19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 16. Девочка – не хочу

2227

Участники кейса: Девочка Н.(14 лет), классный руководитель А.А., социальный педагог, психолог, педагоги, которые работают в данном классе,

воспитатель школы-интерната.

 

         Описание кейса:

За помощью к социальному педагогу школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился классный руководитель 8 класса по поводу  ученицы Н. Из рассказа классного руководителя известно, что в класс пришла новая ученица – девочка 14 лет, очень активная, поведение вызывающее, с педагогами груба. Поручения педагогов выполнять отказывается, на уроках не работает, домашние задания не выполняет. На все требования педагогов, классного руководителя отвечает грубо: «Не хочу!» и продолжает вести себя агрессивно с педагогами. Агрессию против одноклассников  проявляет не всегда.

         В школу-интернат девочка Н. поступила из неблагополучной, многодетной семьи, в которой воспитывалось 5 детей. Мать-одиночку за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей лишили родительских прав в отношении всех детей. Все пятеро детей являются воспитанниками и обучаются в данной школе-интернате.

         За время пребывания в школе-интернате  звонков и посещений матери не было (все дети обучаются в одном учреждении). Девочка Н. очень переживала и нервничала, часто ругалась по этому поводу с братьями и сестрами. Часто посещала медицинский кабинет учреждения, жаловалась на недомогание, а после обследований врача выяснилось, что девочка Н. симулирует.

         Выделение проблем и их решения:

  1. Девочка переживает травму отобрания  из семьи и хочет встретиться или поговорить с матерью.
  2. Девочка нуждается в психологической помощи во время адаптации девочки  в школе-интернате после отобрания.
  3. Неисполнение родительских обязанностей матерью-одиночкой привело к нарушениям поведения девочки, а также к нарушениям  неврологического характера (у девочки  диагноз – умственная отсталость),

4.Сформированные в семье  эмоционально-личностные нарушения (агрессия, нестабильность эмоционального фона)перенесены  девочкой в школу-интернат.

  1. Девочка была старшей в семье и выполняла родительские функции по отношению к младшим братьям и сестрам, она  продолжает ими командовать, что приводит к конфликтам.

         Варианты решения проблем.

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностных особенностей девочки, выявление уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения;
  2. На основе результатов диагностики проведение работы  по отработке травмы отобрания. Наблюдение за стилем общения девочки  с одноклассниками и кровными братьями и сестрами.
  3. Составление психологом индивидуальных рекомендаций по взаимодействию педагогов с учетом личностных особенностей девочки:

- Создание и поддержание в классе благоприятного эмоционального          климата;

- Помочь девочке найти  подругу в классе и поддерживать дружбу;

     - Учить девочку различать и проговаривать свои чувства;

     -Учить девочку выражать гнев социально приемлемым способом;

      - Проводить психокоррекционные занятия с кровными братьями и сестрами (сиблингами) по умению взаимодействовать, общаться.

4.Консультирование психологом педагогов по вопросам возрастных особенностей умственно-отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  1. Индивидуальная работа психолога и социального педагога с девочкой при выявлении последствий травмы отобрания (например, острые переживания, резкая реакция на требования педагогов, желание увидеть мать, депрессия, эмоциональная нестабильность  поведения и т.д.) в процессе психологической диагностики и проведения консультирования, занятий;

6.Психокорреция  поведения девочки на уроках, при выполнении домашних заданий, взаимодействии с одноклассниками.

  1. Проведение работы социального педагога с девочкой по изменению динамики во внутришкольном взаимодействии.

В результате работы социального педагога, психолога с девочкой, наблюдается положительная динамика во внутришкольном взаимодействии. Конфликтная ситуация, заявленная классным руководителем - разрешилась. Коммуникативное общение между педагогами и другими учащимися восстановлено. В ходе проведенной коррекционной работы между педагогами и девочкой были определены значимые точки взаимодействия, позволяющие обеим сторонам конструктивно подходить к решению спорных вопросов и находить компромисс в сложившихся ситуациях. В поведении девочки эмоциональные срывы проявляются.

Заметно улучшилось состояние  девочки в группе школы-интерната. Воспитатели отметили положительные изменения в поведении девочки, отношению к кровным братьям и сестрам, выполнение  отдельных требований без крика «Не хочу».

         Учтенные и неучтенные риски:

  1. Не отработана травма отобрания детей из семьи, особенно тяжело переживала травму девочка;
  2. Индифферентный стиль воспитания в семье, приведший к нарушениям поведения девочки трудно поддается коррекции;
  3. Не изменился стиль взаимодействия с младшими кровными братьями и сестрами,
  4. Эмоционально-личностные нарушения в поведении девочки (высокий уровень агрессии, нестабильность эмоционального фона) потребовали быстрого изменения негативной реакции педагогов на позитивные результаты  обучения и поведения.
  5. Трудности в обучении, связанные с проявлениями умственной отсталости (по-видимому девочка много пропускала уроков в школе) привели к нежеланию учиться, выполнять требования педагогов.

 

Обоснование решения.

Материалы  для  решения вопросов изменения взаимоотношений с подростком при травме отобрания

         Нанесение вреда психическому здоровью детей  при отобрании их из семьи

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными,  т. е. влияющими на развитие личности ребенка в целом.  Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящегося  о нём человека. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет; б) дети  от 4 до 16 лет. Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года жизни – это период интенсивного формирования отношений привязанности, в этом возрасте ребенок крайне незрел эмоционально и интеллектуально, а потому не способен  справиться с резкими травматичными изменениями в  его жизни. Потеря матери в период до  4-х лет имеет  наиболее высокий патогенный потенциал для будущего психического развития. Этот крайне негативный, тяжелый опыт может вызвать необратимые изменения в психическом развитии ребенка.

Потеря родителей приводит к инвалидизации  детей - к развитию тяжелых психических и соматических заболеваний. Во взрослом возрасте такие индивиды  не могут построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются, они не могут вырастить и воспитать собственных детей. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована, разрушена   или не успела полностью гармонично сформироваться.

         Почему опыт внезапной и длительной разлуки с матерью так травматичен? По мнению специалистов,   дети до 4 лет внезапную и длительную разлуку с близким взрослым воспринимают как острое переживание угрозы собственной жизни. Такие переживания, по их мнению, обладают повышенным индексом травматичности (Бардышевская, Лебединский, 2003).

Исследования показывают прямую зависимость между ранней детской психологической травмой  и проявлением разнообразных психопатологий во взрослом возрасте. Патология, формирующаяся в результате такой психотравмы, имеет характер максимально глубокий и очень устойчивый (Бардышевская, Лебединский, 2003). То есть преодолеть его полностью в большинстве случаев практически невозможно. Можно облегчить состояние, но полностью уже не вылечить.

Среди последствий разлуки с матерью в возрасте до 3-4 лет специалисты отмечают следующие нарушения: умственная отсталость, задержки психического развития,  депрессивные расстройства. Почти все эти нарушения специалисты наблюдали у детей, отобранных у родителей, обращавшихся за помощью. Дети начинали демонстрировать отставание в развитии и теряли уже приобретенные навыки. Например, ребенок, недавно научившийся ходить, будучи отнятым у матери и помещенным в медицинское учреждение, ходить перестал. Также в практике имеются случаи, когда у детей деградировало речевое развитие.

В первые годы жизни ребенок не способен выжить без материнской заботы. Поэтому привязанность к ней, ее неизменное присутствие рядом, ее верность ему жизненно необходимы. Многочисленные исследования помещенных в приют детей  трех месяцев показывают, что у таких детей в течение нескольких  месяцев развивается так называемый «Синдром госпитализма». Этот термин ввел в обиход американский психиатр Рене Шпитц – один из крупнейших специалистов в области раннего психического развития детей. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений, низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Среди детей, помещенных в приюты, наблюдался очень высокий уровень смертности, несмотря на то, что все они получали полноценный физический уход. Шпитц приводит следующую статистику: из 91 ребенка, разлученного с матерью в возрасте 3-х месяцев,  к концу второго года жизни умерло 34. Это 37%. В контрольной группе детей (не разлученных с матерью), из 186 детей умерло 4 ребенка. Это 2%. Как мы видим, смертность в первой группе детей выше в десятки раз. Этих хорошо кормили и лечили. От контрольной группы они отличались только тем, что потеряли близкий  эмоциональный контакт с заботящимся взрослым. Разлучение с матерью в период с 6 – 48 месяцев также приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям психического развития.

Исследователи выявили следующую последовательность эмоциональных трансформаций при разлучении ребенка с матерью: когда здоровый ребенок лишается родителей и остается с незнакомцами, его первой реакцией будет протест. Он будет громче плакать, вести себя беспокойно, искать мать. Так он будет вести себя неделю или чуть больше. Его реакции будут подстегиваться надеждой вновь увидеть маму. Затем наступает отчаяние. Ребенок становится апатичным и замкнутым. Отчаяние выражается прерывистым и однообразными криками. Ребенок находится в состоянии страдания, но выразить его как взрослый он не может. Даже те дети, которые остались в своем доме и получили вместо мамы другого заботящегося взрослого, испытывают  в ответ на потерю матери горе. Их переживания отличаются от переживаний детей, которых отправили в специальные учреждения только меньшей интенсивностью.

Исследования показывают, что дети 1,5 – 2 лет, помещенные в дом ребенка даже на время, становятся значительно более агрессивными. Следующая стадия   эмоционального состояния ребенка  - это отчуждение. Окружающим кажется, что ребенок успокоился, он даже может улыбаться и принимать помощь и заботу от других, но на самом деле ребенок больше не ищет близкого контакта, его способность привязываться к кому-либо будет сильно нарушена.

Согласно исследованиям Р. Шпитца, нарастающее отставание в интеллектуальном развитии может стать обратимым, если в течение 3 месяцев происходит воссоединение с матерью. Если период разлуки больше, то травматические последствия нивелировать полностью уже не удастся. Т.е., если до разлуки с матерью ребенок развивался нормально, то после он начинает постепенно отставать.

Очень важно, что подобные процессы наблюдаются у детей, имевших мать, но потерявших ее. У детей, изначально лишенных матери и попавших в приюты и дома ребенка сразу после рождения, таких нарушений не встречается. У детей старше 3-4 лет, переживание психотравмы, связанной с разлукой с родителями, может стать причиной невротических, психических и психосоматических нарушений в будущем. Статистический анализ показал, что 100%  всех отобранных детей во время разлуки с родителями начинают страдать какими-либо соматическими заболеваниями. Это реакция на сильный стресс, который испытывает ребенок при отобрании.

Тяжелый стресс, пережитый в детстве, по мнению отечественных детских психиатров, может спровоцировать  развитие сердечно-сосудистые заболеваний, эндокринных заболеваний, болезней нарушения обмена веществ.  (Исаев, 2007).

         Американскими психиатрами проведено несколько исследований, направленных  на изучение связи психопатологии, диагностируемой у взрослых пациентов с пережитой  разлукой с родителями в детском  возрасте. Выводы ученых сводятся к следующему: у людей, переживших в детстве длительную разлуку с близким взрослым, повышен риск развития депрессивных и тревожных расстройств. При недостатке родительской заботы в детском возрасте ребенок вырастает  с высоким уровнем тревожности и сниженной толерантностью к стрессам (Исаев, 2007), т.к. на любые жизненные трудности он будет реагировать как на тяжелый стресс.

Многим кажется, что если поместить  ребенка в приемную семью,  то проблема решена будет. Однако это представление ошибочно. По данным множества исследований, у детей в приемных семьях интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения встречаются значительно чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Так, например, согласно данным исследования, проведенного университетом штата Миннесота, у усыновленных детей почти в два раза чаще встречается так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Приемные дети чаще страдают поведенческими расстройствами.  Ниже я постараюсь объяснить, почему у детей, которым заменили родителей, есть множество  психологических трудностей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из  детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых  «благополучных» родителей в результате несчастных случаев.

         Каковы же внутренние механизмы возникающих у детей нарушений? Известный английский психолог Джон Боулби -  ученый, разработавший теорию привязанности  -  проводивший многочисленные исследования отношений маленьких детей и их матерей, выявил, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка к матери является основой всех близких отношений человека во взрослом возрасте. Исследования 1,5  - 2-летних детей в домах ребенка показывают, что около 90% из них не способны сформировать устойчивую  и безопасную модель привязанности. У таких детей значительно повышается риск формирования разнообразных форм психопатологии.

         Почему так происходит? Для  того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие,  базовые принципы их отношений – это стабильность и безопасность.  На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще.  Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними.  Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое  доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

         Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог  бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни  характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать – дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Условия формирования гармоничной и безопасной привязанности: постоянство объектов привязанности и  отсутствие длительной разлуки. Если у ребенка отнять родителя -  близкого, к которому он привязан -  и заменить его на другого, то такая замена никогда не пройдет бесследно для ребенка.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается нередко. Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают своих детей  - они не могут создать постоянных устойчивых связей.

Во всех случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти,  для ребенка является страх потери родителей.

Есть группа родителей, которые никак не пытаются вернуть ребенка, которого у них отняли. Мы можем предположить, что это асоциальные родители, которым дети не нужны (хотя конечно, и среди них есть индивиды, которых факт изъятия ребенка привел в подавленное состояние и они просто не чувствуют в себе сил бороться). Но если мы видим,  как родители отчаянно пытаются вернуть ребенка, то это означает, что они его любят и это самое главное для ребенка. Это гораздо важнее, чем наличие дорогих игрушек и отсутствие физических наказаний.

Потеря родителей приводит к инвалидизации  детей - к развитию тяжелых психических и соматических заболеваний. Во взрослом возрасте такие индивиды  не могут построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются, они не могут вырастить и воспитать собственных детей. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована, разрушена   или не успела полностью гармонично сформироваться.

Причин агрессивного поведения ребёнка существует много. Наиболее распространёнными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребёнка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребёнок жил в среде, где агрессия считалась нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита. В зависимости от причин, могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребёнка:

  • Если агрессивное поведение ребёнка – последствие пережитой травмы, то нужно помощь ребёнку справиться с трудными переживаниями. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости, и т.д.; позвольте выражать свои чувства безопасным для других людей способом. Если чувствуете, что не справляетесь сами – обращайтесь за профессиональной помощью.
  • Научите ребёнка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте твёрды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребёнку во всём этом.
  • Уделяйте ребёнку достаточно внимания, теплоты, заботы, любви; убедитесь, что ребёнок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным. Проводите с ним время, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте о его чувствах и делах.
  • Помните, что если ребёнок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, эмоциональному насилию в семье) – агрессивное поведение ребёнка будет закономерной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения