Участники: Алексей, 9 лет; кандидат в приемные родители, специалисты Центра по семейному устройству.
Описание кейса:
На основании направления отдела опеки и попечительства в январе 2020 год в Центр для знакомства с воспитанником Алексеем, 2011 г.р., обратилась кандидат в приемные родители Елена, 1965 г.р., проживающая в Новосибирской области.
Елена разведена, имеет троих кровных совершеннолетних детей, которые проживают самостоятельно. Елена с 2019 года воспитывает приемного ребенка Свету, 2013 г. р. Света, проживала с 2017 года в интернатном учреждении, девочка имеет легкую степень умственной отсталости, эмоциональные и поведенческие расстройства.
За период проживания Светы (1 года 3 месяца) в семье, выявлены значительные продвижения во всех сферах развития ребенка. Улучшилось физическое развитие (прибавила в росте), речевое произношение, стабилизируется эмоциональная сфера (понимает эмоции других людей и старается понять свой эмоциональный мир), самоконтроль. Дарья очень чувствительна к похвале, вниманию взрослого, постоянно ищет общения с приемным родителем, девочка нуждается в постоянной психологической поддержке.
Задача специалистов учреждения была определить возможности и ресурсы кандидата для принятия и воспитания Алексея.
Специалисты попросили кандидата предоставить информацию о прохождении ШПР, психолого-педагогическое заключение, справку о динамики семейных отношений от специалистов, которые сопровождали данную семью.
Знакомство кандидата и Алексей было постепенным, было 7 встреч, специалисты Центра беседовали с Еленой, задавали вопросы для определения ресурсов.
Со слов кандидата, ведущим мотивом принятия Алексея в семью является желание Елены помочь ребенку, предоставить ему возможность жить и воспитываться в семье.
Характеристика от специалистов Центра: Алексей активный, эмоционально неустойчивый, не соблюдает субординацию, ведомый, склонен к асоциальному поведению. К мальчику регулярно приходит кровная бабушка. В связи с отсутствием у нее личностных ресурсов, ей не дают разрешение на осуществление опеки в отношении внука. Возможно устройство ребенка в замещающую семью при условии поддержания контакта с бабушкой.
Выявленные ресурсы семьи кандидата:
- наличие у кандидата опыта воспитания кровных детей, стажа работы воспитателем в детском учреждении;
- активная жизненная позиция Елены, ее целеустремленность, сотрудничество со специалистами;
- обязанности внутри семьи распределены, в семье соблюдается дисциплина и поддерживается порядок;
- учет потребности детей поддерживать отношения с их кровным окружением;
- помощь со стороны близких родственников в воспитании приемных детей.
Выявленные риски:
- большая разница в возрасте приемного родителя и детей;
- депривация, невротические симптомы, склонность к агрессивному и сексуализированному поведению у Алексея;
- травматический опыт у Алексея: в прошлом сексуальное развращение взрослыми, в настоящем времени - стремление развращать младших по возрасту детей. В семье проживает семилетняя Света, которая тоже имеет поведенческие и эмоциональные расстройства;
- вхождение Алексея в подростковый возраст, его неорганизованное импульсивное поведение, склонность к воровству;
- недооценивание кандидатом возможных рисков в детской подсистеме, нагрузки на семейную систему в целом.
Специалисты дают заключение, что семье Елены не рекомендуется принимать Алексея в свою семью.
Кандидат настроена на принятие Алексея в семью, не согласна с решением специалистов учреждения.
В марте был проведен консилиум ООиП со специалистами разных ведомств, было принято решение об отказе передачи ребенка в данную семью.
Выделение проблемы: отсутствие алгоритма знакомства кандидатов с детьми, поспешное принятие решения о принятии ребенка самим кандидатом без учета своих возможностей.
Большое количество возвратов детей из приемных семей происходит по причине передачи детей изначально в не ресурсные семьи. Много ошибок допускаются специалистами учреждений, которые не учитывают потребности семейного устройства конкретного ребенка и ресурсов, пришедших к нему кандидатов в принимающие родители, области риска семьи.
Пути решения:
При положительном решении передачи ребенка в семью осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения приемной семьи.
Примерный Алгоритм действий специалистов организаций
Организация должна установить график приема кандидатов в замещающие родители с учетом режима дня организации. При этом должна быть предоставлена ежедневная возможность посещения организации кандидатами в замещающие родители, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время. Данный график приема должен быть утвержден руководителем организации и размешен на информационном стенде либо ином доступном для ознакомления месте. Так же необходимо обеспечение информирования о графике приема кандидатов в замещающие родители посредством электронных ресурсов.
При обращении кандидатов в замещающие родители в организацию специалистам организации необходимо:
- ознакомиться с направлением на знакомство с ребенком и заключением о возможности быть замещающим родителем;
- назначить тьютора для сопровождения процесса знакомства, осуществления помощи и поддержки кандидата в замещающие родители и ребенка;
- проинформировать кандидата в замещающие родители об особенностях ребенка, в том числе с индивидуальным планом развития и жизнеустройства;
- проинформировать кандидата о процедуре знакомства с ребенком/ ознакомить с Положением о передаче ребенка на воспитание в семью, утвержденном в организации (Приложение 3);
- провести (при необходимости) консультации с медицинским работником, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- убедиться, что кандидат в замещающие родители получил всю интересующую его информацию, и у него не осталось вопросов;
- проинформировать воспитанника о желании с ним познакомиться, предоставить информацию о кандидате в замещающие родители. Предоставляемая информация должна соответствовать возрасту ребенка;
- убедиться, что информация для ребенка понятна и доступна. Постараться снизить уровень тревожности.
- организовать, по возможности, заочное знакомство ребёнка и кандидата в замещающие родители, при котором кандидат сможет понаблюдать за ребёнком со стороны (в процессе игры, прогулки и т.д.)
- организовать знакомство кандидата в замещающие родители и ребенка. При этом обеспечить комфортные условия для посещения ребенка (помещение, игрушки и вспомогательный материал (игры, канцелярия и т.д.) согласно возрасту);
- отслеживать прохождение необходимых этапов знакомства кандидатом в замещающие родители (индивидуально для каждого ребенка согласно ИПР);
- выдать согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Примерный Алгоритм временной передачи ребенка в семью
Организация временной передачи ребенка в семью осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», для детей от 10 лет.
При временной передаче ребенка в семью кандидата в замещающие родители необходимо соблюдать следующие положения:
- осуществление временной передачи ребенка возможно только после соблюдения последовательного знакомства ребенка и кандидатов в замещающие родители;
- информирование кандидата в замещающие родители о возможности предоставления продуктов питания для ребенка на время его нахождения в семье согласно утвержденным нормам;
- осуществление контроля за передачей ребенка кандидату в замещающие родители (сбор личных и значимых вещей ребенка, оформление необходимой документации);
- ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями поведения ребенка при временной передаче в семью (если у ребенка ранее был опыт проживания в замещающей семье на временной основе);
- ознакомление ребенка с особенностями семьи кандидата в замещающие родители (состав семьи, условия проживания, территориальное расположение, правила и нормы семейной системы);
Мониторинг нахождения ребенка семье кандидата в замещающие родители осуществляет организация совместно с органом опеки и попечительства (посредством телефонной связи не реже одного раза в день, при необходимости осуществляются совместные выезды в семью).
Сбор и анализ обратной связи временной передачи ребенка в семью от всех участников (ребенок, члены семьи кандидата в замещающие родители, проживающие на одной территории с ним).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
*Форма Согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью
На основании направления отдела опеки и попечительства администрации_______________________________________________________________________________от__________202_ года №__________________
для знакомства с воспитанником(цей)_________________________________
__________________________________________, _____________ г.р., обратилась(ись) кандидат(ы) в замещающие родители ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________, проживающая(ие) по адресу:_________________________________________
__________________________________________________________________
Форма устройства ребенка в семью кандидата(ов)_______________________
Когда (месяц, год) и в какой организации кандидат(ы) проходили обучение в ШПР______________________________________________________________
Дата первичного посещения кандидатом(ми) организации_________________
Дата первой встречи с ребенком кандидата(тов) в замещающие родители__________________________________
Назначенный тьютор для сопровождения процесса знакомства кандидата в замещающие родители и ребенка______________________________________
__________________________________________________________________
Количество встреч кандидата(тов) с ребенком___________________________
Соответствуют ли обозначенные в ИПР требования к кандидату в замещающие родители (замещающей семье) для конкретного ребенка: ДА/НЕТ (подчеркнуть)
Особенности взаимодействия кандидата(ов) с ребенком___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласен ли ребенка, достигших 10 лет, проживать в данной семье кандидата(ов): ДА/НЕТ (подчеркнуть)
Отношение ребенка к встречам, желание ребенка проживать в семье кандидата(ов)______________________________________________________
__________________________________________________________________
Временная передача ребенка в семью: ДА/НЕТ (подчеркнуть), время пребывания ребенка в семье кандидата(тов)____________________________,
особенности пребывания_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выявленные ресурсы семьи кандидата(тов) в замещающие родители________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выявленные риски и противопоказания передачи ребенка в семью кандидата(ов) в замещающие родители_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение кандидата(ов) о принятие ребенка в семью_____________________
__________________________________________________________________
Решение организации: согласие/несогласие передачи ребенка на воспитание в семью кандидата(ов)_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации специалистов кандидату(там) в замещающие родители_______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.