В приемной семье возник конфликт, связанный с денежными средствами, которые получает приемный подросток. Несовершеннолетний подопечный достиг возраста 14-ти лет, в связи с чем, у него возникло право без согласия попечителя самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, в том числе алиментами, пенсией по случаю утери кормильца и пособием, предоставляемым на его содержание. Подростку хотелось купить многое из того, что имеют другие дети.
Несовершеннолетний подопечный обратился в орган опеки и попечительства с просьбой разъяснить имеет ли он право самостоятельно распоряжаться всеми доходами, предоставляемыми на его содержание. Орган опеки и попечительства пояснил, что все доходы несовершеннолетнего подопечного должны перечисляться на номинальный счет, распоряжаться которым имеет право только попечитель.
Специалисты службы сопровождения сумели обсудить с подопечным вопрос о том, зачем ему наличные, а потом провели ряд бесед вместе с попечителем. Обсуждаемыми стали вопросы: обсуждает ли попечитель, на что тратятся деньги подопечного; откладываются ли деньги на будущее и на что их можно будет потом потратить; что нужно подопечному и почему. Специалисты рассказали о роли карманных денег в экономической социализации подростка (это может быть элементом подготовки к самостоятельной жизни).
С точки зрения законодательства вопрос формулируется следующим образом: Могут ли денежные средства, предназначенные на содержание несовершеннолетних подопечных, в возрасте от 14 до 18 лет, перечисляться на личный счет подопечного, открытый в кредитной организации, и расходоваться ими самостоятельно без согласия попечителя?
Пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской (далее – ГК РФ) предусмотрен порядок расходования денежных средств подопечного в виде сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно.
Данные средства подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 августа 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ).
Таким образом, несмотря на право несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, порядок распоряжения денежными средствами, выплачиваемых на их содержание, регулируется статьей 37 ГК РФ.
Вместе с тем, наличие норм российского пенсионного законодательства о возможных иных способах получения пенсии свидетельствует о применимости указанных норм, несмотря на пункт 1 ст. 37 ГК РФ о номинальном счете. Если пенсию получает сам несовершеннолетний (по почте или нарочно), достигший 14 летнего возраста - он вправе ее расходовать без разрешения органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 26 ГК РФ), если получателем пенсии таким образом является попечитель – получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства на расходование пенсии необходимо, так как только номинальный счет исключает возможность получения такого разрешения. (Иные способы получения пенсии: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.