Участники кейса: Девочка Мария (14 лет), классный руководитель А.А., школьный психолог, социальный педагог, попечитель (приемная мать) девочки, специалисты ООП
Описание ситуации:
В отдел народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области, исполняющий отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан обратилась попечитель Иванова Ирина Александровна по поводу оказания помощи в общении с её подопечной. Девочка 14 лет, была взята под опеку, в возрасте 3 лет, дочерью Ирины Александровны, Еленой, состоящей на тот момент в браке. От брака детей не было, это и толкнуло Елену и её мужа взять под опеку ребенка, и растить его как своего собственного. Спустя некоторое время брак Елены распался, она осталась одна с ребенком на руках. Чтобы помочь дочери, Ирина Александровна и её муж оформляют опеку над девочкой на себя, становятся полноправными опекунами несовершеннолетней Марии, Елена устраивает свою личную жизнь, выходит замуж, Мария продолжает жить с опекунами «бабушкой» и «дедушкой».
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, не выполняла домашнее задание, дерзила, выпивала, часто поздно возвращалась с прогулки, а иногда и вовсе не ночевала дома. Попечителям было рекомендовано обратиться к психологу; с Марией работал школьный психолог. Ирина Александровна и её муж сотрудничать с психологом отказались. Ребенок сам просился в другую приемную семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Девочка была передана на воспитание в опытную замещающую семью со стажем более 15 лет; состав семьи: муж, жена и 6 детей в возрасте от 7 до 17 лет.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую учебу и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ее в службу сопровождения.
Прожив в семье 2 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Ребенка определили в другую приемную семью, состав которой: муж, жена, 7 детей в возрасте от 4 до 15 лет; на тот момент девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент девочка учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Специалисты службы сопровождения на консилиуме обсудили всю ситуацию после решения проблем подростка и поставили вопросы:
Почему в предыдущих семьях ребенок не прижился?
Как и когда надо было бы выстраивать работу с бабушкой и дедушкой?
По какому признаку подбиралась приемная семья?
Какое поведение профессиональной приемной мамы могло бы минимизировать риски?
Каковы факторы, способствующие ухудшению ситуации?
Анализ первой части ситуации «Я не могу жить с опекунами»
В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, переданная под опеку в возрасте 3 лет, так как приемная мама устраивала свою личную жизнь, была передана на воспитание (под опеку) бабушки и дедушки со стороны мамы.
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Опекой ребенок направлен к психологу службы сопровождения, запрос от опекунов на отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Выявление причин поведения девочки – подростка
Поиск решения
Анализ второй части ситуации
Я хочу жить в новой семье!
Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 15 лет; состав семьи: муж, жена и 6 детей в возрасте от 7 до 17 лет.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую обучаемость и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ребенка в службу сопровождения.
Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Причины поведения
Поиск решения проблемы:
Риски
Варианты решения проблемы.
Анализ третьей части ситуации
Обретение семьи
Ребенка (девочку-подростка) определили в другую приемную семью, состав семьи: муж, жена, 7 детей в возрасте от 4 до 15 лет. В это время девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке-подростку и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент подопечная (ребенок) учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Причины поведения
Поиск решения
Учтенные и неучтенные риски
2.Приемной маме продолжать договариваться с подопечной о условиях обучения в колледже.
3.Договориться с психологом о продолжении общения по поводу планов на будущее.
Таким образом, при устройстве в приемные семьи подростков уязвимых категорий нужно обязательно рассказывать будущим приемным родителям об особенностях подросткового возрасте, кризисе и его последствиях.
Исследования показали наличие следующих качеств у жизнеспособных детей: они в ранних возрастах получали внимание, доброжелательный отклик; у этих детей в раннем возрасте была прочная связь с матерью или другими близкими (бабушкой, старшей сестрой и т.д.); было разнообразное близкое окружение, родственники, которые играли важную роль как позитивные модели идентификации; они принимали активное участие в домашнем хозяйстве, их помощь была востребована и положительно оценена; они не испытывали депривации со стороны матери в течение первого года жизни; они обладали конструктивными навыками преодоления проблем:
- при решении проблем были активны и гибки;
- они чувствовали себя компетентными;
- они чаще обозначали свой опыт как позитивный, даже если он приносил страдания другим.
Обоснование решения.
- Методические рекомендации В.Н. Ослон «Модельная программа сопровождения семей, принявших на воспитание детей подросткового возраста»;
- Информационно - методическое пособие для специалистов органов опеки и попечительства, специалистов центров усыновления и опеки по организации работы с гражданами при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью (Составители: Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов).
По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они не были усыновлены или если бы они оказались в другой семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли.
Подростковый возраст - сложное время. Приемные подростки могут столкнуться с особыми трудностями, связанными с формированием идентичности, чувством отверженности, контролем и потребностью быть связанными с их корнями. Приемные родители должны постараться понять и поддержать своих детей. Сложности, возникающие у ребенка, не являются отражением стиля воспитания приемных родителей. Если подросток хочет знать о биологической семье, это не значит, что он отвергает приемную.
Если в вашей семье тема о кровных родителях обсуждается честно и открыто, шансы, что вы сможете помочь ребенку преодолеть подростковый период, достаточно велики. Если открытость нельзя назвать отличительной чертой вашей семьи или если поведение ребенка настораживает вас, например, он употребляет наркотики или отказывается от развлечений, ему, скорее всего, потребуется профессиональная помощь.
Специалисты-психиатры считают, что приемные подростки могут преодолевать и разрешать возникающие проблемы так же успешно, как и их сверстники, растущие с биологическими родителями. Поддерживаемые приемными родителями, приемные тинэйджеры могут построить даже еще более тесные семейные узы, которые сохранятся и в будущем.
Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами:
провождение приемной семьи.
В процессе обсуждения необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных нарушений у детей, важность принятия ребенка со всеми его бедами и переживаниями, готовность семьи обратиться за помощью к специалистам. Следует указать будущим приемным родителям на обязательность заботы о собственном здоровье и эмоциональном благополучии, гармонических взаимоотношениях между супругами.
В обсуждении подчеркнуть взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития. Безусловно, в развитии ребенка интеллект и эмоции тесно взаимосвязаны. Угнетенное состояние, высокая тревожность не позволяют ребенку сосредоточиться, блокируют продуктивную умственную работу, интеллектуальное развитие. С другой стороны, проблемы с учебой приводят к снижению самооценки, к появлению чувства несостоятельности или обиды и озлобленности. Многие приемные дети начинают лучше учиться, когда наконец-то почувствуют себя любимыми, «своими», потому что успехи в учебе зависят не только от способностей ребенка, но и от его душевного состояния.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка