
- обсуждение сложных неструктурированных нетипичных ситуаций/проблем, связанных с самовольными уходами несовершеннолетних из семей и государственных организаций, которые невозможно решить аналитическим способом;
- выработка алгоритмов принятия решений по тем или иным ситуациям (типичным; нетипичным);
- оценка и дальнейший выбор наиболее оптимального алгоритма принятия решения в контексте поставленной проблемы самовольных уходов детей из семьи и государственных учреждений;
- выработка программы практического решения по профилактике повторных самовольных уходов несовершеннолетних в рассмотренных ситуациях.
В процессе реализации технологии все слушатели делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующего работу подгруппы и секретаря, фиксирующего результаты работы.
Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников.
Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживаются напротив друг друга (желательно за круглым столом).
Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
В этом случае требуется достаточно большой объем аудиторных практических занятий.
На проработку одного кейса требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы соревнуются между собой, представляя разные команды.
Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя, но с активной позицией, т.е. опосредованное управление.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС
по проблеме профилактики самовольных уходов детей
и подростков из семей и государственных организаций
Описание ситуаций
Ситуация N 1 "Подросток не ходит в школу"
Подростку 16 лет, он учится в 9 классе. Дважды оставался на второй год (первый раз - после переезда в Россию из Узбекистана: ребенка посадили на класс ниже, второй - по успеваемости). На уроки не ходит, постоянно уходит на несколько дней из дома. Директор передала данные ученика в КДН и ЗП. Родителей вызывали для беседы, потом назначали все возрастающие штрафы. Впереди - лишение родительских прав. Семья - благополучная, многодетная (5 детей). Все дети, кроме старшего, учатся хорошо.
Ситуация N 2 "Массовый уход учеников с последнего урока"
Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ - молчание.
Ситуация N 3 "Ложное похищение ребенка"
Мать 9-летней девочки, придя с работы, увидела, что ребенок из школы не возвращался: портфеля нет, а папка для занятий в музыкальной школе лежит нетронутой. Решив, что девочка могла задержаться в школе, женщина поднимается к однокласснице дочери, жившей в этом же доме двумя этажами выше.
Выходя из квартиры, она заметила листок бумаги, лежащий около двери, на котором было написано: "Мы у вас своровали девочку. Не ищите ее, а то будит плоха" (записка приведена дословно вместе с орфографическими ошибками).
В том, что записку писал ребенок, не было сомнения, она была написана печатными буквами, и если даже предположить, что писал взрослый, специально делая ошибки, то стиль изложения выдавал руку ребенка.
После розыскных мероприятий было выяснено, что ребенка никто не похищал, и что ребенок так решил избавиться от нежелательных занятий. Из разговора с мамой стало понятно, что у девочки буквально не было свободной минуты, она ходила в кружки и секции, а на вопрос, чем руководствовались родители при выборе занятий ребенка, женщина ответила: "Пусть лучше занимается музыкой, рисованием, плаваньем и иностранным, чем целыми днями шатается по улице. И потом, что она понимает?, вот подрастает, пусть тогда и решает, чем ей заниматься...".
Ситуация N 4 "Уход из семьи из-за конфликта с отчимом" <1>
--------------------------------
<1> О. Богачева, Ю. Дубягин "Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления".
13-летний Вадим сбежал из дома, не поладив со своим отчимом. Он хотел просто погулять и прийти домой ближе к вечеру, когда гнев приемного отца поутихнет. "Гуляя" по родному Санкт-Петербургу, мальчик зашел на вокзал, где познакомился с моряком из Мурманска, мужчина предложил уехать с ним, но чтобы было все как надо и законно, уговорил ребенка взять дома как можно больше наличных денег.
И Вадим забирает все деньги, приготовленные на покупку мебели. Мальчик едет с "добрым" дядей, а когда деньги заканчиваются, морячок оставляет мальчика одного в незнакомом городе на вокзале. Но теперь Вадим боится возвращаться домой из-за возможного наказания за долгое отсутствие и кражу денег.
Ситуация N 5 "Уход из семьи из-за наказания" <2>
--------------------------------
<2> Там же.
13-летняя Таня была наказана родителями за неудовлетворительную оценку в школе, лишена прогулок и (что было немаловажно) долгожданной поездки с классом в Кострому. Девочка решает, во что бы то ни стало все же поехать с классом и, выбравшись из дома в отсутствие родителей, уезжает в Кострому.
Но поездка окончена, а возвращаться домой нельзя, там уже ждут разгневанные родители. И тогда Таня решает уехать к друзьям, живущим в другом городе, но вместо этого девочка оказывается жертвой изнасилования и попадает в больницу.
Ситуация N 6 "Уход из семьи из-за ссоры с мамой" <3>
--------------------------------
<3> Читать полностью: http://www.interfax.by/article/32742.
Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пять суток не давала о себе знать. Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно гостила у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно глядя в глаза Аниным родителям, говорила о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. В это время девочки с одноклассниками выпивали дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник.
Ситуация N 7 "Постоянные побеги
из-за психического расстройства" <4>
--------------------------------
<4> Там же.
Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и был послушным. Но, начиная с шестого класса, Сергей стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках страны, и несколько раз даже за ее пределами. Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви.
Когда Сергею исполнилось 18 лет, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало проблемы уже с законом.
Ситуация N 8 "Уход из семьи из-за запрета
встречаться с любимым" <5>
--------------------------------
<5> Там же.
Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня.
Мальчик о ней "позаботился", поселил в подвале многоэтажки, кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и исчез. Оля вернулась домой.
Ситуация N 9 "Уход из семьи из-за непонимания" <6>
--------------------------------
<6> Там же.
Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым.
Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.
Обсуждение ситуаций
Примерные вопросы для обсуждения
N п/п |
Варианты действий |
Да |
Нет |
Почему? |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
Обсуждение проблемы и способов ее решения
Проблема, провоцирующая самовольный уход |
Способ решения |
Формы и методы |
Конфликт с учителем |
|
|
Сложности в освоении конкретной учебной дисциплины/предмета |
|
|
Сложности во взаимоотношениях со сверстниками |
|
|
Есть подозрение, что ребенок курит или принимает наркотические вещества |
|
|
Ребенок связался с "плохой" компанией |
|
|
Варианты |
|
|
Приложение 4
к методическим рекомендациям
по работе с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ И ИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Основной список источников:
Дополнительный список источников:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»