Приемная семья с сиблингами разного возраста и пола. Девочка А.,14 лет, проживает в приемной семье с 3-х лет. В семье также проживают кровные старшие братья. Девочка посещала дошкольное учреждение. Наблюдалась у невролога. С 1 класса обучается в интернате 5 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Жалоб со стороны приемных родителей не наблюдалось. Впервые за консультацией психолога приемная мама обратилась в сентябре 2017 года. Запрос на отсутствие побудительной активности девочки, безынициативность, со слов бабушки, которая тоже пришла на консультацию: А. «ни рыба, ни мясо».
В ходе беседы психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны приемных родителей, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с девочкой. Даны рекомендации, а также рекомендована индивидуальная работа семьи с психологом службы сопровождения. От дальнейшей работы с психологом семья отказалась, согласилась на сопровождение семьи социальным педагогом.
01.09.2018 года девочка совершила самовольный уход из дома. Гуляла в парке и в городе, домой возвращаться не планировала. При встрече с органами полиции назвалась вымышленным именем. Вечером этого же дня была доставлена домой.
Психологическое обследование проводилось по запросу приемной матери и специалистов органов опеки, с целью изучения эмоционально-волевой сферы девочки в связи с самовольным уходом из дома. Психологическая диагностика проводилась 05.09.2018; 10.09.2018 в индивидуальной форме (посредством наблюдения, беседы, проективных методов: Рисунок «Мои чувства», МАК «Живые чувства», МАК «Домик на дереве»). В процессе психологического обследования 05.09.2018. 10.09.2018 отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: при первой и второй встрече в контакт вступает не сразу. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде безразличия. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования понижен. Девочка проявляет безразличие к происходящему. В начале работы с психологом отмечается слабая эмоциональная выраженность.
При общении с психологом проявляет пассивность при сниженной психической активности, а также непродуктивная активность. Интерес к выполнению заданий поверхностный, слабый. Темп преимущественно медленный. Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания. На рисунке «Мои чувства» девочке предложено прорисовать события дня ухода из дома. Девочка нарисовала 3 рисунка в соответствии с временем суток (раннее утро, полдень и вечер). Психологом предложено подобрать ассоциативные карты чувств выполненным рисункам. На первый рисунок (утро, время, когда девочка покинула дом) выбрала следующие чувства: испуг, грусть, беспокойство, тревога, подавленность. Ко второму рисунку (полдень, время прогулки в парке) девочка выбрала такие карточки как: страх, радость, легкость, брошенность. К третьему рисунку (вечер, время возврата домой): безнадежность, печаль, огорчение, отчуждение, угнетенность, надежда.
Со слов девочки, свой уход из дома она связывает с тем, что ее кровный брат накануне закончил обучение в школе и теперь она вынуждена ходить в школу одна. Именно это ее и огорчало. Приемной маме о своих переживаниях девочка не рассказывала. Со слов приемной мамы, девочку в школу провожают и встречают. Обсуждать далее и резюмировать результаты встречи девочка отказалась, сославшись на усталость. Была приглашена на следующую встречу.
На третьей встрече в контакт вступает легко и быстро, носит стабильный характер. Девочка проявляет выраженный интерес. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость, повышение результативности. В случае неудач старается исправить ошибку, предлагает свое видение ситуации. Эмоциональный фон повышен. Отмечена речевая активность. Отмечаются яркие положительные эмоциональные реакции в работе с психологом такие как: смех, улыбка. Общение активное. С удовольствием рассказывает психологу и своей семье, опекунах, кровных братьях. С удовольствием приняла активное участие в проективной методике «Домик на дереве», где подобрала образы птиц для всей своей семьи, наполнила их цветом. Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. В ходе беседы с психологом на общие темы критична, понимает свои успехи и неудачи. Была приглашена на следующую встречу через неделю.
На четвертую и последующие встречи девочка не пришла. Со слов приемной мамы, у девочки все в порядке. Даны рекомендации продолжить работу с психологом. В органы опеки сообщено о прекращении работы с психологом.
В марте 2019 девочка совершает повторный побег из дома, заранее обдумав план. Во время поисков А. находилась у подруги дома, а потом ночевала в подъезде многоэтажного дома. На следующий день А. сама пришла в полицию, но сообщила, что домой возвращаться не будет. Девочка была помещена в стационар, где её ежедневно посещал психолог службы сопровождения. В стационаре девочка была проконсультирована детским психиатром. Согласно медицинскому заключению, ребёнок здоров. В ходе работы психолога с А. и замещающей семьёй была достигнута договоренность с девочкой о ее возвращении к приемным родителям.
Все встречи девочки и приемных родителей проходили в присутствии психолога. Несмотря на достигнутый стабильно-благоприятный психоэмоциональный фон ребенка, приемные родители настаивали на дальнейшем обследовании девочки у детского психиатра, свою возможную сопричастность к уходам ребенка из дома отрицали, возрастные потребности ребенка не учитывали, расценивая их как вседозволенность.
В апреле девочка была госпитализирована в детскую психиатрическую больницу на обследование, через 10 дней выписана. Назначены корректоры поведения. Семья находится на сопровождении службы сопровождения. Достигнуто полное сотрудничество. До июля 2020 года повторных самовольных уходов из семьи у девочки не наблюдалось.
Описание первой части ситуации
Развитие познавательной активности у подростка
Приемная семья с сиблингами разного возраста и пола. Девочка А.,14 лет, проживает в приемной семье с 3-х лет. В семье также проживают кровные старшие братья. Девочка посещала дошкольное учреждение. Наблюдалась у невролога. С 1 класса обучается в интернате 5 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Жалоб со стороны приемных родителей не наблюдалось. Впервые за консультацией психолога приемная мама обратилась в сентябре 2017 года. Запрос на отсутствие побудительной активности девочки, безынициативность, со слов бабушки, которая тоже пришла на консультацию: А. «ни рыба, ни мясо». В ходе беседы психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны приемных родителей, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с девочкой. Даны рекомендации, а также рекомендована индивидуальная работа семьи с психологом службы сопровождения. От дальнейшей работы с психологом семья отказалась, согласилась на сопровождение семьи социальным педагогом.
Причины обращения
Впервые за 8 лет приемная мама обратилась за консультацией к психологу.
Приемную маму и бабушку волнуют недостатки ментального развития девочки, проявляющиеся в отсутствии интереса к миру, безынициативности. Это сопровождается низким уровнем академических достижений обучения в школе-интернате для детей с ОВЗ, в котором девочка учится с 1 класса и по настоящее время (то есть 8 лет).
Можно предположить, что приемная девочка не оправдала ожиданий приемной семьи.
Приемная мама не видит своих возможностей в помощи подопечной и не знает последствий такого развития (ОВЗ).
Поиск решения
Психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны приемных родителей, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с девочкой.
Даны рекомендации, а также рекомендована индивидуальная работа семьи с психологом службы сопровождения.
От дальнейшей работы с психологом семья отказалась, согласилась на сопровождение семьи социальным педагогом.
При анализе кейса следует отметить, что в ходе проведенной работы были допущены некоторые «ошибки».
Психолог не провела диагностику психического развития девочки и не дала рекомендаций приемным родителям, чем нужно заниматься с девочкой.
Не выяснено, какие завышенные требования к ребенку проявляются в приемной семье (достижение академических успехов, достижений в других областях, участие в деятельности семьи).
Не было выявлено преобладание интересов девочки в какой-то сфере дополнительного образования (рисование, спорт, вязание, макроме, занятия компьютером и т.д.)
Не привлекли приемного отца к проблемам развития девочки, как ресурса воздействия.
Согласие на сопровождение семьи социальным педагогом не подтверждено тем, какая проблема есть в приемной семье.
Риски
Приемная семья не объяснила, что было сделано членами семьи для психического развития девочки в эти годы, и мирилась с тем, что происходило в плане психического развития ребенка.
Отказ приемной семьи от индивидуальной работы с психологами позволяет увидеть, к чему приводит сопротивление семьи, что происходит в период подросткового возраста ребенка, какие проблемы усугубляются в дальнейшем (взаимоотношения, эмоциональные переживания всех членов семьи).
Что должна знать приемная семья об особенностях психического развития ребенка с ОВЗ.
Цель воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, в приемной семье заключается в формировании у них способности жить без попечения родителей. На практике это означает, что приемная семья создает условия для того, чтобы подопечные могли научиться самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. Средством формирования у детей способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в семье, так и за ее пределами. Соответственно, усилия приемной семьи должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для приемных детей социальными образцами. Необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства семьи и образовательной организации .Недостатки психического здоровья еще более затрудняют процесс вхождения в социум. Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни. Достаточно часто умственно отсталые дети недостаточно владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.
К лицам с ментальными нарушениями (умственного развития, умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Особенностью данного дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. К данной категории относятся умственно отсталые дети, дети с синдромом Дауна, дети с расстройством аутического спектра (ранний детский аутизм – вид искаженного развития, дети с данной категорией нарушения развития отличаются нарушением контакта, уходом от реальности в мир собственных переживаний).
Понятие "задержка психического развития" употребляется к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. Поскольку интеллектуальный потенциал детей-сирот с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни, является актуальной необходимость специального изучения факторов и условий, которые определяют успех интеграционных процессов, разработка форм и путей коррекционной работы по организации социальной поддержки и помощи обучающимся.
Описание второй части ситуации
Одиночество и беззащитность
01.09.2018 года девочка совершила самовольный уход из дома. Гуляла в парке и в городе, домой возвращаться не планировала. При встрече с органами полиции назвалась вымышленным именем. Вечером этого же дня была доставлена домой.
Психологическое обследование проводилось по запросу приемной матери и специалистов органов опеки, с целью изучения эмоционально-волевой сферы девочки в связи с самовольным уходом из дома. Психологическая диагностика проводилась 05.09.2018; 10.09.2018 в индивидуальной форме (посредством наблюдения, беседы, проективных методов: Рисунок «Мои чувства», МАК «Живые чувства», МАК «Домик на дереве»). В процессе психологического обследования 05.09.2018. 10.09.2018 отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка: при первой и второй встрече в контакт вступает не сразу. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде безразличия. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования понижен. Девочка проявляет безразличие к происходящему. В начале работы с психологом отмечается слабая эмоциональная выраженность.
При общении с психологом проявляет пассивность при сниженной психической активности, а также непродуктивная активность. Интерес к выполнению заданий поверхностный, слабый. Темп преимущественно медленный. Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания. На рисунке «Мои чувства» девочке предложено прорисовать события дня ухода из дома. Девочка нарисовала 3 рисунка в соответствии с временем суток (раннее утро, полдень и вечер). Психологом предложено подобрать ассоциативные карты чувств выполненным рисункам. На первый рисунок (утро, время, когда девочка покинула дом) выбрала следующие чувства: испуг, грусть, беспокойство, тревога, подавленность. Ко второму рисунку (полдень, время прогулки в парке) девочка выбрала такие карточки как: страх, радость, легкость, брошенность. К третьему рисунку (вечер, время возврата домой): безнадежность, печаль, огорчение, отчуждение, угнетенность, надежда.
Со слов девочки, свой уход из дома она связывает с тем, что ее кровный брат накануне закончил обучение в школе и теперь она вынуждена ходить в школу одна. Именно это ее и огорчало. Приемной маме о своих переживаниях девочка не рассказывала. Со слов приемной мамы, девочку в школу провожают и встречают. Обсуждать далее и резюмировать результаты встречи девочка отказалась, сославшись на усталость. Была приглашена на следующую встречу.
На третьей встрече в контакт вступает легко и быстро, носит стабильный характер. Девочка проявляет выраженный интерес. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость, повышение результативности. В случае неудач старается исправить ошибку, предлагает свое видение ситуации. Эмоциональный фон повышен. Отмечена речевая активность. Отмечаются яркие положительные эмоциональные реакции в работе с психологом такие как: смех, улыбка. Общение активное. С удовольствием рассказывает психологу и своей семье, опекунах, кровных братьях. С удовольствием приняла активное участие в проективной методике «Домик на дереве», где подобрала образы птиц для всей своей семьи, наполнила их цветом. Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. В ходе беседы с психологом на общие темы критична, понимает свои успехи и неудачи. Была приглашена на следующую встречу через неделю.
На четвертую и последующие встречи девочка не пришла. Со слов приемной мамы, у девочки все в порядке. Даны рекомендации продолжить работу с психологом. В органы опеки сообщено о прекращении работы с психологом.
Подумайте над причинами поведения девочки
Поиск решения
Риски
Описание третьей части ситуации
Я не хочу жить в этой приемной семье
В марте 2019 девочка совершает повторный побег из дома, заранее обдумав план. Во время поисков А. находилась у подруги дома, а потом ночевала в подъезде многоэтажного дома. На следующий день А. сама пришла в полицию, но сообщила, что домой возвращаться не будет. Девочка была помещена в стационар, где её ежедневно посещал психолог службы сопровождения. В стационаре девочка была проконсультирована детским психиатром. Согласно медицинскому заключению, ребёнок здоров. В ходе работы психолога с А. и замещающей семьёй была достигнута договоренность с девочкой о ее возвращении к приемным родителям.
Все встречи девочки и приемных родителей проходили в присутствии психолога. Несмотря на достигнутый стабильно-благоприятный психоэмоциональный фон ребенка, приемные родители настаивали на дальнейшем обследовании девочки у детского психиатра, свою возможную сопричастность к уходам ребенка из дома отрицали, возрастные потребности ребенка не учитывали, расценивая их как вседозволенность.
В апреле девочка была госпитализирована в детскую психиатрическую больницу на обследование, через 10 дней выписана. Назначены корректоры поведения. Семья находится на сопровождении службы сопровождения. Достигнуто полное сотрудничество. До июля 2020 года повторных самовольных уходов из семьи у девочки не наблюдалось.
Причины поведения
Поиск решения (что должны сделать приемные родители и специалисты службы сопровождения)
Приемной семье рассказать о возрастных особенностях подросткового возраста и их проявлениях в поведении подростков или пройти миникурс в Школе приемных родителей.
Приемные родители вместе со специалистами должны оценить степень травмированности ребенка и его актуальные проблемы (психологическое, педагогическое и медицинское обследование), собрать «социальный анамнез» (история семьи, отношения ребенка со значимыми взрослыми, история перемещений и пр.).
Затем, на основе выявленных проблем ребенка и понимания его актуальных потребностей, должны проводиться реабилитация (психолого-педагогическая терапия и коррекция).
Важно понимать, что чаще всего психологические проблемы являются основным препятствием для благополучной адаптации детей как в приемных семьях, так и в социуме. Невылеченные травмы прошлого не исчезают сами по себе. Человек приспосабливается жить, как бы не думая о произошедшем с ним. Однако внутренняя боль создает внутреннее напряжение, которое прорывается по разным другим поводам, и тогда ребенка характеризуют как «агрессивного», «аффективно неустойчивого», «девиантного» и т. п. В большинстве случаев подобные ярлыки обусловлены действительно проблемным поведением ребенка. Но они остаются именно ярлыками, которые начинают сопровождать человека в его социальной жизни и не становятся поводом к работе по поиску проблемы и ее решения. В результате такую работу иногда бывает уже поздно проводить. Кроме того, что травмы прошлого создают негативный эмоциональный фон, они могут периодически бесконтрольно всплывать в сознании человека. Для окружающих людей поведение ребенка в этом случае будет выглядеть непонятным и неадекватным.
Стоит отметить, что у детей, переживших утрату биологической семьи, возникает огромное количество вопросов, большинство из которых они не могут озвучить. Эти вопросы связаны с чувством вины, печалью, потребностью в любви и боязнью оказаться предателем, с темами искупления и лояльности к кровной семье, и появляются они практически у всех детей, знающих о своем происхождении. Для разрешения этих вопросов нужна не только помощь взрослых, но и время. При этом если ребенок не получил помощи в проживании горя, то эти острые проявления обрушатся на приемных родителей и помешают адаптации ребенка в приемной семье.
Чувства ребенка в связи с утратой семьи, должны быть проработаны до появления приемной семьи, поскольку серьезным препятствием к адаптации ребенка в приемной семье являются как раз травматический опыт и его перенос в новую семейную ситуацию.
Феномен ретравматизации в данном случае состоит в том, что именно попадание в семью приводит к конфликту идентичностей и к «оживлению» старых травм. Это – одновременно неизбежная проблема и в то же время ресурс для «рождения» ребенка в новой семье. Для подлинного исцеления и восстановления жизнеспособности ребенку необходимо пройти через старую боль вместе с новыми родителями, которые могли бы разделить с ним всю его жизненную историю, в том числе за то время, когда их не было рядом.
Неадекватность восприятия заключается в том, что ребенок будет соответствовать их ожиданиям, будет обладать теми качествами, которые родители хотят в нем видеть. Он готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира. Трансляция негативных, симбиотических установок на самого себя, свои особенности, свое место в мире, интраективно усваиваемых детьми при общении со значимыми взрослыми, сужает до минимума возможность к адаптации. Негативные установки, такие, например, как неконструктивное отношение к болезни, потребность в постоянной опеке, могут отнять у ребенка даже те возможности, которые у него остались. В свою очередь, трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей, установок позволяет изменить качество жизни ребенка за счет конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Поэтому важно, чтобы взрослые сами обладали способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие.
Наступил подростковый кризис, который усугубил неустойчивые взаимоотношения. Приемная мать не меняла своих четких и жестких требований, добиваясь послушания. Это оказало отрицательное воздействие на становление характера и поведения девочки. В исследованиях психологов доказано, что особенно агрессивно в подростковом возрасте воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры. Они склонны перестать принимать «на веру», казалось, даже очевидные факты, пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удастся, подросток начинает следовать ей. Обычно сложно завоевать и удержать авторитет. Возрастные возможности подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует, положением, которое подросток занимает среди сверстников и в семье. Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска могут быть различны: некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, начать зарабатывать деньги, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов. Для них очень характерно внимание к внешнему виду окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях: более самостоятелен и умел, расширились кругозор и интересы, стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность к какой-то новой позиции, он хочет признания со стороны окружающих его больших возможностей и больших прав, четко проявляется стремление «к взрослости», «к самостоятельности», «к самоутверждению».
Что можно сделать в этой ситуации
Риски
1.Нежелание приемной матери получать помощь и использовать ее в воспитании девочки
2.Отсутствие мотивации приемной матери менять свое поведение
Таким образом, внешняя спокойная обстановка в приемной семье может дать шанс подопечной обрести доверие к родителям. Семья находится на сопровождении социального педагога службы сопровождения, что также может помочь приемной семье измениться. Достигнуто полное сотрудничество. До июля 2020 года повторных самовольных уходов из семьи у девочки не наблюдалось.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.