Технология"семейной конференции"
В практике работы служб сопровождения и органов опеки и попечительства часто встречается использование технологии"семейной конференции".
Технология "семейная конференция" (англ. Family Group Conferences – FGC) основана на традиционных методах разрешения спорных ситуаций, принятых у маори, коренного населения Новой Зеландии. Метод «Семейная конференция» (встреча членов семьи и других заинтересованных лиц для решения проблемы ребенка) относится к восстановительным технологиям.
Семейная конференция проводится тогда, когда в проблемную ситуацию включена семья (кровная, замещающая) ребенка (конфликтные внутрисемейные отношения, угроза лишения родительских прав, угроза возврата ребенка обратно в детский дом и др.). На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие значимые для семьи, конкретно для ребенка люди. Для участия в семейной конференции могут быть приглашены также специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП), в обязательном порядке – специалисты органов опеки и попечительства Они могут принимать участие в разговоре на определенных этапах конференции, но все же суть семейной конференции заключается в передаче ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации именно семье.
Семейная конференция состоит из трех этапов:
1) обмен информацией, где координатор приветствует и представляет всех участников, создает доброжелательную атмосферу, говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах, рассказывает о возможностях специалистов (которые могут выдвинуть минимальные требования к плану);
2) частное время семьи, когда специалисты и координатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из проблемной ситуации, а также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. Для семьи важно обсудить это самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели бы выносить вовне; отвести обсуждению столько времени, сколько необходимо;
3) принятие плана. План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить его пункты. План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана и кто будет проводить эту оценку.
Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты в составлении плана не участвуют. Специалисты могут высказать свою озабоченность сложившейся ситуацией и предложить профессиональные услуги: рассказать, какую помощь они готовы оказать семье. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план (реабилитационную программу) составляли другие люди (педагоги, специалисты). Семья имеет право на безоговорочное одобрение плана со стороны специалистов, если он безопасен и не противоречит закону.
В процессе семейной конференции медиатор создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации.
Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди.
Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.
Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
На примере семейных конференций видно принципиальное отличие восстановительного подхода в работе с трудной жизненной ситуацией ребенка от реабилитационного. Реабилитационный подход предполагает активность педагогов и специалистов, которые работают с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации. Восстановительный подход строится на осознании самим клиентом ситуации и ее последствий и включении в эту работу ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации. Иными словами, в восстановительной модели план исправления ситуации и программа изменения вырабатываются самими ее участниками, а социальное сопровождение осуществляют их ближайшее окружение и значимые люди (родственники, друзья семьи, переживающие за ребенка члены сообщества и т. д.). В этом случае важными задачами педагога являются сбор всех заинтересованных людей и организация между ними коммуникации, в ходе которой участники разделят между собой ответственность по социальному сопровождению ребенка в рамках выработанного ими плана. Для успешного решения проблем желательно наличие значимых и уважаемых людей, готовых поддержать семью в сложной ситуации.
В основе семейной групповой конференции лежат основополагающие принципы и ценности, такие как:
- уважение к тому, что все люди разные;
- доступность и открытость информации;
- выражение мнения без осуждения;
- стремление к единодушию и согласованности мнений;
- ясность минимальных требований для всех членов семьи (то есть требований специалистов, которые необходимо учесть при обсуждении решения);
- желание преодолеть кризис;
- максимальные возможности для самостоятельности в принятии решения;
- вовлеченность членов семьи в планирование и проведение встречи;
- возможность семьи внести свой вклад в дальнейшее развитие семейных групповых конференций (например, высказать свое мнение о качестве проведенной встречи).
Таким образом, общая идея семейных групповых конференций состоит в том, чтобы включить семейные собрания в принятие решений, касающихся жизни ребенка или подростка, столкнувшихся с трудными ситуациями. Родственникам должно быть предоставлено больше свободы во взаимодействии с семьей и больше ответственности за помощь семье в поиске правильных решений проблем. Идея этого процесса заключается в понимании того, что семья имеет больше доступных ресурсов, чем мы думаем, для обеспечения защиты ребенка и его здоровья, его социального благосостояния, процветания и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другими словами, только СГК может запустить использование семейных ресурсов и помощи изнутри самой семьи.
В кейсах также встречаются факты взаимодействия приемных детей с кровными родителями.
Нормативно-правовые акты по реализации права воспитанника на общение с родителями лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, родственниками:
Статья 9 п.3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) гласит: Государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
В соответствии со статьёй 55 Семейного Кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) также обладают правом на общение с родителями и другими родственниками.
Согласно статьи 67 Семейного кодекса РФ, дедушки, бабушки, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком при условии, если они не оказывают на ребенка вредного влияния, ребенок сам этого желает с согласия органа опеки и попечительства, либо директора учреждения.
Согласно статьи 71 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на воспитание и образование ребенка, соответственно, на контакты с ним, а так же право на защиту его прав и законных интересов, на истребование ребенка у других лиц.
Родителям, судом ограниченным в родительских правах, статьей 75 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность контактов с детьми, если это не оказывает на ребенка вредного влияния; ребенок сам этого желает с согласия органа опеки и попечительства, либо директора учреждения.
Зов крови или роль кровной матери в судьбе приемного ребенка
(автор текста - Елена Турлина)
У 90% детей, находящихся в социальных учреждениях, родители живы — воспоминания о кровной семье присутствуют в их подсознании, влияя на поведение и эмоциональное состояние.
Мир ребенка сфокусирован вокруг мамы, и какой бы она ни была, привязанность у него сформирована именно к ней. И пусть эта привязанность болезненная, но она — первое и самое сильное детское чувство. Даже если от младенца отказались в родильном доме, привязанность уже сформировалась, пока мама носила его под сердцем — он привык к её голосу, её запаху, её теплу.
Ребенок не способен адекватно оценивать отношение родителей к себе, он может только чувствовать — хорошо ему или плохо. Если ему нехорошо, то, не имея другого опыта, он принимает родителей такими, какие они есть, и привязан к ним не меньше, чем дети, о которых мамы и папы заботятся должным образом. И эти чувства не исчезают бесследно. Брошенные дети могут ненавидеть, обижаться, злиться, но они никогда не винят в своей судьбе кровных родителей. Сироты опираются на светлые моменты жизни в родной семье: мама когда-то испекла блины, подарила щенка, приласкала…
Как ребенок будет относиться к прошлому, к кровным родителям и к себе, живя в новой семье, во многом зависит от тех, кто в настоящее время заботится о нем.
Приемным родителям, как и всем, хочется, чтобы их забота и любовь нашли отклик в детских сердцах, и часто женщины ревнуют своих подопечных к кровным родителям, искренне не понимая, как можно сравнивать их безграничную заботу с безразличием родной матери. Это чувство никогда не становилось помощником в построении хороших отношений.
Родных мам дети всегда идеализируют: для ребенка это важно и правильно. Ребенок не в состоянии забыть и отвергнуть прошлое — так не бывает, поэтому с детьми в приемной семье не стоит оценочно говорить об их биологических родителях, ведь ребенок —часть своих мамы и папы, и он четко осознает это. Слыша о родителях только плохое, очень сложно восстановить положительное отношение к себе, а это необходимо для полноценного развития личности.
Хоть это и непросто, но психологи советуют говорить с приемными детьми о маме. Особенно тяжело бывает замещающим родителям обсуждать эту тему с ребёнком, взятым в семью маленьким.
Некоторым детям сложно раскрыться и начать говорить о самом сокровенном — о маме, которой больше нет, или она отличается от людей, окружающих его теперь. В сознании ребенка могут накапливаться тревожные вопросы без ответов, ведь поднимать их страшно из-за возможного осуждения и потери хорошего отношения близких. Чуткие родители угадывают такое состояние и помогают усыновлённому ребёнку проработать ситуации через тематические сказки, рисование, домашний театр — искусство помогает разобраться в мыслях и чувствах.
Иногда поднимать тему затрудняются сами приёмные родители. Особенно трудно решить, рассказывать ли ребёнку правду о маме, если эта правда горькая, если мать лишили родительских прав из-за аморального образа жизни, если она сидит в тюрьме за продажу наркотиков, инфицирована смертельным вирусом в результате безрассудного поведения или была убита в пьяной драке — как можно рассказать такое её ребёнку?! Желание новых родителей совершенно естественно — «уберечь» ребёнка от подобной информации, чтобы не нанести ему дополнительной психологической травмы. Однако, неосведомлённость может ударить гораздо больнее, когда правда случайно откроется.
Специалисты, посвящённые в тему сиротства и замещающего родительства, сходятся во мнении, рекомендуя не утаивать от ребёнка неприятные факты из биографии его родителей, контролируя восприятие информации и соотнося её с возрастом ребенка и ситуацией. Параллельно новому члену семьи предлагается и веер его возможностей — пути направления развития и поведения — чтобы не повторить ошибки и судьбу своих кровных родителей. Да, болезненные реакции при этом, конечно, могут случаться. Но, при правильном подходе они будут носить адаптационный характер.
Кровные родители, и особенно мать, могут влиять на своих детей, даже не появляясь в их поле зрения, просто существуя в памяти в качестве размытого светлого образа, в сравнении с которым любые другие взрослые проигрывают. Очень сложно соревноваться с несуществующей, но любимой, родной и самой лучшей на свете мамой. Особенно, если мама действительно была хорошей.
Избавиться от страхов перед этими «соревнованиями» поможет политика открытости и сотрудничества. Откликайтесь на желание ребёнка говорить о его маме, поддерживайте его мнение о ней как о доброй, хорошей, красивой и т. д. — ведь именно от неё ваш ребёнок унаследовал все свои самые лучшие черты! И родная мама дала жизнь этому ребёнку.
Если существует вероятность таких встреч, их лучше организовать с помощью органов опеки и попечительства, чем избегать и прятаться.
Во-первых, открытая позиция перед ребёнком, желающим видеть маму, подкупает куда больше, чем попытки скрыть её существование.
Во-вторых, поддержка органов опеки может снизить риски деструктивного влияния кровных родственников, например, запретит их появление в поле зрения ребёнка в нетрезвом виде, и тем самым оградит приёмную семью от лишних встрясок.
Главное, готовность приемных родителей организовывать встречи с мамой создает в глазах ребенка образ понимающего взрослого, что немаловажно для дальнейшего общения, даже если встреча не состоялась — это опека не разрешила или сама мама не пришла, а «новые» мама и папа делали всё возможное, чтобы помочь.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.