ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2020 г. N 1396
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ
(УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И КОНТРОЛЕ ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2020 г. N 1396
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
ПО УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И КОНТРОЛЕ ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
КонсультантПлюс: примечание. Некоммерческие неправительственные организации аккредитованные в установленном порядке и подавшие уведомления о создании на территории РФ своих представительств вправе осуществлять свою деятельность без получения разрешения до истечения срока аккредитаци. |
КонсультантПлюс: примечание. О запрете на осуществление деятельности органами и организациями в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам США см. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ. |
Разрешение на осуществление деятельности по усыновлению выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее 5 лет на день подачи заявления о получении указанного разрешения.
а) копии учредительных документов, а также документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной государственной организации;
б) копия лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной государственной организации на срок не менее 1 года и подтверждающей ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению;
в) решение руководящего органа иностранной государственной организации о создании своего представительства;
г) положение (документ, определяющий статус, задачи и функции) о представительстве иностранной государственной организации;
д) перечень услуг, предоставляемых иностранной государственной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости;
е) документ, подтверждающий обязательства иностранной государственной организации соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по усыновлению, осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлять отчеты и информацию в порядке, установленном настоящим Положением и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства";
ж) доверенность, выданная уполномоченному лицу иностранной государственной организацией, на подачу документов о получении разрешения на открытие представительства и получение такого разрешения.
а) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию (или другой документ) или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению;
б) сведения о руководителе представительства иностранной некоммерческой организации (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность (вид документа, его номер, когда и кем выдан) руководителя);
в) доверенность, выданная руководителю представительства иностранной некоммерческой организации, на подачу документов о получении разрешения на осуществление деятельности по усыновлению и получение такого разрешения, а также на оказание содействия кандидатам в усыновители в усыновлении и организацию деятельности указанного представительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документы, составленные и выданные за пределами Российской Федерации с участием должностных лиц компетентных органов иностранных государств или от них исходящие, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Верность перевода документа с иностранного языка на русский язык либо подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы консульским должностным лицом Российской Федерации либо нотариусом на территории Российской Федерации.
Министерство просвещения Российской Федерации вправе дополнительно запрашивать у иностранной организации информацию о ее деятельности, законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранной организации.
Министерством юстиции Российской Федерации при подготовке заключения осуществляется проверка наличия сведений о представительстве иностранной некоммерческой организации в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее - реестр филиалов и представительств), а также документов, указанных в подпунктах "а", "в" и "г" пункта 5 и пункте 6 настоящего Положения, на соответствие их требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к их форме и содержанию, а также анализ законодательства государства местонахождения иностранной организации на предмет наличия в законодательных актах норм по признанию решений об усыновлении и отсутствия норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории иностранного государства.
Министерством внутренних дел Российской Федерации при подготовке заключения осуществляется проверка сведений об иностранной организации, о представительстве иностранной организации и ее сотрудниках на предмет достоверности представленной информации и соблюдения ими законодательства Российской Федерации в сфере усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства и иного законодательства Российской Федерации.
Указанные федеральные органы исполнительной власти обязаны представить в соответствии со своей компетенцией заключения о возможности осуществления представительством иностранной организации деятельности по усыновлению в 2-месячный срок со дня поступления запроса из Министерства просвещения Российской Федерации и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
а) несоответствие представленных документов требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранного государства к их форме и содержанию;
б) представление сведений о деятельности по усыновлению, состоянии здоровья и об условиях проживания усыновленных детей, сведений об иностранной организации, о представительстве иностранной организации и ее сотрудниках, не соответствующих действительности;
в) отрицательные заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 8 настоящего Положения;
г) неблагоприятная социально-экономическая, политическая, экологическая обстановка, осуществление военных действий в государстве местонахождения иностранной организации, затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации;
д) отсутствие в законодательных актах государства местонахождения иностранной организации норм по признанию решений об усыновлении, а также наличие в них норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории этого государства;
е) истечение срока действия (отзыв) лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации и подтверждающей ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению;
ж) ликвидация иностранной государственной организации или исключение представительства иностранной некоммерческой организации из реестра филиалов и представительств в порядке, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях";
з) отсутствие сведений о представительстве иностранной некоммерческой организации в реестре филиалов и представительств.
а) наличие обстоятельств, указанных в подпунктах "б", "д", "е" и "ж" пункта 9 настоящего Положения;
б) грубое или систематическое (2 и более раза) нарушение иностранной организацией и (или) ее представительством своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой в установленном порядке усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации (под грубым нарушением понимается действие или бездействие сотрудников иностранной организации и (или) ее представительства при проведении обследований условий жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, повлекшее нарушение прав и законных интересов усыновленных детей, в том числе причинение вреда жизни и здоровью детей);
в) неустранение нарушений, выявленных Министерством просвещения Российской Федерации при осуществлении контроля за деятельностью представительства иностранной организации;
г) заявление иностранной организации и (или) ее представительства о прекращении деятельности представительства по усыновлению.
а) наличие обстоятельств, указанных в подпункте "г" пункта 9 настоящего Положения;
б) однократное нарушение иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации;
в) однократное нарушение иностранной организацией и (или) ее представительством своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой в установленном порядке усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации;
г) наличие информации о грубом или систематическом нарушении иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации или законодательства иностранного государства, поступившей от компетентных органов иностранного государства, федеральных органов исполнительной власти, иных заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.
Решение Министерства просвещения Российской Федерации о возобновлении действия разрешений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, принимается на основании документов, подтверждающих устранение нарушений (обстоятельств), повлекших за собой приостановление его действия.
Если в установленный срок нарушения (обстоятельства), повлекшие за собой приостановление действия разрешений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, не будут устранены, Министерством просвещения Российской Федерации принимается решение о прекращении действия указанных разрешений.
Решение о выдаче указанных разрешений (приостановлении, возобновлении или прекращении их действия) доводится Министерством просвещения Российской Федерации до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 8 настоящего Положения.
Решение о выдаче указанных разрешений (об отказе в их выдаче, о приостановлении, возобновлении или прекращении их действия) вступает в силу со дня подписания соответствующего приказа Министерства просвещения Российской Федерации.
Решение об отказе в выдаче указанных разрешений (приостановлении, возобновлении или прекращении их действия) направляется Министерством просвещения Российской Федерации в иностранную организацию и (или) ее представительство в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.
Если разрешения, указанные в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, утрачены, то по заявлению иностранной организации и (или) ее представительства Министерством просвещения Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного заявления выдается дубликат соответствующего разрешения.
При прекращении действия одного из указанных разрешений в соответствии с подпунктом "б" пункта 9, подпунктами "б" и "в" пункта 10 настоящего Положения вопрос о выдаче нового разрешения не рассматривается.
а) копия разрешения на открытие представительства, заверенная в установленном порядке;
б) удостоверение сотрудника представительства;
в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность сотрудника представительства;
г) письмо руководителя представительства о намерении осуществлять на территории субъекта Российской Федерации деятельность по усыновлению и наделении сотрудника указанного представительства полномочиями на территории субъекта Российской Федерации по осуществлению деятельности по усыновлению.
а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;
б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке. Представительство и его сотрудники не вправе передавать третьим лицам производную информацию о ребенке, полученную ими с целью предоставления конкретному иностранному гражданину, а также использовать ее каким-либо иным способом;
в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;
г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;
д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;
е) осуществляют на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.
Министерство просвещения Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о приеме на работу новых сотрудников представительства направляет указанные сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое осуществляет проверку указанных сведений на предмет достоверности представленной информации и соблюдения сотрудниками представительства законодательства Российской Федерации и информирует о результатах проверки Министерство просвещения Российской Федерации.
Первое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 4-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Пятое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
По истечении 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев со дня составления предыдущего отчета об условиях жизни и воспитания ребенка. Отчет об условиях жизни и воспитания ребенка представляется не позднее окончания 25-го месяца со дня составления предыдущего отчета.
Отчеты об условиях жизни и воспитания детей представляются на государственном (официальном) языке иностранного государства.
Представляемые отчеты об условиях жизни и воспитания детей должны быть легализованы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договорам Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Верность перевода отчета с иностранного языка на русский язык либо подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы консульским должностным лицом Российской Федерации либо нотариусом на территории Российской Федерации.
а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации, отчет о своей деятельности по усыновлению;
б) информацию об отмене усыновления и (или) о переустройстве ребенка в другую семью, об изменении гражданского статуса или семейного положения усыновителей, о гибели усыновленного ребенка, насилии над усыновленным ребенком, жестоком обращении с ним, других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленного ребенка, и иных нарушениях прав и законных интересов усыновленного ребенка. Указанная информация представляется в Министерство просвещения Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня, когда об этом стало известно иностранной организации и (или) ее представительству, но не позднее одного месяца со дня случившегося или со дня установления компетентными органами государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, факта насилия над усыновленным ребенком, жестокого обращения с ним, совершения других действий, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленного ребенка, и иных нарушений прав и законных интересов усыновленного ребенка;
в) по запросу Министерства просвещения Российской Федерации копии договоров, заключенных иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также иную информацию о деятельности по усыновлению.
а) наличие или отсутствие отрицательной информации о деятельности иностранной организации либо ее представительства, полученной от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, иных заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации, компетентных органов иностранных государств, иностранных организаций, граждан, в том числе информации о нарушении сотрудниками представительства иностранной организации законодательства Российской Федерации в области усыновления;
б) соблюдение иностранной организацией и ее представительством обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей по представлению в установленном порядке отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой в установленном порядке усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении Российской Федерации;
в) соблюдение представительством иностранной организации порядка ведения и представления документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
г) устранение представительством иностранной организации ранее выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в его деятельности.
а) об отмене усыновления и (или) о переустройстве детей в другую семью;
б) о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка, гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними и других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей;
в) о случаях нарушения иностранной организацией и (или) ее представительством, а также их сотрудниками законодательства Российской Федерации в области усыновления.
а) информацию, предусмотренную подпунктом "а" пункта 30 настоящего Положения, - в Министерство иностранных дел Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
б) информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 30 настоящего Положения, - в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) информацию, предусмотренную подпунктом "в" пункта 30 настоящего Положения, - в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 8 настоящего Положения, в случае, если такая информация не поступила из этих органов.
Порядок и периодичность осуществления проверок определяются Министерством просвещения Российской Федерации.
а) в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о случаях нарушения иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации в области усыновления, а также об отмене усыновления и (или) о переустройстве детей в другую семью, о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей, и об иных нарушениях прав и законных интересов усыновленного ребенка информирует Министерство просвещения Российской Федерации (в случае, если указанная информация поступила не из Министерства просвещения Российской Федерации);
б) в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений об изменении местонахождения, номера телефона, персонального состава сотрудников представительства, об изменениях в отношении действующей лицензии (или другого документа), подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению, сведений о реорганизации или ликвидации иностранной организации, а также о любых других изменениях, влияющих на осуществление деятельности по усыновлению информирует Министерство просвещения Российской Федерации;
в) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации, представляет в Министерство просвещения Российской Федерации информацию о работе представительств иностранных организаций, а также иную информацию о деятельности на территории субъекта Российской Федерации представительств иностранных организаций по усыновлению.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменной форме информирует Министерство просвещения Российской Федерации об исключении представительства иностранной некоммерческой организации из реестра филиалов и представительств.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»