19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

«Сиблинги в опекунской семье и роль службы сопровождения замещающих семей в разрешении проблем»

2626

 2.jpg

1.Описание кейса полностью

Когда Галина Ивановна – специалист ООП – к началу рабочего дня подходила к муниципалитету, то издали увидела Наталью Петровну Казаринову с маленьким сыном на руках, которая полгода назад оформила опеку над тремя сестрами. Старшей - Вере было 9 лет, средней – Маше - 7, младшей – Кате – 3. Сама семья была полной и воспитывала двух родных сыновей – Сашу - 14 лет и Андрея – 4 -х. Отец мотался по командировкам. Детьми занималась, в основном, мама.

Галина Ивановна увидела следующую картину: девочки стояли тесно прижавшись друг к другу. Старшая и средняя угрюмо смотрели исподлобья, младшая плакала, прижимаясь к старшей. Н.П. в страшном возбуждении что-то кричала и показывала своего сына. На его лице было несколько новых зашитых шрамов.

Из анамнеза. Сестры, практически, не имели никакого детдомовского опыта. Пару месяцев перед установлением опеки они провели в социально – реабилитационном центре. Дети росли с постоянно пьяной мамой и многочисленными не менее пьяными отчимами. Ни одна из девочек своего отца не знала. О детях никто не заботился. Старшей Вере приходилось вырывать кусок хлеба у вечно празднующей что-то компании, чтобы накормить своих сестер. В тяжелые времена, а их было немало, приходилось добывать еду и для мамы, и для ее мужей. Чуть ли не к 6 годам она стала главой семьи. К 9 была уже умудренной жизнью. Вместе с сестрами она нищенствовала, воровала, что позволяло семье как-то выживать. Школу она никогда не посещала. Один из мужей матери научил ее читать по слогам и немного считать. Этим и ограничивалось Верино образование.  Она попыталась сама обучить Машу, но та вообще не хотела учиться и плохо усваивала материал. Катя к 3 годам говорила крайне невнятно и, в основном, молчала. Они бы так и жили, но в семье случилась трагедия: очередной муж в состоянии делирия убил маму.

Семья Казариновых была вполне благополучна. Но мама очень хотела девочку. Родить сама она больше не могла. Увидев фотографию маленькой Кати на сайте ООП поняла, что это ее судьба. Но оказалась, что у Гали есть сестры и разлучать их нельзя. И семья приняла всех.

Вначале все шло неплохо. Сестры старались понравиться семье. Каждая тянула на себя внимание любыми способами. Наталью Петровну расстраивало, что сестры не слушались ее, а за старшую принимали Веру.   Подойти к Кате при Вере было довольно сложно. Она тут же начинала прятаться за Веру. К ним присоединялась и Маша. Хотя, когда старших сестер не было поблизости, Катя просто прилипала к новой маме. Навыки опрятности, трудолюбия у сестер не были сформированы. Это раздражало Наталью Петровну, и она делала замечания, чаще всего Вере и, как правило, при сестрах.  Она пыталась разрушить влияние старшей сестры на других. Результат не заставил себя долго ждать. Вера начала ей грубить, используя далеко не цензурные выражения. Н.П. реагировала наказаниями. Со стороны сестер начались провокации. Они отодрали головы всем игрушкам мальчиков. Разбили лучшие вазы. У них начали учащаться приступы дневного и ночного энуреза и энкопреза, которые нередко случались на любимых местах членов семьи. Когда возвращался папа из командировок, то видел перед собой трех белокурых и голубоглазых ангелов, и не мог поверить в подобное поведение детей. Наталье Петровне было стыдно признаться, что она не справляется с маленькими девочками. И она терпела. Но когда Вера раскачала ее младшего сына так, что он упал с качели и чуть не покалечился, а в больнице ему наложили не менее 10 швов, она схватила сестер и потащила их в опеку. У нее было одно желание: никогда больше их не видеть.

 

  1. Разбиение кейса на смысловые/событийные части

Часть 1. Сестры, практически, не имели никакого детдомовского опыта. Пару месяцев перед установлением опеки они провели в социально – реабилитационном центре. Дети росли с постоянно пьяной мамой и многочисленными не менее пьяными отчимами. Ни одна из девочек своего отца не знала. О детях никто не заботился. Старшей Вере приходилось вырывать кусок хлеба у вечно празднующей что-то компании, чтобы накормить своих сестер. В тяжелые времена, а их было немало, приходилось добывать еду и для мамы, и для ее мужей. Чуть ли не к 6 годам она стала главой семьи. К 9 была уже умудренной жизнью. Вместе с сестрами она нищенствовала, воровала, что позволяло семье как-то выживать. Школу она никогда не посещала. Один из мужей матери научил ее читать по слогам и немного считать. Этим и ограничивалось Верино образование.  Она попыталась сама обучить Машу, но та вообще не хотела учиться и плохо усваивала материал. Катя к 3 годам говорила крайне невнятно и, в основном, молчала. Они бы так и жили, но в семье случилась трагедия: очередной муж в состоянии делирия убил маму.

2.Анализ событий, которые пережили сестры до установления опеки

Прежде всего, необходимо разобраться, кто такие сиблинги, и как они строят свои отношения

 

Сиблинги- (англ.) - генетический термин, обозначающий потомков одной семьи; братья, сестры, сюда входят приемные и усыновленные дети.

 

Сиблинговые отношения - одни из самых продолжительных связей из близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального оттенка (теплые, формальные, конфликтные и пр.), часто они продолжаются дольше других межличностных отношений (дружеских, супружеских, детско-родительских), создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с раннего детства и до преклонного возраста. Постоянное общение и взаимодействие, общие семейные ритуалы и привычки в самых простых ежедневных ситуациях предоставляют возможность людям всех возрастов формировать и развивать привязанность, эмоционально значимые связи, чувство семейного единства

 

Почему так важно поддерживать сиблинговые отношения

Утрата сиблинговых отношений является мощной травмой, «двойной» утратой для ребенка. Сиблинговые отношения способствуют сохранению какой бы то ни было стабильности и непрерывности мира для ребенка. В них ребенок осваивает длительные, близкие (горизонтальные) отношения, на основе которых в дальнейшем он строит свою семью и другие внесемейные связи, а также сохраняет чувство принадлежности к своей кровной семье.

 

Отношения между сиблингами

Сиблинговые конфликты, ревность сиблингов считаются нормой. Они постоянно могут что-то делить между собой, конкурировать за любовь и внимание взрослых: каждый тянет одеяло на себя. А. Адлер, австрийский психолог, изучавших отношения между братьями и сестрами в семье, считал, что ревность сиблингов может принимать разные формы, проявляющиеся и в недоверчивости, и в стремлении навредить сопернику, и в чрезмерной придирчивости, и в самоуничижении, и в чрезвычайном упрямстве. Однополые сиблинги более конфликтны, чем разнополые.

В замещающей семье нередко проявляют больше вербальной и физической агрессии по сравнению с другими приемными детьми.

Они, несмотря на высокий уровень конфликтов, зависимы друг от друга и не хотят взаимодействовать с другими членами семьи. Нередко чувствуют себя «семьей в чужой семье» Старший ребенок может продолжать оставаться функциональным родителем для младших сиблингов, не позволяя замещающим родителям «лишить его родительских прав».

Часть старших сиблингов устает от родительской роли, не хочет жить с младшими или снижает частоту контактов до минимума. Младшие более зависимы от старших и стараются поддерживать отношения.

 Часть сиблингов представляет «разорванные» семьи (разные отцы, матери, никогда не жили вместе) и между собой незнакомы, никаких родственных чувств друг к другу они не испытывают. Они могут крайне враждебно относиться друг к другу.

 

Попробуем разобраться,  что же произошло.

Ситуация сестер в своей родительской семье

Неблагополучная семейная ситуация, в которой воспитывались сестры, способствовала усилению эмоциональных связей между сиблингами. Отсутствие заботы взрослого заставило Веру взять на себя функции родителя и выполнять роль матери для своих сестер. Именно преданность Веры сестрам позволила им выжить в их неблагополучном мире. Она даже пыталась их социализировать, обучая грамоте. Но в такой неблагополучной ситуации уровень интеллектуальных проблем у детей, рожденных после Веры, только нарастал.

Окончательно утвердило старшую сестру в роли матери и единственной поддержки сестер убийство мамы, которое произошло у них на глазах. Переживание такого психотравмирующего события не могло не отразиться на состоянии детей, их отношениях, а также отношение к другим людям. Они должны были пройти реабилитацию в условиях Социально – реабилитационного центра, где они содержались два месяца перед установлением опеки.

.

Часть 2. Анализ событий в семье, предшествующих помещению сиблингов в семью

Семья Казариновых была вполне благополучна. Но мама очень хотела девочку. Родить сама она больше не могла. Увидев фотографию маленькой Кати на сайте ООП поняла, что это ее судьба. Но оказалась, что у Гали есть сестры и разлучать их нельзя. И семья приняла всех.

Попробуем разобраться, что же произошло

Мама, пытаясь реализовать свою мечту о многодетной семье, но не имея возможность родить самой, находит маленькую девочку, которая, как она уверена, может легко войти в их семью. Но разъединять сиблингов не рекомендуется законом. Поэтому ей приходится принять всех, т.е. целую группу детей со сложившимися ранее отношениями, практически, еще одну семью. Причем дети помещаются в незнакомую среду одновременно, что способствует еще большему слиянию, усилению в роли защитника старшую сестру и зависимости от нее младших.

Часть 3. Анализ событий в семье, которые произошли после помещения сестер

Вначале все шло неплохо. Сестры старались понравиться семье. Каждая тянула на себя внимание любыми способами. Наталью Петровну расстраивало, что сестры не слушались ее, а за старшую принимали Веру.   Подойти к Кате при Вере было довольно сложно. Она тут же начинала прятаться за Веру. К ним присоединялась и Маша. Хотя, когда старших сестер не было поблизости, Катя просто прилипала к новой маме. Навыки опрятности, трудолюбия у сестер не были сформированы. Это раздражало Наталью Петровну, и она делала замечания, чаще всего Вере и, как правило, при сестрах.  Она пыталась разрушить влияние старшей сестры на других. Результат не заставил себя долго ждать. Вера начала ей грубить, используя далеко не цензурные выражения. Н.П. реагировала наказаниями. Со стороны сестер начались провокации. Они отодрали головы всем игрушкам мальчиков. Разбили лучшие вазы. У них начали учащаться приступы дневного и ночного энуреза и энкопреза, которые нередко случались на любимых местах членов семьи. Когда возвращался папа из командировок, то видел перед собой трех белокурых и голубоглазых ангелов, и не мог поверить в подобное поведение детей. Наталье Петровне было стыдно признаться, что она не справляется с маленькими девочками. И она терпела. Но когда Вера раскачала ее младшего сына так, что он упал с качели и чуть не покалечился, а в больнице ему наложили не менее 10 швов, она схватила сестер и потащила их в опеку. У нее было одно желание: никогда больше их не видеть.

Попробуем разобраться, что же произошло

Дети переживают горе и утрату единственно близкого им взрослого – мамы. Они, с одной стороны, нуждаются в принятии, поддержке взрослого (они стараются понравиться опекуну), с другой, у них есть сложившиеся ранее отношения, которые они изо всех сил пытаются сохранить.  Поведение детей постоянно об этом свидетельствует. Какие- либо посягательства опекуна на роль матери встречают первоначально определенное сопротивление. Младшие прячутся за Веру, демонстрируя иерархию отношений в сиблинговой группе. Для них пойти на открытое сближение с Натальей Петровной – значит предать Веру, их привязанность, общее горе, быть наказанным отвержением. Эти отношения помогли им выжить. Они для них значительно важнее, чем отношения с новой семьей. Но опекун плохо понимает их состояние. Она вступает в конкурентные отношения с Верой, пытаясь ее «сбросить с трона» и вернуть на место ребенка. Вместо того, чтобы объединиться с ней как с лидером, она делает ей публичные замечания, унижая ее в глазах сестер.

Это очень быстро приводит к негативному результату. Сестры из первоначально милых девочек превращаются в мстителей. При этом Наталья Петровна не ищет альтернативных выходов. Она сама обижается, впадает в гнев. Н.П. продолжает действовать как привыкла, т.е. с помощью наказаний. Это изменяет ситуацию к худшему. Опекун чувствует себя растерянной, беспомощной. При этом она отвергает вмешательство и поддержку мужа, считая, что «стыдно» не справляться с воспитанием таких «маленьких девочек». Сама Наталья Петровна сделать ничего не может. Все ее привычные действия приводят только к усугублению ситуации, которая разрешается таким страшным способом как травмирование младшего сына, по всей вероятности, в восприятии сестер главного конкурента.

Часть 4-я. Анализ ситуации после предпринятой попытки Веры травмировать младшего сына Натальи Петровны

Галина Ивановна увидела следующую картину: девочки стояли тесно прижавшись друг к другу. Старшая и средняя угрюмо смотрели исподлобья, младшая плакала, прижимаясь к старшей. Н.П. в страшном возбуждении что-то кричала и показывала своего сына. На его лице было несколько новых зашитых шрамов. Г.И. отвезла семью в службу сопровождения при Социально-реабилитационном центре.

Попробуем разобраться, что произошло

Все участники событий находятся в состоянии стресса. Н.П. настолько раздражена и испугана, что не в состоянии сдерживать себя. Сестры не менее испуганы угрожающей им ситуацией.

 

Описание помощи, оказываемой семье службой сопровождения.        Работа с семьей по алгоритму кризисного сопровождения

Экстренный случай ведут психологи

Ход сопровождения.

 

Первичный прием. Экстренная психологическая помощь

(ведут прием руководитель службы совместно с психологом)

Наблюдение за поведением членов семьи позволило предположить, что члены семьи испытывают стресс (прерывистое учащенное дыхание, дрожание голоса, покраснение кожных покровов, повышенное потоотделение). Поэтому обсуждать ситуацию не стали. Семью напоили горячим сладким чаем с шоколадными батончиками. Сестер отвели в реабилитационную комнату, где они вместе с психологом сначала сидели в кругу, закрыв глаза, затем начали выполнять простейшие дыхательные упражнения и растяжки. После этого им предложили поиграть.  Игры не получилось. Дети залезли в палатку, завязали вход. Через некоторое время из палатки стали раздаваться «сопящие звуки». Дети уснули. Психолог поставила в палатку тарелку со сладостями и стала ожидать их пробуждения. Маму с сыном отвели в комнату релаксации, где психолог провела с ними работу по снятию состояния острого стресса, а также сеанс релаксации. После этого их отправили домой и попросили прийти завтра на повторный сеанс. Девочки остались в Центре в отдельном боксе с воспитателем.

Через двое суток психологи провели обсуждение случившегося среди членов базовой семьи и сестер.

  1. I. Работа с базовой семьей (прием ведут 2 психолога)

На приеме все члены базовой семьи: супруги (Наталья Петровна и Андрей Александрович) и двое сыновей  - Саша и Андрей. Все встревожены. Рассаживаясь, мама и дети оказываются вместе, папа сидит в отдалении. Психолог по кругу задает каждому вопросы, которые позволяют членам семьи выразить и отреагировать свои чувства, впечатления, реакции на случившуюся ситуацию[1].

  1. Как Вы себя чувствуете? Этот вопрос позволяет членам семьи обратить внимание как на собственные чувства, так и на чувства родных, помогает им эмоционально разрядиться. Мама говорит, что чувствует себя виноватой: не доглядела за ребенком, испытала сильное чувство ненависти к сестрам, что сердится на мужа, который никогда не поддерживает ее в конфликте с сестрами, боится за детей.

Отец говорит о своей растерянности, непонимании как это могло произойти, чувстве вины перед женой и детьми. Саша о том, что ему жалко Анрюшку, что он сердится на сестер, которые так обошлись с его игрушками. Андрей о своем испуге.

  1. Что произошло? Что Вы видели? Этот вопрос позволяет собрать более – менее развернутую информацию о случившемся.

Непосредственными участниками случившегося  стали мама и Андрей. Андрей во дворе качался на качели, к нему подошла Вера и стала раскачивать его все сильнее и сильнее, пока он не упал. Мама была рядом, но все произошло так быстро, что она не успела отреагировать и пришла в себя, когда услышала крик Андрея. Веры уже не было во дворе, ее позже привели соседи. Наталья Петровна схватила Андрея и побежала с ним в травмпункт. 3.Что Вы думаете о поведении Веры, оно было осознанным и преднамеренным, или все вышло случайно?

Этот вопрос усиливает генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями.

Наталья Петровна была уверена, что девочка понимала, что делает и делала это преднамеренно.

  1. Почему это произошло[2]?

Вопрос, позволяющий провести рефлексию событий.

Андрей Александрович выдвинул версию, что виной всему является желание Веры отомстить Н.П. На вопрос жены: «За что?» - с горькой иронией ответил: «За отобрание родительских прав».

  1. Что бы вы сделали по-другому? Этот вопрос направлен на формулировку и осознание альтернативных стратегий.

На вопрос отозвалась только Наталья Петровна. Возможно, что она бы более серьезно отнеслась к «родительским правам» Веры.

  1. Что дальше?

Этот вопрос позволяет членам семьи представить альтернативы своих дальнейших действий.

«Будем воспитывать своих сыновей. Что Бог послал, то и хорошо», - таков был вердикт Н.П.. Ее муж не был так непреклонен. Он считал, что у девочек была слишком сложная для такого возраста жизнь, что их семья отвечает за сестер. Возможно, что они смогут вернуться в семью. 

  1. II. Работа с сестрами.

Игра в реабилитационной комнате

Работу проводит психолог в реабилитационной комнате. Девочкам предлагают поиграть с любыми игрушками. Как по заученному сценарию младшая подает старшей сестре красный брусок пластилина.  Средняя приносит трех кукол - младенцев. Старшая выбирает куклу, похожую на взрослую женщину. На вопрос психолога: «Кто это?» - Катя отвечает: «Мама и ее три маленькие дочки». Они очень слаженно начинают замазывать куклу маму красным пластилином. «Это мама в крови», - поясняет Маша. «Мы пришли домой, принесли водку, закуску, а она лежит и не отзывается». Это уже Вера. На вопрос психолога: «Что они хотят сейчас сделать?» - отвечают, что нужно ее положить в гроб и закопать. Они кладут ее в коробку и зарывают в песок. На предложение психолога поиграть еще во что-нибудь все повторяется снова и снова.

Психолог проходит с сестрами весь ритуал прощания с мамой. Он начинается с ритуала очищения. Психолог оттирает красный пластилин  с куклы – мамы (база привязанности не должна быть в крови). Он предлагает детям повторять за ним фразы, выражающие любовь к матери. Сестры  повторяют их. Старшие вспоминают о тех ситуациях, когда они были счастливы с мамой. Психолог проводит акт прощания с мамой. Дети обещают, что всегда будут ее помнить.

Психолог передает сестрам шкатулку, которая открывается и закрывается ключом. Он объясняет, что это шкатулка потерь, куда они будут складывать свои потери и обиды. Затем Вера и Маша пишут на записке слово «мама», Катя ее рисует. Они складывают свои записки, рисунки в шкатулке потерь. Для каждой сестры психолог зажигает поминальную свечу по маме.

 

  1. II. Диагностика нарушений привязанности у подопечных детей, диагностика и оценка семейной ситуации, возможностей семьи для продолжения замещающей семейной заботы
  2. Диагностика нарушений привязанности у детей (занятие ведет психолог)

Сестрам предлагается сыграть в игру «Продолжи сказку». Инструкция: Я начну рассказывать сказку, а вы ее продолжите

 Сказка

Психолог начинает сказку и предлагает детям ее закончить:

Жила – была семья: папа, мама, два сына и три дочки. Однажды мама говорит старшей дочке: сводила бы ты детей погулять. Только в лес не ходите. Мало ли что может случиться.

Встали они по утру, поели, оделись и пошли гулять. Что дальше?

Вера: Сначала они погуляли во дворе, по улице, а потом нечаянно вошли в лес (подвергает риску детей, в качестве причины называет случайность). Хотя было еще светло, но лес был темный и страшный (опасность, страхи). «Хотим домой», - захныкали дети.  Они стали искать дорогу назад, но было так темно, что выйти они не могли (страх не справиться с ответственностью).

Маша: сестра старшая знала, как искать дорогу, но и она найти ничего не могла (старшая сестра как амбивалентно-ненадежная база привязанности).

Вера: вдруг перед ними появилась мама. Все жутко обрадовались. Мама позвала за собой. Они шли-шли, пока не дошли до пещеры. Когда они вошли в нее, то мама превратилась в бабу Ягу (расщепление образа матери на «плохую» и «хорошую», амбивалентность, отсутствие доверия враждебность). Все очень испугались. Баба Яга страшно зарычала: «Я вас всех сейчас зажарю и съем» (ожидание агрессии, враждебности от матери).  Затем она всех приковала к одной цепи и заставила ходить по кругу (цепь как символ пугающей привязанности, хождение по кругу – застреваемость, невозможность сепарации). Только одного брата она оставила – самого младшего (чувство ревности к тому, кого выбрали). Уж больно он ей понравился. «Скучно мне тут одной, будет мне пятки чесать», - говорит Баба Яга.

Психолог: и что дети почувствовали?

Катя: ой-ой, стлашно как…

Маша: не так уж и страшно…Сестра что-нибудь придумает (зависимость от сестры).

Катя согласно кивает головой.

Психолог: старшая сестра ходит по кругу и все думает…О чем она думает? Вера: Как о чем? Как сбежать? (конкуренция за роль объекта привязанности, стремление не допустить другой привязанности).

Психолог: И что она придумала?

Вера: убить бабку (агрессия, гнев по отношению к новому объекту привязанности, стремление его уничтожить).

Психолог: Каким образом?

Вера: Стукнуть по голове (отреагирование убийства матери ).

Катя: стлашно …

Маша: Так ей и надо (идентификация со старшей сестрой)

Психолог: И что было дальше?

Вера: Баба Яга отвернулась и стала выгребать золу из печи, а старшая  сестра схватила топор и разрубила цепь. Хотела разрубить и бабку, но пожалела и только связала. Все побежали. Вдруг баба Яга распутается и снова посадит на цепь (старшая сестра как милосердный спаситель, наличие самоконтороля, сдерживающего агрессивные импульсы).

Психолог: все вернулись целыми?

Вера: А что им станется? Да, забыла, младший брат, что бабе Яге так понравился, расшибся по дороге. Пришлось его потом зашивать (связь с реальностью, чувство ревности, наказание конкурента, которого  выбрала мать как проявление амбивалентных потребностей в отношениях с новой объектом).

Психолог: что было дальше?

Вера: прибежали домой, а там мама и папа. Все обрадовались, стали друг друга обнимать, целовать. Только старшая сестра все поглядывала на маму. Боялась, что та снова превратится в Бабу Ягу (амбивалентный образ новой матери, недоверие, страх перед новой привязанностью).

Психолог: А дальше?

Вера: А дальше они стали жить-поживать, да добра наживать, и никогда больше в лес не ходили и Бабу Ягу не видели.

Психолог, обращаясь к Маше и Кате: А вы как думаете?

Обе согласно закивали.

  1. 2. Диагностика отношения к новой семье

Использован структурный тест: кинестетический рисунок семьи в двух репрезентациях: настоящая и идеальная семья.

На рисунке старшей сестры в первой репрезентации отсутствуют фигуры родителей. Ее семья состоит из трех человек: она и ее сестры. Вера явно отводит себе роль их матери. В идеальной репрезентации появляются родители. Она «сажает» себя в центр семьи между родителями. Причем по высоте все три фигуры одинаковы. Сестры сидят по бокам у родителей. Больше никого в семье нет.

Рисунок Маши в первой репрезентации по структуре семьи очень похож на рисунок Веры. Место родителей занимает старшая сестра. При этом на рисунке   есть еще какие-то люди, стоящие поодаль, ближе к правому верхнему углу. Это опекуны. В идеальной репрезентации Маша поставила себя между мамой и сестрой. При этом опекуны остались и в новой репрезентации.

В структуру семьи младшей сестры  вошли кошка, собака, какие-то предметы, предназначение которых было трудно понять, а также все члены опекунской и кровной семьи. Себя она поставила между биологической мамой и опекуном.

В целом, можно было сделать предположение, что дети в разной степени мотивированы на жизнь в новой семье. Самая большая трудность состояла в интеграции старшей сестры. Реверсия роли матери в кровной семье, ее ненадежность в качестве базы привязанности затрудняло у Веры принятие опекуна как старшего, ответственного и надежного взрослого, на которого можно переложить ответственность за младших сестер.  Особое отношение Натальи Петровны к младшему сыну в восприятии Веры сделало его объектом агрессии.

  1. Работа с базовой семьей. Диагностика семейной ситуации, ресурсности семьи для продолжения опеки

Использование структурной техники «Динамическая скульптура семьи».

Родителей и старшего сына по очереди попросили изобразить свою семью в виде скульптуры, которая может двигаться, изменяться, вводить и выводить членов семьи. Скульптура должна была быть построена в 2 репрезентациях: актуальная и идеальная семья. Недостающих членов семьи играли психологи, куклы и стулья.

Актуальная скульптура отца. В системе четко выделяются три коалиции, разделенные пространством: Наталья Петровна с Андреем, который  сидит у нее на коленях; Саша с отцом; сестры, где Вера, обнимая их, как бы держит девочек в кольце из собственных рук. На вопрос психолога: какое движение может сделать скульптура, просит «группу сестер» сделать шаг по направлению к семье. Вместе с Сашей отец также делает шаг в сторону жены. В результате получается круг с открытыми границами. В идеальной скульптуре отец формирует четкие подсистемы: родительскую и детскую. Он садится рядом с женой, обнимает ее, всех детей ставит вместе.

Актуальная скульптура матери. Выделяются две коалиции и периферийная фигура отца. Две коалиции находятся в состоянии конфронтации – стоят напротив друг друга. Одна Натальи Петровны, другая Верина. Обе держат своих детей в кольце. В идеальной скульптуре семьи сестер нет, но Н.П. ставит пустые стулья, объясняя, что хотела бы иметь 5-6 детей, не меньше, чем у своей бабушки.

Саша объединяет в одну подсистему маму и папу, в другую – остальных детей. Сам уходит на периферию, отвернувшись от семьи и делая шаг вперед от системы.

  1. Представление результатов диагностики на заседании консилиума.

Заключение специалистов: в целом, базовая семья испытывает значительные трудности в интеграции подопечных сестер, в основе которых лежат структурные нарушения: межпоколенные коалиции, нарушение границ между подсистемами, разобщенность супружеской подсистемы в базовой семье; нарушения в ролевой структуре биологической семьи подопечных детей, нарушения привязанности у старшей сестры, травматические переживания по поводу горя и утраты матери у девочек. При этом и базовая семья, и девочки имеют ресурсы для продолжения опеки. Необходимы целенаправленные срочные интервенции, направленные на активизацию системы привязанности у сестер и членов базовой семьи,  коррекцию парентификационных паттернов взаимоотношений, сложившихся в биологической семье сестер, которые они пытаются перенести на иерархическую структуру новой семьи.

На консилиум с членами базовой семьи были обсуждены препятствия и ресурсы семьи в продолжении опеки. Однако родители еще не пришли к согласию по поводу продолжения воспитания девочек, хотя и не исключили подобную возможность.

  1. Программы экстренного сопровождения семьи

Выявленные в ходе диагностики проблемы семьи стали основой для разработки Программы сопровождения, в которую вошли семейное консультирование, участие сестер в детской группе по отработке коммуникативных навыков. Родителям была рекомендована краткосрочная супружеская терапия, услуги по которой оказывались в Психологическом центре. 

С семьей был составлен календарный план хода сопровождения, объяснены задачи мероприятий и возможные результаты, получено согласие на обязательное участие в них всей семьи.  Расписание и содержание занятий были объяснены и сестрам. Они тоже дали свое согласие на участие.

После этого родители подписали трехсторонний договор на получение услуги по сопровождению.

Реализация Программы сопровождения

Семейное консультирование

Основные задачи: реинтеграция сестер в семье опекуна, перевод семьи на кризисный уровень сопровождения.

Семейное консультирование было направлено на активизацию системы привязанности у членов базовой семьи и сестер с целью создания глубинной базы для идентификации, коррекцию ролевой структуры семьи, нормализацию иерархических отношений в системе.

Все встречи были достаточно четко структурированы. Их длительность составляла – 45 - 60 минут. Частота занятий – 3 раза в неделю. С разрешения членов семьи работа записывалась на камеру.

Первая встреча была направлена на мобилизацию биологического уровня, активизацию функций тактильного анализатора в системе привязанности.

На встречу пришли все члены базовой семьи. Они с нетерпением ждали, когда же приведут сестер. Два психолога, ведущие тренинг, с беспокойством ожидали момента встречи. Очень многое зависело от нее.  Девочки тоже волновались. Не смотря на ожидание встречи, в первые минуты все как будто бы впали в оцепенение. Первый шаг сделал папа. Он встал, подошел к сестрам. Сначала приветствовал Веру, потом взял на руки Катюшу и за руку Машу. После этого подошла мама. Она плакала. Катюша протянула руки к Н.П. и перешла к ней.  Все расселись. Вера, казалось, была тронута встречей.

Психологи приветствовали семью и дали обратную связь на то, что они только что увидели. Обсудили правила и структуру работы на встречах.

Напряжение было достаточно высоким. Консультанты попросили всех встать, соединить руки в купол, почувствовать тепло рук друг друга, а затем резко опустить руки вниз и крикнуть: «Бом». Даже Вера засмеялась. Договорились, что это станет ритуалом и будет повторяться на каждой встрече. Постепенно напряжение стало спадать.

Упражнение «Связующая нить». Клубок бельевой резинки отдали маме, попросили развернуть его, передать конец ближайшему соседу по кругу и назвать те его качества, которые нравятся ей больше всего. Ближайшим соседом оказался ее муж. Он был удивлен. Давно не слышал хороших слов от жены. В результате у всех в руках оказалась резинка, и психологи попросили натянуть ее как можно сильнее и почувствовать, как она связывает их.  Они – одна семья. В этот момент Вера резинку выпустила из рук, а за ней и остальные сестры.

Тогда было предложено сделать упражнение «Яйцо»[3]. Это одно из наиболее сильных упражнений на формирование привязанности. Его тема – рождение ребенка и принятие его родителями. Н.П. и А.А. присели на четвереньки и из своих рук построили стенки яйца. Каждая из сестер по очереди также присаживалась на четвереньки и представляла, что она будущий цыпленок и сидит в яйце. Солнышко припекает, цыпленок растет и пробивает головой скорлупу. Его радостно приветствуют родители, обнимают, называют по имени, поздравляют с тем, что он родился.  На детей это произвело сильное впечатление. Вера сначала отказывалась делать упражнение, но ее уговорили ради сестер попробовать. Потом казалось, была довольна, что сделала. Катюша была в восторге. Она повисла на обоих родителях и снова  хотела стать цыпленком. Маша отнеслась к этому очень серьезно, молчала и все время переводила взгляд с Н.П. на А.А..  Андрюша тоже захотел стать цыпленком и был в восторге, когда его рождение приветствовали родители.

При прощании повторился тот же ритуал с колоколом. В качестве домашнего задания маму просили сделать очень крутое тесто для того, чтобы из него можно было слепить фигурки членов семьи.

При рефлексии своих переживаний при выполнении упражнения «Яйцо» родители говорили о новом опыте в отношениях с сестрами. Они считали, что сделали важный шаг в их принятии.

Семья вновь встретилась через 2 дня. Передавая  «связующую нить»,  Катя впервые сказала, что хочет домой. Она имела в виду свою новую семью.

Занятие было посвящено «мобилизации» функций обонятельного, зрительного,  слухового анализаторов в системе привязанности.

В игре «Собака – полицейский» каждому по очереди завязывали глаза, к нему тихо пробирался другой член семьи. По заданию надо было определить по запаху кто это? Затем обсуждалось, кого смогли определить, а кого нет. Н.П. и Вера не помнили запахи друг друга. После игры психолог попросил разрешения нанести одинаковый аромат. Все выбрали мамины духи.  Затем игра повторилась. «Ты пахнешь как я, очень вкусно», - сказали друг другу мама и Вера и в первый раз сели рядом.

В следующем упражнении всех разделили по парам и поставили перед зеркалом. Один из пары при помощи жестов и мимики изображал какое-нибудь эмоциональное состояние или, если не мог, то просто улыбался и кивал. Члены «общей» семьи находили друг у друга схожие черты, мимику, движения.   Они подражали, отзеркаливали друг друга, завершали фразы: «Я думаю, что ты любишь...», «Ты похож на меня…» (родители ребенку), «Я похож на тебя» (ребенок -родителям).

Затем по кругу лепили из маминого теста друг друга. Каждый добавлял деталь, которую хотел. Первыми вылепили маму и Веру. Раскрасили их. Оказалось, что все, действительно, были похожи друг на друга. В игре «дочки – матери» обсуждалось, кто за что отвечает в семье. На каждом сейтинге не менее 15 минут отдавалось под игру с фигурками, в рамках которой отрабатывались структурные проблемы семьи.

Акцент на создании «глубинной базы» привязанности делался на всех сейтингах. Еще одним примером может служить упражнение «Мой день рождения».

Начиная сейтинг, психологи объявили сестрам: «Сегодня мы будем поздравлять Вас с днём рождения. Пусть он не совпадает с датой вашего рождения, но сегодня вы постараетесь оставить в прошлом все, чего вы боитесь, все, что вас расстраивает, все, что вас обижает, и попробуете посмотреть на мир другими глазами. Вы увидите  близких вам людей, тех, кто вас любит и заботится, радуется, тому, что вы есть». 

Расстановка в пространстве. В ряд было поставлено несколько стульев, имитируя тоннель («родовые пути»). В «начале пути» находились психологи вместе с сестрами, в конце – Н.П. и А.А. Сестрам предстояло проползти под стульями и встретиться со своими опекунами. Их обучили как нужно ползти: по - пластунски, поворачиваясь при этом на 45 градусов. Каждая сестра по очереди с завязанными глазами в зависимости от номера рождения выполняла это упражнение. Психологи, нежно подталкивая ребенка вперед по «родовым путям», желали ему счастья и радости. На другой стороне детей ждали родители. Они протягивали руки, помогая каждой девочке выбраться из тоннеля, снимали повязку с глаз, называли по имени, обнимали, поздравляли с днем рождения и дарили подарки.

Чтобы избежать конфликта лояльности у сестер опекуны предложили соблюдать ритуалы памяти о маме. К ним отнесли зажигание поминальной свечи в день ее рождения и смерти, а также в день рождения девочек.

 На сейтингах шла работа над формированием границ: личности, подсистем (детской и родительской), общей семейной системы. Для этого использовались хулахупы разной величины. Сначала каждый член семьи надевал на себя хулахуп, пытаясь ощутить собственные границы. Затем подходил к другому члену семьи, то увеличивая, то сокращая расстояние, выбирая наиболее комфортное для себя.  Для коррекции границ подсистем выбирались разного диаметра хулахупы. Пожалуй, это было самым сложным для семьи. Члены одной подсистемы пытались проникнуть в другую. Трудно было выбрать комфортное для всех расстояние в самой подсистеме. Подсистемы то излишне «слипались», то излишне отдалялись друг от друга. Работа с границами1 позволила на уровень поведения перевести правила взаимодействия между подсистемами и сделать их понятными каждому члену семьи независимо от возраста.

Наблюдение за взаимодействием членов базовой семьи и сестер на сейтингах и по видеозаписи показали, что семья в целом готова к воссоединению. Критерии готовности сестер были выделены на каждом уровне развития ребенка.

Базовый уровень (уровень анализаторов):

Сестры были доступны продолжительному тактильному (без прилипания и отталкивания), визуальному, слуховому и другим видам сенсорных контактов с членами семьи; могли «отзеркалить» с помощью мимики и жестов их состояние, имели доступные представления о границах (собственных и другого человека), идентифицировали себя на сенсорном уровне с членами базовой семьи;

Когнитивный уровень: они могли объяснить почему живут в семье опекуна, кто и за что ответственен в семье, правила ее жизни;

Эмоциональный: в контакте с членами семьи они были достаточно спокойны, ждали встречи с ними, адекватно относились к расставанию. Их база привязанности стала более надежной;

Социальный: Н.П. начали советоваться с Верой в решении семейных вопросов. Вера постепенно стала передавать свои «родительские права» опекуну. Все это способствовало снижению напряженности в семье.

Консилиумом результаты работы с семьей были оценены как положительные и принято решение о переводе семьи на кризисный уровень сопровождения.

Катамнез. Прошло 4 года. Сестры продолжают жить в семье Казариновых.

Тест для приемных родителей

Уважаемые родители, Вы прочитали кейс «Сиблингиа». Вам предлагается небольшой тест, где лаются вопросы и несколько вариантов ответа. Необходимо выбрать верные с Вашей точки зрения ответы и обвести их кружочком:

1.Как относились сестры к Вере

a - как к старшей сестре

b - как к матери

c - как к другу

d - все ответы правильные

Правильный ответ: b, как к матери

 

2. Почему так важно поддерживать сиблинговые отношения в замещающей семье:
a - утрата сиблинговых отношений является травмой, «двойной» утратой для ребенка, потерявшего родителей
b - сиблинговые отношения позволяют сохранить стабильность и непрерывности мира для ребенка
c - в них сиблинговых отношениях ребенок сохраняет чувство принадлежности к своей кровной семье при утрате родителей
d - все ответы правильные

Правильный ответ: d

3. Почему сестры постоянно замазывать куклу маму красным пластилином:
a - запомнили маму в крови
b - хотят провести ритуал прощания с мамой
c - не могут избавиться от навязчивых воспоминаний убитой мамы
d - все ответы правильные

Правильный ответ с:не могут избавиться от навязчивых воспоминаний убитой мамы

4. Что позволило сестрам остаться в семье Натальи Петровны:
a - грамотная психологическая помощь, позволившая изменить взаимоотношения в семье
b - изменения в поведении сестер и их отношения к опекунской семье
c - принятие опекуном истории девочек и особенностей их взаимоотношений
d - все ответы правильные

Правильный ответ: d

 

[1] Шесть шагов дебрифинга, разработанные Тиаги, 1980; http://trainingtechnology.ru/blog/2008/11/12/debrifing/.

[2] Lederman и Stewart, 1986, рамка для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта

[3] Упражнение предложено А.Л. Сиротюк

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

28 Августа 2024

Проект «От обители — к родителям» с 28 августа объявляет о начале набора на участие в ресурсных группах для приёмных родителей и кандидатов.

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения