19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 14. Взрослые тайны: приемные дети хотят знать правду о своих родителях

1602

Участники кейса:

- приемный ребенок-подросток Андрей (14 лет)

- приемные родители Ирина Ивановна и Анатолий Петрович, их дети

- специалист органа опеки

- педагог-психолог Службы сопровождения семей

- классный руководитель

- социальный педагог (руководитель службы медиации образовательного учреждения)

 

         Описание кейса:

         Несовершеннолетний Андрей в возрасте 1 года остался сиротой (отца нет, а родную мать зарезал сожитель в ходе семейной ссоры). Опекунство над ребенком оформил родной дядя. У дяди и племянника одна и та же фамилия. В дружной многодетной семье в одинаковых условиях воспитывались 3 мальчика  -  3 брата.  Андрей рос, не задавая вопросов и не подозревая, что он не родной.        В 12 лет в классном журнале напротив своей фамилии Андрей увидел отчество, отличающееся от имени отца. Сказал учителю, что в журнале ошибка, и он «Анатольевич», а не «Викторович». Учитель заверил, что ошибки нет. Дома в папке с документами он нашел свое свидетельство о рождении, где в графе   «отец» стоял прочерк…Андрей  очень изменился, узнав, что он не родной. Приемные родители обратились в  службу  сопровождения замещающих семей.

 

         Выявленные проблемы:

  1. Переживание ребенком шока и стресса, вопросы, абсолютная растерянность от того, что рухнула его картина мира, которая была заботливо выстроена приемными родителями, пытавшимися сохранить тайну.
  2. Психосоматические расстройства (тревожность, нарушение сна) в результате нарушения системы «мать-дитя».
  3. Потеря доверия к родителям.
  4. Демонстрация девиантного, асоциального поведения (уход из дома, курение, драки со сверстниками, лживость, прогулы уроков).
  5. Переживания родственников о том, что ребенок узнал, что он не родной в семье, в которой он проживает.

        

Учтенные и неучтенные  риски

1.Сохранение   приемными родителями тайны принятия ребенка в семью.

  1. Непонимание приемными родителями травмы раскрытия ребенком тайны приема в семью.

3.Неготовность  родителей объяснить ребенку  ситуацию его приема.

  1. Обращение родителей в службу сопровождения и к психологу.
  2. Привлечение социального педагога для проведения медиации.
  3. Привлечение классного руководителя для оказания помощи приемному ребенку.

    Варианты  решения проблем:

         Организация работа по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи, направленная на коррекцию детско-родительских отношений:

  1. Проведение психологической диагностики, направленной на определение актуального психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, его индивидуально-личностных качеств, степени переживаний, выявление  его отношения к братьям и приемным родителям, а также динамическое отслеживание результатов проводимой с несовершеннолетним работы.
  2. Индивидуальная психокоррекционная работа с несовершеннолетним: развитие самосознания, поиск сильных сторон собственной личности, развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, поиск ресурсов, способных «помочь» в сложной ситуации. Работа школьной службы медиации. Беседы с несовершеннолетним об особенностях взаимоотношений и проведении досуга, эмоциональном комфорте с членами семьи.     
  3. Психодиагностическая работа с замещающими родителями, направленная на выявление родительского отношения, представляющего собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поведения. Специалисты в сфере семейного устройства единогласно уверяют в том, что нужно рассказывать ребенку его историю попадания в замещающую семью. Разлука с кровными родственниками в любом возрасте, безусловно, являются огромным стрессом для ребенка. В соответствии с возрастом ребенка необходимо выстраивать диалог. Простыми и понятными словами рассказать, почему он оказался в новой семье. Ребенок должен понимать, что ждет его дальше. Страх рассказать ребенку всю  информацию может приводить к стрессу. Ребенок должен узнать все о своей кровной семье.
  4. Совместные детско-родительские занятия, направленные на преодоление сложившейся ситуации, поиск опорных точек межличностного соприкосновения, формирование навыков конструктивного взаимодействия между приемными родителями и ребёнком, а также между детьми, воспитывающимися в данной семье. Проговаривание истории семьи, рисование генеалогического дерева, рассматривание фотографий в семейном альбоме. Привлечение социального педагога для  проведения медиации в семье.
  5. Направление ребенка в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Евпатория) для проведения индивидуальной психокоррекционной работы и оздоровления  подростка.

    В результате проводимой работы с замещающей семьей, наблюдается положительная динамика во внутрисемейном взаимодействии. Конфликтная ситуация практически  разрешилась. Подросток  «принял» ситуацию, осознал свою роль в семье и оценил роль приемных родителей в своей жизни.  Коммуникативное общение между членами семьи восстановлено. В ходе проведенной психокоррекционной работы между приемными родителями и подростком  были определены значимые точки взаимодействия, позволяющие обеим пережить проблемную ситуацию.

         Обоснование решения.

         Ссылка на материалы исследований:

  1. Проведение  диагностических методик с целью выявления психо-эмоционального состояния  подростка:

    - Опросник И.М. Марковской «Взаимодействие Родитель-Ребенок».                   - Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте.              - Проективная методика «Моя семья».                                                           - Проективная методика «Социограмма семьи».                                             - CMAS Шкала проявления явной тревожности у детей (Дж.Тейлор)

    - MAS Шкала проявления тревожности у взрослых ( Дж.Тейлор).

    - Тест «Кто я?» Автор: М.Кун. ( Диагностика самооценки и идентичности)

    - Опросник «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» Автор: В.В. Бойко.                                                                             - Тест незаконченных предложений Автор: М.Сакс (Выявление системы отношений обследуемого к своей семье и другим людям)                                               - Метафорические ассоциативные карты – процесс работы с образами, трансформация негативных переживаний в позитивные.

  1. Прочтение и обсуждение отдельных глав книги  с приемными родителями Б. Смолли и Д. Скулер «Как рассказать правду усыновлённому или приёмному ребёнку» (Издатель: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, М.- 2013). 
  2. Ст. 7 Конвенции о правах ребенка (1989 г.): "Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителейи право на их заботу".
  3. Семейный Кодекс РФ.

5.ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6.ФЗ №48 от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве».

 

Методические материалы  для  разрешения данной психологической проблемы.

 

  1. Беседа с родителями о развитии идентичности приемного ребенка в приемной  семье довольно важна. Главным источником представлений о себе для маленького человека становятся окружающие его люди – социум. Взаимодействуя с людьми, человек получает обратную связь (отклик и оценку) от них, из которого у него складывается представление о самом себе. И то, как человека оценивает окружение, значительно влияет на его собственную самооценку. Из оценки других у человека складывается представление  о своем характере,  своих достоинствах и недостатках, своих возможностях и ограничениях. Главное ваше желание — это не причинить боли своему ребенку. Вам кажется, что горькая правда может навсегда отравить ему жизнь. Вы словно бы примеряете на себя эту ситуацию, вы размышляем о том, что бы вы чувствовали, если бы вдруг родители, которых вы любите, оказались неродными. Безусловно, это было бы ударом. И в первую очередь это сокрушающий удар по самооценке: "Я не нужен, от меня отказались, я плохой, хуже, чем другие".

              Вы имеете возможность показать и рассказать ребенку о своей любви к нему, ваши действия  осознаны, вы готовы любить и растить этого человека. А значит, он ничего не потерял, а только приобрел от смены родителей. И вы, имея жизненный опыт, способны донести эту мысль до своего ребенка и доказать, что отсутствие  биологических родителей не имеет к его личности никакого отношения. Что он лично от этого не стал хуже. При такой позиции вы не только не травмируете его открытием своего секрета, а добавите в ваши отношения уважения и благодарности.

Для большинства людей горькая правда действительно дороже сладкой лжи, потому что осознание того, что самые близкие в жизни люди долгое время обманывали, очень болезненно, порой даже невыносимо. Ведь до определенного момента ребенок всю свою жизнь воспринимает через родителей, их слова — истина в первой инстанции. И если вдруг из фундамента доверия выбивается такой основополагающий камень, то под сомнение ставится каждое слово, когда-либо произнесенное близкими людьми. Это может навсегда подорвать доверие ребенка, как к своим родителям, так и к людям вообще.

Большинство приемных родителей умышленно оттягивают момент открытия правды, потому что считают, что дети не способны понять в раннем возрасте, разницу между биологическими и приемными родителями. Чаще всего дело не в этом, и родители пытаются обмануть самих себя, прикрываясь неготовностью малыша к тяжелому открытию. Просто родителям страшно, что узнав о том, что они "ненастоящие" родители, ребенок перестанет их считать родными людьми, и гармония в семье нарушится. Если ребенок начал задаваться вопросом своего появления на свет, то он готов к любой информации, которую дадут ему его родители, главное, чтобы это было максимально близко к правде. У него не должно быть ощущения обмана.

Подростковый возраст - сложное время. Приемные подростки могут столкнуться с особыми трудностями, связанными с формированием идентичности, чувством отверженности, контролем и потребностью быть связанными с их корнями. Родители должны постараться понять и поддержать своих детей. Сложности, возникающие у ребенка, не являются отражением стиля воспитания усыновителей. Если подросток хочет знать о биологической семье, это не значит, что он отвергает приемную.

Если вы с самого начала не делаете из этого секрета и рассказываете о его появлении в вашей семье как о чем-то естественном и положительном, то и реакция ребенка будет соответствующей. Так что лучший возраст для раскрытия тайны — это возраст первых вопросов из серии "Откуда я появился?".

Отвечать на вопросы ребенка надо спокойно, четко, просто и максимально понятно для его уровня развития. Не пытайтесь говорить с ним об этом, как со взрослым, и мотивировать уход его родителей глобальными социальными проблемами или чем-то еще, что в таком возрасте понять сложно, а вот испугаться можно. Но и добрых позитивных сказок, не имеющих ничего общего с реальностью, тоже рассказывать не нужно.

         Предподростковый и подростковый возраст (т.е. от 12 и старше) является самым сложным и неподходящим для подобной новости, потому как в этот момент все и вся ставится ребенком под сомнение, скачет настроение и самооценка, любые слова и действия родителей воспринимаются в штыки. Ребенок часто испытывает чувство одиночества, ему не понятны многие социальные явления, мир кажется ему враждебным и непредсказуемым. В этот момент сообщение о том, что его когда-то бросили и потом долгое время не говорили правду, будет очень болезненным, поэтому в таком возрасте нужно максимально аккуратно подбирать слова.

Когда вы решитесь сообщить своему ребенку, причину того, что он приемный, очень важно подобрать момент в ваших отношениях, когда нет недопониманий, т.к. ваше сообщение может показаться ему подходящим обоснованием для происходящих семейных конфликтов. Стоит сразу подчеркнуть тот факт, что все это время вы любили и любите его, и биологическое происхождение как не сказывалось, так и не будет сказываться на вашем отношении к нему. Родной дядя стал приемным родителем, отцом  подростка и любит его также, как и своих родных детей.

Несомненно, стоит извиниться перед ребенком, что вы не открыли ему правду раньше. Объясните свое решение скрывать правду тем, что для вас он всегда был и будет родным, и что вы не хотели делать ему больно. И говорите это сейчас потому, что он стал взрослым. И потому вы можете говорить с ним как со взрослым, надеясь на полное взаимопонимание и поддержку.

         В подростковом возрасте у приемных детей возникает желание найти своих биологических родителей. В этом возрасте подростки вплотную заняты самоопределением, осознанием своей роли в обществе и т.д. Им может казаться, что отыскав своих настоящих маму и папу, они смогут найти ответы на многие вопросы, касающиеся их самих. Помогите подростку, предоставив всю имеющуюся у вас информацию. Однако стоит предупредить ребенка о том, что велика вероятность разочарования. Будьте готовы к тому, чтобы успокоить и всеми возможными силами поддержать своего ребенка в случае неудачи. Не забудьте также сказать ему, что каждый из нас сам выбирает свою дорогу, что ребенок не обязан идти по стопам как приемных, так и биологических родителей. Он должен  строить свое  будущее и вы  поможете  ему в этом. Вместе с подростком и своими кровными детьми вы можете продумать план их будущей жизни, поставить цели и наметить способы их достижения. Поддержите  детей  словами,  что вы  всегда  будете рядом и во всем поможете им.

 Мифы. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.

Автор текста: Анна Чичина

 

Тема тайны усыновления ни кого из принимающих родителей никогда  не оставляет равнодушными. И это вполне обоснованно, ведь это та тема, которую можно рассматривать и обсуждать с разных сторон, где четкого ответа, раскрывать тайну или нет – не существует. Все индивидуально.

Понятие «тайны». Значение «тайны усыновления» в замещающих семьях

«Тайна усыновления» существует с того момента, как впервые зародился институт усыновления. В разных обществах отношение к тайне усыновления менялось с течением времени. Изначально усыновление являлось открытой процедурой, и никто этого не скрывал, более того, усыновленные дети общались с кровными родителями и родственниками. Затем стал актуален новый подход к этому вопросу, вследствие чего, всю процедуру усыновления стали скрывать. Считалось, что детям, которые знают о том, что они усыновленные, сложнее будет адаптироваться в семье. Кроме того, в свое время считалось неприличным и неестественным, если у женщины нет детей, поэтому нашелся еще один аргумент в пользу сохранения тайны.

В странах Западной Европы и в США многие десятилетия являлось нормой сохранение тайны. Тем временем специалисты в сфере усыновления установили, что люди, которые воспитывались в семьях усыновителей, говорили о том, что когда узнали об усыновлении, испытали чувство гнева, беспокойства, стыда, и что теперь им гораздо сложнее будет доверять своим приемным родителям, расценивая это как предательство.

В связи с этим возник совершенно логичный вопрос: «Если сохранение тайны несет в себе столько скрытых  опасностей и «подводных камней», как же в таком случае сообщать детям о том, что они усыновлены? В каком возрасте это лучше сделать? И наконец, определиться окончательно, говорить или скрывать?».

Для начала важно разобраться, что такое тайна вообще и для вас в частности. В энциклопедическом словаре указано, что тайна – это скрываемое от других событие, значимая информация, исключаемая из процесса общения. В связи с этим, сам собой напрашивается вопрос: «от кого и для чего вы собираетесь скрывать столь радостное и долгожданное событие, такое как появление ребенка в вашей семье?» Может быть, вы боитесь, что вас осудят, не примут вашего решения, не примут вас с ребенком? А так ли это важно на самом деле? Важно самому понимать, что ваш ребенок ценен и значим именно для вас и вашей семьи, что усыновление было сознательным шагом, и  что вы сделали все правильно. Ведь усыновление – это такой же естественный и нормальный путь появления ребенка в семье, как и его рождение.

В чем заключается тайна усыновления? Что касается Закона об усыновлении (ст.139 СК РФ), то там четко прописано, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Но, в Законе нет речи о том, что факт усыновления нужно скрывать от ребенка. То есть надо понимать, что информацию об усыновлении скрывают, прежде всего, от биологических родителей, которые отказались или лишены родительских  прав. Значит, ребенок имеет полное право знать всю имеющуюся информацию о своих биологических родителях и получить эту информацию в соответствующих органах. Так же, следует напомнить, что «тайна усыновления» касается только такой формы принятия ребенка в семью как усыновления. Кстати, при усыновлении, родители усыновленного по праву могут называться родителями, а при остальных формах – воспитателями. Особенно это важно знать  приемным родителям, которые взяли опеку  над ребенком.

(На заметку замещающим родителям) Наша государственная система построена таким образом, что на практике тайну сохранить очень сложно. Вот только несколько примеров: 1) На работу вам нужно будет предоставить некоторые документы на ребенка (для оформления больничного, отпуска по уходу за ребенком и т.д.) А возраст ребенка может не совпадать с той датой, когда вы «ушли в декрет». 2) Для оформления документов на получение материнского капитала в пенсионный фонд необходимо представить документы об усыновлении/удочерении. 

Мифы о «тайне усыновления»

Сейчас уже и современные отечественные специалисты в области устройства детей-сирот, и будущие принимающие родители постепенно приходят к тому, что ребенку важно знать свою семейную историю, историю своего появления в семье усыновителей. Ведь жизнь ребенка не начинается с момента оформления усыновления. У него так же, как и у вас, есть мама и папа, бабушки и дедушки, дяди и тёти и другие родственники. Другой вопрос, что рядом их нет, но знать о том, что они в его жизни были, а может и сейчас есть – важно. Ведь иногда бывает так, что безответственная мать оставила ребенка, а ее родственники даже не подозревают об этом. С каким удовольствием мы смотрим семейные альбомы и рассказываем про каждого, кто изображен на фото и насколько нам это важно, быть причастным к общей истории семьи. Вы можете сказать, что ребенок будет жить вашей семейной историей, но, это нечестно по отношению к ребенку. А успешными, доверительными и по-настоящему близкими могут быть только те отношения, которые построены на доверии.

Некоторые родители настолько боятся раскрытия тайны, что порой предпринимают очень неожиданные способы и, убегая от темы усыновления, часто не осознают, что убегают от самих себя. Нежелание говорить ребенку об усыновлении, часто говорит о том, что родители еще не готовы к принятию ребенка.

 

 

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения