Участники кейса
6.Новорождённый ребенок.
Описание кейса (последовательность событий)
Супружеская пара (жена -1981г.р., муж - 1956г.р.) прибыла на территорию района осенью 2016г. Поселилась в деревне, которая располагается от районного центра около 50 км., в доме некой гражданки с её разрешения. В деревне в период осень-зима никто не проживает, медицинский пункт расположен в 15км. от деревни, ближайший магазин в 3 км., районная больница и другие, социально значимые объекты в 50км., источник с питьевой водой более 1 км.
Оба родителя - граждане РФ и уроженцы Ленинградской области, все родственные связи находятся по линии мужа в Ленинградской области, по линии жены в Санкт-Петербурге.
Возможно, никакой связи между данной парой и органом опеки не случилось, если бы в феврале 2017г. не родился ребенок, мальчик. Семья находилась в трудной жизненной ситуации: собственное жилье на территории района отсутствовало, работы нет, а соответственно нет материальной поддержки. Оба родителя, граждане РФ имели постоянную регистрацию в Ленинградской области и г.Санкт-Петербург. После рождения ребёнка родители были вынуждены поехать в Санкт-Петербург, чтобы зарегистрировать ребенка и оформить документы на получение пособия по рождению ребенка, в соответствии с законодательством. Социальная служба района оказала вещевую помощь для ребенка и самих родителей.
Возвращаться в Ленинградскую область пара не планировала. После регистрации ребенка и оформления пособий они вернулись в район и обратились в ООП с просьбой направить их ребенка на полгода в дом ребенка, т.к. ближайшие пару месяцев у них остается трудная жизненная ситуация: пособия выплатят не раньше мая-июня, содержать ребенка и самих себя не на что. Кроме того, за период нахождения ребенка в учреждении они переедут в районный центр, снимут жильё, устроятся на работу и подготовятся к приему ребенка.
Пока родители были на выезде, а ребенок находился в Областном перинатальном центре, о семейной паре кое-что удалось узнать из запросов, сделанных в соответствующие субъекты. Мать несовершеннолетнего отбывала наказание в местах лишения свободы, пару лет как освободилась, имела дочь от первого брака, в отношении которой уже была лишена родительских прав, её родственники (мать, брат) общение с ней прекратили, дочка воспитывалась у свекрови в Санкт-Петербурге. После освобождения женщина встретилась с будущим мужем (отцом ребенка), который уже имел от первого брака троих детей, но с семьей не проживал более пяти лет.
Лишних вопросов специалисты опеки не задавали, т.к. оба супруга шли на контакт тяжело, либо отвечали утвердительно («да» или «нет»), либо уходили от ответа, тем самым закрывая тему вопроса.
Заявление родителей ООП удовлетворил, ребенок был направлен в дом ребенка в середине апреля 2017г., но каждому родителю были разъяснены права и обязанности в плане воспитания, содержания ребенка и ознакомлены со ст. 69 СК РФ.
Выделение проблемы (какая проблема)
Определилось несколько проблем за период нахождения несовершеннолетнего в доме ребенка.
После трагических событий в семье, мама несовершеннолетнего совсем перестала думать о ребенке: с работы уволили за систематические прогулы, все чаще стала употреблять спиртные напитки, устраивала скандалы с сожителем, который появился сразу после похорон мужа. Скандалы матери с сожителем не обходились без сотрудников полиции, их вызывали соседи. В квартире условия проживания стали неудовлетворительными, на замечания служб профилактики гражданка реагировала агрессивно. Для ООП определилась еще одна проблем как поступить с матерью, чем ей помочь - вполне здоровой, молодой женщине имевшей работу, жильё или же занять позицию наблюдателя. ООП матери предложил лечение от алкоголя, отказалась объяснив это тем, что справится сама, кроме того было предложено привести в порядок квартиру, был определен срок этих действий. Но положительного результата не произошло.
Варианты решения проблемы
1.Первая проблема - болезнь отца ребенка не позволяла забрать его из Дома ребенка. При этом попытки ООП наладить взаимодействие родителей с ребенком не увенчались успехом. Они не приезжали в Дом ребенка и не звонили, чтобы узнать, как он развивается. Вскоре отец умер, так и не увидев сына.
2.Вторая проблема возвращения сына в семью не была разрешена специалистами ООП. Причиной послужил факт, что мать не исправилась, продолжала вести прежний асоциальный образ жизни. Ребенком не интересовалась.
3.Лишение матери родительских прав. Вследствие лишения родительских прав матери и отказа кровных родственников принять ребенка в семью под опеку, ООП с помощью регионального банка данных, нашел кандидата в приемные родители, который оказался из родного города отца ребенка
Учтенные и неучтенные риски при выборе решения.
Учтенные риски:
2.проявление интереса к судьбе ребенка близких родственников;
3.желание матери восстановиться в родительских правах.
Неучтенные риски:
Обоснование решения.
Решение вопросов и проблем, связанных с вышеуказанной семьей, строились с учетом:
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М. Дрофа, 2005г. П.3.2 Стр.40- 46.
Шаги по работе с неблагополучной семьей
Для понимания всех происходящих в семье процессов специалист должен уметь оценить негативное влияние разных факторов, которые переходили из поколения в поколение. Члены семей, живущие в постоянном страхе подвергнуться оскорблению, насилию, смерти, разлуке, научились отказывать себе во всем, чтобы справиться с беспокойством.
Чтобы защитить и сохранить семью, первый шаг специалиста должен быть в сторону осознания существующих проблем. Важно знать, почему семья не хочет никаких перемен в жизни. Обычно родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том, что они не могут дать своим детям любовь, уход, воспитание. Специалист должен видеть не только то, что не делают родители, но и то, куда они прикладывают свои усилия. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти. Одно неверное движение, и она падает. Одно неправильное действие специалиста, и его помощь отвергают. Работать с такой семьей крайне сложно и продвигаться надо осторожно, постепенно отслеживая и контролируя ситуацию неприятия помощи.
Второй шаг направлен на оказание помощи людям в их окружении. Известно, что семьи «группы риска» имеют очень ограниченный круг общения. Часто это сохранившиеся отношения с несколькими родственниками, друзьями, работниками школы и других служб, оказывающими им помощь и поддержку. Специалист должен рассмотреть все возможные варианты сохранившихся отношений, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на членов семьи и родителей. Это позволяет родителям или отдельным членам семьи проявлять заботу о ребенке, поддерживать его, формировать чувство привязанности.
Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, их попыткой неискренне реагировать, изменять смысл того, что с ними случилось. Подавление и отрицание травмы становится основным мотивом для выживания и сохранения семьи. Члены семей оказываются в положении, когда, при отсутствии теплых привязанностей, они вынуждены нести ответственность за семью. Отрицание проблем должно продолжаться, чтобы сохранить семью и ее хрупкие связи. Воспитанные в атмосфере противоречий, незрелых чувств и неуверенности, выходцы из таких семей не способны горевать о своих утратах. Отсутствие теплых привязанностей, которые помогли бы им справиться с травмами, погружает их в состояние ярости, агрессии, недовольства и т. д.
Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхами повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли «работника», «героя», «заброшенного ребенка», «талисмана», «козла отпущения». Однако в семьях «группы риска» роли членов семьи могут меняться мгновенно, оставляя специалиста, работающего с семьей, в полном недоумении. Более того, отдельными членами семьи одна и та же роль может быть исполнена много раз, в зависимости от глубины переживаемого стресса.
В таких семьях находятся «заброшенные дети», беспризорные, грязные, голодные, прячущиеся во время прихода специалиста: они, как правило, своим видом и поведением отражают нужду, пустоту и отчаяние. Это приводит к унижению личности и готовности быть рядом с тем, кто проявляет заботу и внимание. Из «заброшенных детей» вырастают родители, забывающие кормить своих детей, поскольку сами пережили пренебрежение и голод.
Роль «работника» в семьях группы риска чаще всего выполняют специалисты и общественные организации, которые приходят в семью для оказания помощи. Иногда с такой семьей работает до 10 специалистов, так как по мере возрастания опасности жестокого поведения и причинения вреда семье специалисты подключают все новых и новых людей из разных служб и ведомств (педиатров, полицию, социальных работников и социальных педагогов, школy, соседей и т.д.). Сами же члены семьи перекладывают заботу дpyr о друге, о детях на специалистов извне, так как не могут жить, не имея контроля со стороны, и занимают пассивную позицию или позицию невмешательства в дела специалистов, предоставляя им право самим находить выход из трудного положения, в котором оказалась их семья. В итоге это приводит к иждивенчеству, покорности судьбе, обвинению общества в том, что такой стала жизнь, и т. д., маскируя при этом реальное положение дел в семье.
Как показывает практика, профессионалы, работающие с кризисными семьями, более глубоко испытывают боль и переживания, чем сама семья. Они прикладывают большие усилия, чтобы избавиться от чувства злости и научиться управлять своими страхами и отчаянием, которые их охватывают во время работы. Сложность стоящей перед специалистами задачи приводит их к полному опустошению и состоянию негодования. Специалисты, невольно «завербованные» семьей на роль «работника», иногда не способны объективно оценить роль каждого члена семьи и себя в продолжающемся цикле кризисов. В таком случае самим специалистам нужна помощь со стороны, чтобы объективно рассмотреть все конфликты семей «группы риска».
В работе с семьями, переживающими постоянный кризис, специалисты сосредоточивают свои усилия на четких, конкретных целях. Например: что должно произойти, что надо сделать, чтобы ребенок из приюта вернулся домой? Члены семьи должны все вместе принимать участие в разработке конкретных действий, способствующих возврату ребенка в семью (устроиться на работу, ограничить прием алкоголя и т. д.).
Виды оказания помощи
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что помощь семьям должна быть эффективной и только такой, которая является необходимой для данной категории семей. Больше внимания в семьях «группы риска» необходимо уделять взрослым и через работу с детьми специально воздействовать на них. Проблемы в семьях «группы риска» разные, но чаще всего они отражают ситуацию, когда родители не умеют воспитывать детей, так как их самих в детстве не воспитывали, были проблемы такого же плана и у их родителей и т. д.
Оказание помощи и поддержка неблагополучных семей состоит в том, что специалисты, работающие с семьей, не берут на себя роль воспитателя, а все внимание направляют на развитие навыков у родителей, активизируют их возможности в воспитании своих детей.
Можно выделить три вида оказания помощи неблагополучным
семьям.
Дневное пребывание детей в специальном учреждении — такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в проблемной семье, но 2—4 раза в неделю родители приводят его в Центр дневного пребывания, либо Центр по работе с семьей, либо Центр семейного воспитания и т. д., где специалисты предлагают комплексное развитие детей в безопасном окружении. Родителей приглашают в такой Центр, и они присутствуют там на протяжении всей работы с детьми. Сотрудники Центра приглашают родителей играть вместе с ребенком. Ребенок играет хорошо в Центре, но родители могут сказать, что дома он ведет себя плохо. Тогда специалист идет домой и работает над тем, что тревожит родителей. Такая форма работы чаще всего применима для детей до 10 лет.
Кризисное помещение детей в специальное учреждение на время (от 24 часов до 3 месяцев). Это происходит в тех случаях,
когда ребенку грозит опасность. Необходимым условием является то, что родители должны ежедневно, а если ребенок совсем маленький, то и чаще, приходить и ухаживать за своим ребенком в учреждении. Если мать алкоголичка, наркоманка и находится на лечении, она может приходить каждый день из своего лечебного заведения и ухаживать за ребенком при условии, что расстояния между учреждениями небольшие и мать кто-нибудь сопровождает.
Прямое включение специалиста в семью — социальный педагог один раз приходит в семью на 1,5 часа (в неделю), все снимает на видео, подробно записывает и наблюдает за тем, как осуществляется воспитательная функция в семье. При этом важно, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды.
Оказание помощи в их ближайшем окружении. Социальный педагог, работник изучают контакты семьи с обществом, находя референтные группы, дружеские связи, восстанавливают родственные отношения неблагополучной семьи с близкими и через них строят свои взаимоотношения с семьей. Изменение отношения к неблагополучной семье в их ближайшем окружении довольно сильно меняет внутреннее состояние всех членов семьи, а иногда резко меняет отношение к детям в лучшую сторону.
Все виды помощи семье очень индивидуальны, и их надо подбирать для каждого типа проблемной семьи: это содружество матерей, семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей. Такая помощь очень важна для матерей, которые хотят выйти из изоляции, так как это помогает найти индивидуальный подход к ребенку. Можно порекомендовать также непосредственно в семьях обучение родителей игровым формам при общении с детьми. В работе с самыми тяжелыми кризисными семьями социальным педагогам и работникам можно предложить программу «Домашний старт». Такая программа рекомендуется для работы с семьями, в которых царит жестокость, насилие и т. д. Зачастую родители считают свое поведение по отношению к детям нормой и при этом ссылаются на опыт своего воспитания в семье: «Меня били и ничего, человеком вырос», «Меня дети не понимают, вот и приходится применять силу. Их отлупишь, так они слушаются» и т. д.Одним из самых сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение родителей в работу с детьми. Зачастую специалисты сталкиваются с таким фактом: родители остаются равнодушными к проблемам своих детей или не видят в отношениях с детьми какую-либо проблему.
Работа команды специалистов с неблагополучной семьей
Одним из эффективных видов работы с самыми тяжелыми семьями (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов и т. д.) является работа команды. В команду входят социальный педагог, консультанты, имеющие определенные направления деятельности, близкие к проблемам семьи (нарколог, психиатр, психотерапевт и т. д.), специалисты заинтересованных ведомств (школы, социальной защиты, милиции и т. д.). До начала работы команды социальный работник или педагог несколько раз встречается с семьей, члены семьи подготавливаются к встрече с командой и только после согласия семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводится первая встреча, на которой определяются критерии работы с семьей.
Первые встречи проводятся с семьей для того, чтобы увидеть, заинтересована ли семья сотрудничать с Центром семейного воспитания, службой и т. д. После первой встречи команды с семьей намечается общий план работы с ней, где каждый член команды определяет рамки своей деятельности с семьей, координируются усилия всех специалистов и даются рекомендации.
Главная идея в работе команды - решить хоть как-то проблемы семьи и постараться сделать максимально все возможное для того, чтобы ребенка не изымали из родной семьи. Первый вид помощи в работе с такой семьей — материальная. Она оказывается ребенку из неблагополучной семьи, а родителей подключают по мере возможности для обращения за помощью (например, написать заявление и быть трезвым при его передаче в учреждение, в разные инстанции и т. д.). Социальный педагог подробно рассказывает, что было сделано, что сейчас делается и что планируется сделать. Далее члены семьи рассказывают, какую помощь они хотели бы получить и что она им дает. Команда профессионалов подчеркивает, что хочет выслушать каждого члена семьи. По рассказам членов семьи складывается общая картина жизни семьи — распределение ролей в ней, взаимоотношения между родителями и детьми, родителями и родственниками, отношения с обществом.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.