Раздел содержит материалы :
1.Нормативные правовые акты по организации подготовки граждан, выразивших желание принять в свою семью детей-сирот
от 26.06.2015 № 1326 "Об утверждении регионального стандарта услуги по подготовке кандидатов в замещающие родители"
- от 26.06.2015 № 1325 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Подготовка кандидатов в замещающие родители – это полномочие органа опеки попечительства, которое может быть передано уполномоченным организациям.
В 85 субъектах РФ организовано 2512 территориальных органов опеки. В 60 субъектах полномочия по подготовке граждан, принявших ребенка
в семью, переданы в уполномоченные организации, что составляет 82,4 % общего числа субъектов РФ.
17,6 % от общего числа территориальных органов опеки не передали или передали полномочия частично. Регионы назвали основными причинами сохранения полномочий за органами опеки и попечительства следующие: отсутствие организаций на территории субъекта, готовых принять полномочия; территориальная удаленность органов опеки от уполномоченной организации; отсутствие заявок от организаций по конкурсу на обучение граждан, служба сопровождения входит в состав территориальных органов опеки и попечительства.
Анализ результатов ответов свидетельствуют о том, что практика проведения подготовки граждан, вне зависимости от того, проводится органами опеки самостоятельно или уполномоченными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями. При проведении подготовки уполномоченными организациями с организацией заключается договор; органами опеки проводится информационная компания; гражданам, обратившимся в органы опеки, выдается направление на подготовку.
Информация о возможности пройти подготовку, как в уполномоченной организации, так и непосредственно в органах опеки, размещается на сайте органа опеки, печатаются и распространяются буклеты, происходит информирование во время очных встреч.
В регионах разрабатываются и утверждаются программы подготовки граждан к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 20.08.2012г № 623.
По данным мониторинга в большинстве регионов количество часов по программам подготовки соответствует выше указанным требованиям Минобрнауки и составляет от 30 до 80 акад. часов.
Общая трудоемкость программы превышает требования Минобрнауки от 20.08.2012 в следующих регионах: Брянская область – 80,5 ак.ч., республика Кабардино-Балкария – 80,5 ак.ч., Омская область – 80,5 ак.ч., республика Коми -84 ак.ч., Оренбургская область – 96 ак.ч.
В 14 регионах при подготовке граждан используются специальные программы (модули): Тульская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Московская область, Москва, Псковская область, Новгородская область, Курганская область, Свердловская область, Челябинская область, Пермский край, Ульяновская область. В перечисленных регионах дополнительными программами являются программы подготовки граждан к приему на воспитание в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовки к приему ребенка подросткового возраста, братьев – сестер (сиблингов) и программа подготовки близких родственников. Подготовка по дополнительным модулям проводится вне рамок основной программы подготовки, после освоения основной программы ШПР.
В данную папку нормативные правовые документы отобраны на основании мониторинга Минпросвещения России в 2020 году.
Документы в данной папке содержат основания отбора уполномоченных организаций, подробные программы подготовки, условия их реализации, итоговое тестирование после прохождения ШПР.
Большой интерес представляют собой отдельные образовательные модули, которые включены в программу подготовки кандидатов, если они изъявляют желание принять в свою семью детей-сирот сложных категорий. Такие программы приведены, например, из опыта работы в г. Москве.
Новационным является предоставление в ХМАО сертификата на оплату услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. В Тульской области утвержден стандарт предоставления государственной услуги "осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах».
Копилка психолога. Сборник игр и упражнений для проведения Школы приемных родителей. - Сыктывкар: ГБУ РК «РЦСТ», 2014. – 56 с. Составители: С. А. Афанасьева, И. В. Лужикова
В данном сборнике авторы предлагают банк психологических игр и упражнений для использования на тренингах с кандидатами в замещающие родители.
Все игры и упражнения расположены по темам занятий «Школа приемных родителей»:
5.Адаптация приемного ребенка.
Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, ненавязчиво позволяющим обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра, как никакой другой метод, эффективна в создании условий для саморазвития, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.