На учете в отделе опеки состоит семья, состоящая из бабушки (Ивановой А.И) – опекуна и подопечных внуков – Данилы (17 лет) и Никиты (14 лет). Мать детей умерла, когда Даниле было 4 года, а Никите 1 год. С момента смерти матери детьми занималась бабушка. Семья проживает в 2-х комнатах 4-х комнатной коммунальной квартиры, жилищные условия хорошие.
С 12 лет Никита начал проявлять девиантное поведение, обманывать бабушку, вступать в открытые конфликты с братом Данилом, драться с ним, задерживаться на прогулках, воровать денежные средства у бабушки, общаться в компаниях ребят намного старше его, позже начал уходить из дома, употреблять наркотические вещества. Бабушка неоднократно обращалась в полицию на розыск ребенка, однако несовершеннолетний повторял самовольные уходы, в связи с чем, был направлен на обследование и лечение в детскую психиатрию, однако психиатрического заболевания выявлено не было.
С целью оказать психологическую помощь и поддержку семье, было принято решение о помещении ребенка в стационарное отделение социального центра для несовершеннолетних сроком на 6 месяцев.
За время пребывания в центре, Никита проявил себя как добрый, отзывчивый мальчик, который строго придерживается правил центра. У Никиты повысилась учебная мотивация, он в полном объеме самостоятельно выполняет домашние задания, участвует в творческих мероприятиях центра и помогает воспитателям присматривать за младшими воспитанниками. За Никитой не наблюдалось агрессивного поведения, признаков наркотической зависимости, желания самовольно покинуть центр.
На первичной психологической консультации с подростком была выявлена сильная выраженная обида на бабушку, откуда вытекал внутрисемейный конфликт, в связи с нарушением детско-родительских отношений. Конфликт имеет накопительный характер. За долгие годы воспитания, бабушка, не осознавая того, самостоятельно формировала этот конфликт.
Данила по характеру достаточно твердый, не нуждающийся в особой теплоте и ласке со стороны семьи, сам знает чего хочет от жизни, имеет глубокое уважение к бабушке за то, что она не оставила его и старается бабушку ни в чем не огорчать. Никита же, наоборот, очень ранимый мальчик, нуждается в постоянной поддержке и теплоте, похвале со стороны семьи, поощрениям.
Иванова А.И. в ходе воспитания детей имела неосторожность регулярно хвалить старшего внука в присутствии младшего, постоянного ставить Данилу в пример, поощрять его, не осознавая, что Никита младше и в соответствии со своим возрастом и особенностями характера, не может иметь таких же успехов, как старший брат.
Когда же Никита достигал тех же успехов в развитии или обучении, он не получал долгожданной похвалы. Со временем, у мальчика сформировалось мнение, что бабушка любит Данилу больше. Также Иванова А.И. выделила и обустроила отдельную комнату Даниле, в свою очередь Никита ожидал, что в комнате они будут вместе с братом, отсюда сформировалась зависть к брату и негативное отношение.
В ходе продолжительной психологической работы с Никитой, установлено, что своим плохим поведением он пытался получить внимание и любовь семьи, он думал, что если бабушка переживает за него, значит любит. Бабушка в свою очередь не пыталась выяснить мотив такого поведения ребенка, не разговаривала с ним, а наказывала, неоднократно указывая на недостатки ребенка, сравнивая его со старшим братом «с Данилой нет таких проблем, как с тобой», «Данила послушный, а ты только нервы мне треплешь», что укрепляло его мнение «меня не любят» и негативное отношения с братом. Единственным выходом для себя, Никита считал уйти из дома, чтобы не находиться с семьей, которая по его мнению его не любит. Спустя 6 месяцев пребывания в центре и работы со специалистами, Никита хотел бы вернуться домой, попробовать доказать семье, что он умеет хорошо себя вести, быть послушным и вежливым ребенком, проговаривает, что он любит бабушку и хотел бы вернуться к ней.
За время пребывания несовершеннолетнего в Центре, Иванова А.И. и Данила также посещали консультации психолога, в ходе работы проявлена ситуация категорического недоверия к Никите. Бабушка считает, что мальчик не способен исправить свое поведение, что все время всех обманывает. Она имеет намерение зачислить ребенка в военное учебное учреждение закрытого типа, так как только там, по ее мнению, Никита способен жить и не вести ассоциальный образ жизни, однако мальчик категорически против, и думает о поступлении в колледж после окончания 9 класса.
В настоящий момент, доверительные отношения между членами семьи не восстановлены, имеется незначительная положительная динамика в налаживании детско-родительских отношениях. В отношении Никиты принято решение о продлении пребывания в стационарном отделении центра с целью продолжения психологической работы с семьей и недопущения повторного сиротства, также к ситуации с семьей привлечены специалисты службы медиации, в ближайшее время ожидается проведение медиации.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка