19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Рекомендуемый перечень литературы

1718

Общий список  литературы ко всем разделам

 

Нормативная

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994);

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 31 мая 2011 г.  № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»);

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 62-ФЗ  «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей»);

Указ Президента Российской федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312;

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 16. Ст. 2268.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7860;

Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.10.2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1.
Ст. 16;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часит первая) (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552;

Жилищный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14;

Федеральный закон от  21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880;

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.03.1995) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929;

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029;

Федеральный закон от  21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880;

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643;

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.97.2017) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 2031;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755;  

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.  № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013.т № 52. Ст. 7007.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017.

№ 30. Ст. 4442;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (ред. от 02.06.2016) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 (ред.
от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251;

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г.  № 719 (ред.
от 02.06.2016) «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4101;

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 (ред.
от 15.10.2014) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2093;

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г.  № 654 (ред.
от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2572;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 (ред.
от 10.02.2014) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2581;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.  № 481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // СЗ РФ. 2014. № 22. Ст. 2887;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г.  № 999 (ред. от 12.10.2017) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»);

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 170 «Об утверждении Правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1530;

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. № 1066 «Об утверждении Правил обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы» // СЗ РФ.  2017. № 37.Ст. 5532;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2017 № 1116 «Об утверждении Правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 2017. №  39. Ст. 5697;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2017 № 1117 «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием» /// СЗ РФ. 2017. №  39. Ст. 5698.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 369, и Министерства образования Российской Федерации № 641 от 25 декабря 1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» (вместе с «Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации») (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  5 марта 1996 г., регистрационный № 1045);

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2009 г. № 212 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2009 г., регистрационный № 14354);  

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный № 15610);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  31 декабря 2009 г., регистрационный № 15909);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2010 г. № 23н «Об утверждении формы акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2010 г., регистрационный  № 16416);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 июня 2010 г. № 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2010 г., регистрационный № 18224);

Приказ Минздравсоцразвития России от 18 октября 2011 г. № 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации  6 марта 2012 г., регистрационный  № 23417);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 июня 2012 г.
№ 493 «Об утверждении административных регламентов Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2012 г., регистрационный № 25941);

Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г.  № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  27 августа 2012 г., регистрационный № 25269);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2012 г. №  676 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2012 г., регистрационный  № 25942);

Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  28 июля 2014 г., регистрационный № 33306);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1642 «Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный  № 36129).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 101 (ред. от 17.03.2016)  «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный № 36498);

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 г.  № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37205);

Приказ Минобрнауки России от 24 июля 2015 г. № 753 «Об утверждении примерной формы соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный  № 38800);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2015 г. № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный  № 39875);

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2015 г.
№ 711н «Об утверждении формы направления на медицинское обследование, а также перечня исследований при проведении медицинского обследования и формы заключения о состоянии здоровья ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегристрирован и Министерством юстиции Российской Федерации  23 октяря 2015 г., регистрационный № 39447).

 

Учебная

Постатейный комментарий к Семейному кодек­су Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашениннико­ва. М., 2010.

Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7. С. 85 - 90.

Серебрякова А.А. Органы опеки и попечительства как субъекты семейного права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 37-41.

Шершень Т.В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Российский судья. 2009. № 10. С. 18 - 21.

Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010.

Михеева Л.Ю.  Опека и попечительство. Теория и практика / Под. ред. Р.П. Мананковой. М., 2004.

Дополнительная литература

Байкин И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. 2011. № 2. С. 39 - 42.

Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. 3 4. С. 3-8.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - № 2. - С. 68 - 70.

Жукова Т. Гарантии для детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2011. № 14. С. 14.

Ильина О.Ю., Алексеев А.А. Коррупциогенные факторы в законодательстве об опеке и попечительстве как предпосылка нарушения прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. 2010. № 2. С. 3 - 6.

Ковин В.А. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Законность. 2013. N 7.

Косевич Н.Р. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Косолапова Н.В. Межведомственное взаимодействие в решении социально-правовых проблем несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 3. С. 9 - 11.

Кузнецова М. Ювенальная проформа // ЭЖ-Юрист. 2010. № 13. С. 11 - 12.

Косевич Н.Р. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.-  № 3. - С. 14 - 19.

Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 9-14.

Лебедева О. Ю. Опека над несовершеннолетними по законодательству Германии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 58-62.

Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 14-19.

Макеева А.А. Реализация международно-правовых норм в сфере защиты прав детей // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 100 - 106.

Ненастьев А. Судьи примеряют роль воспитателей [Интервью с С.В. Инюкиным] // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 5. С. 10 - 11.

Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 25-32.

Нечаева А.М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 3-8.

 

Николаева Ю.В. К вопросу о стратегии и видах государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. 2011. № 5. С. 57 - 63.

Рабец А.М. Реализация и защита прав несовершеннолетних, помещенных в организации, выполняющие функции опекунов и попечителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 32-37.

Ржевская Л.В. Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран // Юридический мир. 2010. № 8. С. 41 - 44.

Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 3. С. 3 - 6.

Рузанова Е.В. Вопросы совершенствования правового регулирования осуществления и защиты прав несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 46-50.

Самойлова М.В. О двух ограниченных вещных правах ребенка (современное состояние и перспективы) // Гражданское право. 2010. № 1. С. 33 - 37.

Серебрякова А.А. Органы опеки и попечительства как субъекты семейного права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 37-41.

Тарасова А. Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних. М., 2008.

Тарасова А.Е. Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 19-25.

Тарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительства: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 50-53.

Татаринцева Е.А. Поддержка специальной опеки несовершеннолетних в Англии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 53-57.

Шершень Т.В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Российский судья. 2009. № 10. С. 18 - 21.

 

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

Илюшина Е. А. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 335-337.

Методические рекомендации по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей. – М.: АНО «Центр развития социальных проектов», ООО «Вариант», 2014. – 190 стр.

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 15-4/10/2-6725 «Профилактика отказов от несовершеннолетних в родильных домах»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
№ 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»)// Вестник образования. № 12. Июнь. 2009.

 

Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № ВК-2569/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье»);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. № 07-3765 «О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители (подготовка кандидатов)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»)// Вестник образования. № 18. Сентябрь. 2012.

Боулби Дж. Привязанность.- М.: Гардарики, 2003. –  С. 228

Братья и сестры. Мифы и реальность. Генри Абрамович. — М.: Класс, 2016.

Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике.. — М.: Когито-Центр, 2012.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Ирина Бгажнокова – М.: Владос, 2011.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Ольга Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007.

Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.//Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. №3. -С. 52-64

Дерябина В.В.  Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье. /Канд. диссерт. - М.: МГОУ, 2010.

Детская медицинская психология: психологическая педиатрия. Д.Н. Исаев. — Санкт-Петербург: Речь, 2004

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Мэш Э., Вольф Д. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Детские церебральные параличи. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О В. – М.: Книга по Требованию, 2013.

Дневник приемной матери. Майя Ракита. –  М.: Форум, 2013

Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций.//Психологическая наука и образование.  2011, №1. -С. 15-26

Ослон В.Н.  Практическое руководство по психологическому обследованию  граждан, желающих принять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. психодиагностический комплекс. 208с.

Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. -368с.

Ослон В.Н. Психодиагностический комплекс по психологическому обследованию  граждан, желающих принять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. психодиагностический комплекс. Журнал «Детский дом» №3 июль – сентябрь 2013г. (43). С. 9-13

Ослон В.Н. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы повышения квалификации  специалистам школ приёмных родителей и служб сопровождения семей «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.

Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012.

Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Тара Делании. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.

Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015.

 Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015

Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.// Развитие личности.- 2004, № 1, С.28-46.

Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. Джон Боулби. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2016.

Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. Карл Хайнц Бриш. — М.: Когито-Центр, 2012.

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.  – М.: Academia, 2001.

Шульга Т.И. Особенности  подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи. // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72-88.

Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. /Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3.- С. 40-51.

Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. /Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 40-51.

Шульга Т.И. Технологии помощи  при  сопровождении замещающих    семей, воспитывающих  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей с ОВЗ: монография /Т.И.Шульга. М.: Федеральный институт развития  образования, 2016.-170с.

Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 2.- С. 34-56.

.Рекомендуемая литература для слушателей ШПР

Психосоматика у детей. И.П. Брязгунов. М.: Психотерапия, 2009.

Синдром жестокого обращения. И.Н. Григович. М.: Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения. 2012.

Психологическая защита у детей. И.М. Никольская, Р.М. Грановская. СПБ:Речь, 2010.

Сиблинги

Братья и сестры, болезнь любви. Марсель Руфо. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Старшие дети (подростки)

Как ты ведешь себя/ Л. Петрановская

Трудный ребенок/ А. Каздин. –  М.: Издательство «Э», 2015.

Детская социальная психиатрия для непсихиатров. Н. М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова. – СПБ.: Питер Пресс, 2006.

Дневник приемной матери. Майя Ракита. –  М.: Форум, 2013.

Дети с ОВЗ (с подразделами)

Дети с вызывающим поведением. Раасел Баркли. – М.: Импульс, 2011.

Аутичный ребенок. Пути помощи. О. С. Никольская, Е. Р.Баенская, – М. М. Либлинг –  М.: Теривинф, 2000.

Белое на черном. Рубен Гальего. – СПБ.: Лимбус Пресс, 2006.

Стёртая дизартрия у детей Архипова Е.Ф.   М.: АСТ: Астрель, 2007

Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. 

Электронные ресурсы:

Родителям детей с синдромом Дауна  https://downsideup.org раздел «Родителям» и форум.

Родителям детей с СДВГ http://www.sdvg-deti.com

Родителям детей с аутизмом и аутоподобными расстройствами - Форум http://asdforum.ru

Форум для родителей детей-инвалидов (разные разделы по заболеваниям) http://invamama.ru

Речевые нарушения. Родителям и специалистам подборка литературы: http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?theme=1135. Материалы и форум: http://www.defectolog.ru , http://logoped.org (форум по общим вопросам), http://logoped.ru

Российские книги для молодежи с ограниченными возможностями http://www.rbby.ru/?p=1278#more-1278

 

Дополнительная информация. Аннотация информационных материалов, которые могут быть использованы при проведении занятий с кандидатами в замещающие родители, выразившими желание принять на воспитание детей сложных категорий (А. Рудов).

При поиске и использовании специальной литературы так же стоит проявлять осторожность и иметь ввиду, что в последнее время появилось много сервисов по изданию книг на заказ (в единичных экземплярах).  Такие издания не проходят стандартных процедур оценки издателем и рецензирования и, по сути, является самиздатом. Примером  такого издательства, активно печатающего книги по специфике детей с ОВЗ является  Издательский дом LAP Lambert Academic Publishing. Он печатает книги на заказ, по технологии – «Книга по требованию», когда автор отправляет издательству текст и его печатают as–is (как есть).

Наиболее подробное описание практических занятий при организации устройства детей с ОВЗ дано в сборнике Автономной некоммерческой организации «Про-мама» – «Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей». – М.: АНО «Про-мама», 2015.  У этого издания имеется первая часть – «Семейное устройство детей с особыми потребностями: книга для родителей».   И, хотя, она обращена к принимающим родителям, для специалистов она может служить сборником материалов для подготовки лекционных и семинарских занятий.

Для подготовки занятий и работе со слушателями  рекомендуется активно использовать литературу, приведенную в перечне изданий для родителей. 

 

Перечень материалов для специалистов:

Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. Джон Боулби. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2016.

Основной предмет размышлений Боулби - почему разлука с матерью в младенчестве и раннем детском возрасте переживается ребенком как острое горе и почему последствия разлуки сказываются на психическом и телесном благополучии в течение всей последующей жизни? Автор последовательно убеждает читателя в том, что понятия и подходы, разработанные в области исследования поведения животных, многое проясняют и могут стать основой для практических действий детских и клинических психологов.

Терапия нарушений привязанности. От теории к практике.
Карл Хайнц Бриш. — М.: Когито-Центр, 2012.

В книге рассказывается об опыте применения теории привязанности в клинической практике. Кратко изложена история возникновения теории привязанности, представлены методы и результаты научных исследований по данной проблеме, а также различные подходы к классификации так называемых "нарушений привязанности". Научные выводы подкрепляются описанием отдельных показательных случаев из клинической практики на материале историй болезни всех возрастных групп пациентов. В заключительной части книги рассказывается о возможностях плодотворного практического применения знаний по теории привязанности в таких областях, как профилактика, педагогика, семейная и групповая терапия.

Братья и сестры. Мифы и реальность. Генри Абрамович. — М.: Класс, 2016.

Книга юнгианского психоаналитика, профессора университета Тель-Авива исследует противостояние мифа и реальности в вопросе братьев и сестер. Несмотря на то, что отношения братьев и сестер - фундаментальный аспект человеческого существования, в психологии их рассматривают на удивление поверхностно, закрывая глаза на тот факт, что братья и сестры всегда борются друг с другом за свое место в семейной системе. 

Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015.

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Мэш Э., Вольф Д. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является образцом учебника, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нормального детского и юношеского развития и психопатологии этих возрастов. «Выдающийся текст, лучшее пособие как для новичка, так и для профессионала. Настоящее научное произведение искусства!»

Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012.

В пособии представлены следующие разделы для изучения психологии умственно отсталых детей и подростков – «Систематика состояний умственной отсталости», «Диагностика лиц с умственной отсталостью», «Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью», «Особенности восприятия у детей и подростков с умственной отсталостью», «Развитие умственно отсталых детей и подростков» и др.

После каждой главы, где в кратком изложении дается теоретический материал, приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы, а также список рекомендуемой литературы.

Пособие адресовано студентам медицинских и педагогических вузов, аспирантам, дефектологам и практикующим специалистам.

Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
Наталия Коняева, Елена Соломина, Б. Горский, Татьяна Никандрова, Юлия Костенкова. — М.: Владос, 2011.

Учебное пособие содержит теоретический и методический материал по одному из основных разделов коррекционной педагогики (дефектологии) - олигофренопедагогике - изучению, обучению, воспитанию, педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития. Наряду с теоретическим материалом, в издании представлены современные концепции развития специальной коррекционной школы и высшего дефектологического образования как составной части государственной системы образования в процессе его модернизации, а также методики учебно-коррекционной работы с учащимися в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. 

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. — М.: Владос, 2003.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.  Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. – М.: АРКТИ, 2001.

В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения детей с задерж​кой психического развития различного генеза, а также детей, име​ющих парциальные нарушения, создающие специфические труд​ности в усвоении учебных программ, в адаптации к требованиям школы. Адресовано студентам факультетов начального обучения, де​фектологических факультетов.

Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. Петер Антон Янн. — СПБ.: Каро, 2011. 

Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П. Янн (Пфальц-институт) в своей книге рассказывают о слухоречевой абилитации детей с нарушенным слухом и описывают современный метод реабилитации глухих и слабослышащих детей. Данный метод основан на развитии речи у слабослышащих и глухих детей, прежде всего, посредством слуха, который ребенку обеспечивают современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Метод предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка с нарушенным слухом. Этот метод включает в себя и обучение специалистов такому подходу.

В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.

Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.

Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.

Дети с глубокими нарушениями зрения. Альбина Саматова. — СПБ: Феникс, 2006. 

Проблемы, обсуждаемые в книге, которую вы держите в руках, несомненно, сложны, поскольку они касаются детей, которые стали для своих родителей не только чудом, но и серьезным испытанием.

Данное издание представляет собой курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в воспитании детей с глубокими нарушениями зрения, - рекомендаций о том, как развивать младенцев и детей младшего возраста. Вашему вниманию предлагается книга незрячего тифлопедагога-практика, опирающегося не только на знания, полученные за годы работы с детьми, а также исследования отечественной и зарубежной науки, но и на собственный опыт, приобретенный за годы адаптации к слепоте. 

Книга, в первую очередь, адресована родителям, тифлопедагогам, а также людям, каким-либо образом соприкоснувшимся с проблемой воспитания детей с глубокими нарушениями зрения.

Детская медицинская психология: психологическая педиатрия. Д.Н. Исаев. — Санкт-Петербург: Речь, 2004.

Книга посвящена важным и нередко опасным для здоровья детей и подростков психологическим проблемам, которые возникают как в детско-подростковой клинике, так и на амбулаторном приеме. Описаны особенности психических нарушений, появляющихся в случаях осложнений инфекционных и соматических заболеваний. Представлены описания психопатологической симптоматики. Подробно изложена клиника трудных для диагностики соматизированных расстройств, телесных нарушений при нервных и психических заболеваниях. Большое место уделено диагностике нервных и психических расстройств. Рассмотрена проблема психологии больного ребенка и многое другое. Книга предназначена для педиатров, клинических, специальных и детских психологов, детских неврологов и психиатров. Она будет полезна педагогам и воспитателям, а также всем, заботящимся о психическом и соматическом здоровье детей.

Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Тара Делании. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.

В пособии американского специалиста по работе с детьми с аутизмом синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации Тары Делани, предлагается системный подход к развитию сенсорных, социальных и коммуникативных навыков ребенка в игровой форме. К каждой игре дается пояснение, какие именно навыки развиваются и как данное игровое занятие помогает преодолевать имеющиеся трудности. Интегративность игр будет способствовать сбалансированной работе разных систем организма ребенка и поможет ему адаптироваться к разным ситуациям жизни и взаимодействия с окружающими людьми.

Детские церебральные параличи. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О В. – М.: Книга по Требованию, 2013.

В пособии освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы. Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация).

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Ольга Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007.

В пособии предложены технология изучения, содержание социального паспорта, формы и методы исследования проблем и социально-психологической помощи, семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В Приложениях - практические материалы для специалистов, педагогов, работающих с данной категорией детей и их семей, в т.ч. памятки и правила для педагогов и родителей, программа медико-социальной, психолого-педагогической помощи семье по социальной адаптации в обществе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.  – М.: Academia, 2001.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. 

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Ирина Бгажнокова – М.: Владос, 2011.

В программно-методических материалах представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС Центров, ЦЛП.

 

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание,  в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

Постановление Верховного суда от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»;

«Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта российской федерации» (утв. Президиумом верховного суда российской федерации 10 декабря 2015 г.);

 «Обзор практики рассмотрения в 2015 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами российской федерации, постоянно проживающими за пределами территории российской федерации» (утв. Президиумом верховного суда российской федерации 27 апреля 2016 г.);

Письмо минобрнауки россии от 31 августа 2010 г.  № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»;

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. «Рекомендательное письмо о необходимости создания при стационарных учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов семейно-воспитательных групп и развития служб социального сопровождения неблагополучных семей»;

Письмо Минобрнауки России от 19 июля 2013 г. № 07-1060 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № ВК-1508/07 «Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»;

Письмо Минобрнауки России № ДЛ-172/07, Минздрава России № 15-3/10/2-2844, Минтруда России № 12-3/10/В-3155 от 11 мая 2016 г. «Об организациях для детей-сирот»»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2016 г. № 07-3446 «О направлении информации»;

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 12-1/10/В-8544 «О недопущении отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации»

Бардышевская М.К. Лебединский В.В. (2003). Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие.  Москва: Психология. 320 с.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - N 2. - С. 68 - 70.

Зуева Н.Л. Социально-правовые проблемы работы с кровной и замещающей семьей ребенка // Анализ итогов семинаров-тренингов для специалистов служб сопровождения замещающих семей «Технологии работы служб сопровождения замещающих семей и оценка их эффективности» (информационно-аналитический бюллетень)/ под науч. ред. Г.В. Семья – М.: СФГА, 2008. - С. 68-73

Иванов М.В., Козловская Г.В., Марголина И.А., Платонова Н.В.  (2016) Психический дизонтогенез у детей, подвергшихся психической депривации. Психиатрия. 1, 12-18

Карнаух И.С.  (2006) Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома. Автореферат диссертации. Москва: Московский государственный областной университет. 28 с.

Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.-  N 3. - С. 14 - 19.

Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 9-14.

 

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 1255 о распространении во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право ребенка на семью», на территории 11 субъектов Российской Федерации;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2016 г. № ВК-72/07 и письмо Минтруда России от 1 декабря 2015 г. № 12-3/10/П-7479 об обеспечении открытого доступа к информации по деятельности домов-интернатов для умственно-отсталых детей.

Зуева Н. Л. «Реформирование организаций для детей-сирот в условиях политики деинституционализации»//«Вестник Московского государственного областного университета». - № 2. - 2014. - С.1-7

Мухамедрахимов Р. Ж., Пальмов О. И., Никифорова Н. В., Гроарк К., МакКолл Р . Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства. Дефектология. 2003. №4. С.44-53

Мухамедрахимов Р. Ж., Шевчук Е. А. Лист регистрации изменений поведения и состояния детей. Методика оценки проявлений дезадаптивного поведения и также неразборчивого дружелюбия у детей раннего возраста. 2009

Повышение эффективности общественного контроля в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное и жилищное обеспечение): создание Академии общественного контроля : сборник докладов конференции по итогам социально значимого проекта / под ред. Тарасовой А.Е. М.: Юрист, 2015. – 296 с.

Рабец А.М. Реализация и защита прав несовершеннолетних, помещенных в организации, выполняющие функции опекунов и попечителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 32-37.

 

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан

Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 3-8.

Зуева Н. Л. Развитие добровольческого движения среди замещающих родителей Вологодской области.// «Вестник Московского государственного областного университета». - № 1. - 2014. - С. 24-29

Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 14-19.

Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 25-32.

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сопровождение)

Асламазова Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук: СПб., 2012.- 24 с.

Белова Л. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье // Высшее образование сегодня. 2010. №3.- С. 88-90.

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам.  М.: НЦЭНАС, 2002.- 54 с.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов. Составитель – Татьяна Волосовец – М.: Навигатор российского образования, 2016.

Ослон В.Н.  Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий  // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2017220309

Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // Сборник научных статей. "На пороге взросления"/ под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. – Москва: Издательство МГППУ, 2011. – С. 227 – 238

Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на подростка при родственной и неродственной опеке// Журнал Детский Дом. — 2011. — № 3(40) – С. 2-14.

Ослон В.Н. Дошкольник в замещающей семье//ж. "Современное дошкольное образование. Теория и практика" 2011. — №2. С.48-58

Ослон В.Н. Концепции психосоциального сопровождения замещающей семьи» //«ДИАЛОГ@ (РБ). Психологический и социально-педагогический журнал» №2 С.9-18, C, №3 С.26-33, №4 С.15-24 2015

Ослон В.Н. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению//Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению// под редакцией Г.В. Семья. М.: ООО «Исследовательский проект», ООО «Вариант», 2014. С. 45-87

Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей1 семьи/ // PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2, С. 1-12

Ослон В.Н. Особенности психосоциального развития подростков-сирот в замещающей семье// Российский научный журнал. – 2011. — №5 (24) С.163-170

Ослон В.Н. Особенности становления привязанности у замещающих матерей// Журнал Ослон В.Н. Детский Дом. — 2010. — № 1(34) – С. 31-48.

Ослон В.Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье // Вестник СПбГУ сер. №. 3, Психология. —2010. №12. . —С.53-62 .

Ослон В.Н. Психологическое  сопровождение замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода.//Российский научный жкрнал.-2011. №6. -С.161-167.

 

Ослон В.Н. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы повышения квалификации  специалистам школ приёмных родителей и служб сопровождения семей «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.

Ослон В.Н. Эколого - динамический подход как методологическое основание к психологическому сопровождению замещающей семьи//Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения..-М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013, 240с

Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. . – 2011. – № 1. –. C. 27 - 38.

Ослон В.Н., Пимонов В.А. Основы воспитания ребенка в замещающей семье. – Ханты – Мансийск, 2010. –456 с.

Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов», 2016 [Электронный ресурс] http://iuorao.ru/wp-content/uploads/2017/0382-1f

Особые дети в приемной семье и в учреждении: как помочь? Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы  приемных родителей. _ М.: БФ «Здесь и сейчас», 2014 г. -252с.

Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации. Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект. М.: Институт Психологии Российской академии наук, 2015.- С.500-517.

Тренинг по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей, воспитывающих приемных детей Материалы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» http://cpms-smol.ru/spec-mp/79-tpev

Фанина Е.Н. Особенности социально-психологической адаптации сиблингов из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в новой семье.  - М., 2016. – С. 260–273

Шульга Т.И.  Особенности сопровождения  замещающих семей с детьми разного возраста. Психическая  депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник  научных статей./ Ред. В.Н.Ослон, Е.В.Селенина.- М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013 г. с. 95-110

Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации.- М.: ИУУ МГОУ, 2015.- 204с.

Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 203-213.

 

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

Богданова Т.В., Рыбальченко А.А. Защита прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Законность. 2011. N 6. С. 16 - 20.

Букшина С.В., Кирюшина И.В. К вопросу о правах несовершеннолетнего ребенка - члена семьи собственника жилого помещения // Семейное и жилищное право. 2010. N 4. С. 9 - 12.

Методические рекомендации по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей. – М.: АНО «Центр развития социальных проектов», ООО «Вариант», 2014. – 190 стр.

Повышение эффективности общественного контроля в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное и жилищное обеспечение): создание Академии общественного контроля : сборник докладов конференции по итогам социально значимого проекта / под ред. Тарасовой А.Е. М.: Юрист, 2015. – 296 с.

Тарасова А.Е. Жилья для детей-сирот: первые проблемы нового закона // http://zakon.ru/Blogs/One/6538?entryName=zhile__dlya__detejsirot_pervye_problemy_novogo_zakona

 

Скачать главу

 

Составители: Семья Г.В., Лашкул М.В., Зайцева Н.Г., Попов А.Г.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения