Настоящий сборник содержит нормативные правовые, методические, информационно-аналитические и другие документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 680н) по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних;
- выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;
- ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители (подготовка кандидатов);
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан;
- оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сопровождение);
- обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних.
Каждая трудовая функция представлена в отдельном разделе, содержащем:
перечень основных нормативных правовых актов, методических рекомендаций, подготовленных Минобрнауки России или другими федеральными министерствами и ведомствами;
региональный опыт выполнения трудовых функций (законодательство, методическая литература).
Рекомендуемый перечень литературы по разделам приведен в приложении 1.
В связи с тем, что в соотвествии с профстандартом специалист должен знать и уметь применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международных и национальных программных документов, нормативных правовых актов в сфере опеки и попечительства, законодательства Российской Федерации, знать специфику работы учреждений социального обслуживания, реабилитационной работы, пособие содержит отдельные разделы, содержащие иностранный опыт и международные документы в области защиты прав детей в соотвествии с трудовыми функциями.
Информационно-справочные материалы [1]
В соответствии с Федеральный законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ООП; субъект РФ), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Во всех субъектах РФ, за исключением Астраханской области, специалист органов опеки и попечительства является государственным или муниципальным служащим.
Основная цель деятельности – предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
В России в 2016 году общая численность детского населения составляла 29,041 тысячу детей. Число специалистов ООП – 11 307 чел., при этом большинство из них осуществляют опеку и попечительство не только в отношении несовершеннолетних, но и недееспособных (совершеннолетних). Таким образом, в среднем по стране базовая нагрузка на одного специалиста составляет 2,6 тыс. детей при рекомендованном Минобрнаукой России нормативе: 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности. При этом минимальная нагрузка (1:2188 детей) наблюдается в Северо-Западном федеральном округе и максимальная (1:5829 детей) – в Северо-Кавказском федеральном округе.
Вместе с тем, Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 специалиста ООП в отношении несовершеннолетних рекомендована нагрузка не более чем 1,8 тыс. детского населения в городе и не более чем 1,3 тыс. детского населения в сельской местности.
Число территориальных органов (управлений, отделов), созданных органом исполнительной власти субъекта РФ, или органов местного самоуправления в составе субъекта РФ - 2 484, в том числе, имеющих 1 специалиста по охране детства – 457 (18%), не имеющих специалистов по охране детства – 3. Таким образом, примерно каждый пятый специалист выполняет весь объем полномочий ООП.
Дополнительный объем работы специалистов ООП связан с выполнением законодательного требования осуществления плановых проверок в отношении детей, переданных на воспитание в семьи граждан, и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; защиты прав выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа до 23 лет.
При этом под опекой в конце 2016 года находилось 406 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, и 82 тыс. усыновленных детей, а также 56 тыс. детей - в условиях институционализации (всего 488 тысяч детей). В отношении всех этих детей необходимо как минимум два раза в год провести проверку и составить акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (то есть порядка одного миллиона проверок). Таким образом на каждого специалиста приходится в среднем 90 проверок в течение года. При этом необходимо учитывать протяженность территории и труднодоступность ряда районов.
Другие категории детей и взрослых, также требующих особого внимания органов ООП:
ежегодно около 43 тысяч родителей лишаются родительских прав или ограничиваются в них (более 53 тысяч детей);
число выпускников, состоящих только на учете на получение жилья, в возрасте 14-18 лет, составляет 89379 чел., а в возрасте от 18 до 23 лет – 109638 молодых людей.
Вопрос качества выполнения работы зависит как от количества специалистов, так и от их квалификации.
Объем необходимых знаний специалиста ООП варьируется от оценки ресурсности семьи (психолого-педагогический потенциал) в воспитании ребенка или при отобрании ребенка у родителей, выявления последствий жестокого обращения до защиты имущественных прав несовершеннолетних и представления интересов ребенка в суде (правовые знания).
Анализ международного и российского законодательства позволяет в качестве современных тенденций изменения содержания деятельности специалистов ООП в отношении несовершеннолетних за последние несколько лет выявить следующее.
- полномочия, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, и иными федеральными законами (установление и выплата пособий, сопровождение замещающих семей, гражданство);
- расширение категорий судебных дел с участием специалистов ООП;
- расширение полномочий по защите имущественных прав;
- расширение категорий граждан (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан, выразившие желание усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах).
Сегодня не проводятся разграничения между защитой прав детей – граждан Российской Федерации и детей, имеющих иностранное гражданство, или детей без гражданства.
Постоянно расширяется число международных актов, на основе которых строится работа. Растет число международных актов, к которым присоединяется Россия, многие положения которых реализуют специалисты ООП. Только в 2013 году ратифицированы Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений и Факультативный протокол Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В 2011 и 2012 годах ратифицированы Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.
Вместе с тем, проведенное исследование показало, что система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ООП в отношении несовершеннолетних только началась складываться в большинстве регионов. Регионы говорят о необходимости обеспечения на федеральном уровне процесса обучения программно-методическим материалом, проведения повышения квалификации и профессиональной переподготовки на федеральном уровне (с единым подходом и одним кадровым составом), введения обязательного повышения квалификации специалистов ООП каждые три года и др.
[1] Представлены результаты мониторинга, выполненного в рамках госзадания ФГБ ОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» № 27.4395.2017/НМ «Апробация научного, программно-методического обеспечения дополнительной профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан», 2017.
Составители: Семья Г.В., Лашкул М.В., Зайцева Н.Г., Попов А.Г.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»