18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 23. Ресурсы принятия ребенка в семью

930

Участники: Алексей, 9 лет; кандидат в приемные родители, специалисты Центра по семейному устройству.

Описание кейса:

На основании направления отдела опеки и попечительства в январе 2020 год в Центр для знакомства с воспитанником Алексеем, 2011 г.р., обратилась кандидат в приемные родители Елена, 1965 г.р., проживающая в Новосибирской области.

Елена разведена, имеет троих кровных совершеннолетних детей, которые проживают самостоятельно. Елена с 2019 года воспитывает приемного ребенка Свету, 2013 г. р. Света,  проживала с 2017 года в интернатном учреждении,  девочка имеет легкую степень умственной отсталости, эмоциональные и поведенческие расстройства.

За период проживания Светы (1 года 3 месяца) в семье, выявлены значительные продвижения во всех сферах развития ребенка. Улучшилось физическое развитие (прибавила в росте), речевое произношение, стабилизируется эмоциональная сфера (понимает эмоции других людей и старается понять свой эмоциональный мир), самоконтроль. Дарья очень чувствительна к похвале, вниманию взрослого, постоянно ищет общения с приемным родителем, девочка нуждается в постоянной психологической поддержке.

Задача специалистов учреждения была определить возможности и ресурсы кандидата для  принятия и воспитания Алексея.

Специалисты попросили кандидата предоставить информацию о прохождении ШПР, психолого-педагогическое заключение, справку о динамики семейных отношений от специалистов, которые сопровождали данную семью.

Знакомство кандидата и Алексей было постепенным, было 7 встреч, специалисты Центра беседовали с Еленой, задавали вопросы для определения ресурсов.

Со слов кандидата, ведущим мотивом принятия Алексея в семью является желание Елены помочь ребенку, предоставить ему возможность жить и воспитываться в семье.

Характеристика от специалистов Центра: Алексей активный, эмоционально неустойчивый, не соблюдает субординацию, ведомый, склонен к асоциальному поведению. К мальчику регулярно приходит кровная бабушка. В связи с отсутствием у нее личностных ресурсов, ей не дают разрешение на осуществление опеки в отношении внука. Возможно устройство ребенка в замещающую семью при условии поддержания контакта с бабушкой.

 

Выявленные ресурсы семьи кандидата:

- наличие у кандидата опыта воспитания кровных детей, стажа работы воспитателем в детском учреждении;

- активная жизненная позиция Елены, ее целеустремленность, сотрудничество со специалистами;

- обязанности внутри семьи распределены, в семье соблюдается дисциплина и поддерживается порядок;

- учет потребности детей поддерживать отношения с их кровным окружением;

- помощь со стороны близких родственников в воспитании приемных детей.

Выявленные риски:

- большая разница в возрасте приемного родителя и детей;

- депривация, невротические симптомы, склонность к агрессивному и сексуализированному поведению у Алексея;

- травматический опыт у Алексея: в прошлом сексуальное развращение взрослыми, в настоящем времени - стремление развращать младших по возрасту детей. В семье проживает семилетняя Света, которая тоже имеет поведенческие и эмоциональные расстройства;

- вхождение Алексея в подростковый возраст, его неорганизованное импульсивное поведение, склонность к воровству;

- недооценивание кандидатом возможных рисков в детской подсистеме, нагрузки на семейную систему в целом.

Специалисты дают заключение, что семье Елены не рекомендуется принимать Алексея в свою семью.

Кандидат настроена на принятие Алексея в семью, не согласна с решением специалистов учреждения.

В марте был проведен консилиум ООиП со специалистами разных ведомств, было принято решение об отказе передачи ребенка в данную семью.

 

Выделение проблемы: отсутствие алгоритма знакомства кандидатов с детьми, поспешное принятие решения о принятии ребенка самим кандидатом без учета своих возможностей.

Большое количество возвратов детей из приемных семей происходит по причине передачи детей изначально в не ресурсные семьи. Много ошибок допускаются специалистами учреждений, которые не учитывают потребности семейного устройства конкретного ребенка и ресурсов, пришедших к нему кандидатов в принимающие родители, области риска семьи.

Пути решения:

  1. В учреждениях необходимо разработать систему оценки «Ресурсы и факторы риска кандидатов в принимающие родители», которая позволит работать специалистам в едином понятийном поле.
  2. В индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка должна содержаться информация об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка.
  3. Для специалистов ООиП должна направляться выписка из индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка. Данная информация должна учитываться ими при выдаче кандидатам направления на ребенка.
  4. В интернатном учреждение необходимо разработать алгоритм знакомства и организовывать индивидуальное сопровождение кандидатов и ребенка на этапе их знакомства:
  • ознакомление кандидатов с реальной и достоверной информацией о ребенке (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • предварительная подготовка к первой встрече кандидатов и ребенка, выдача рекомендаций специалистов потенциальным родителям;
  • организация сотрудниками учреждения постепенного сближения кандидатов и ребенка;
  • проведение по запросу кандидатов необходимых консультаций специалистов (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • проведение специалистами учреждения беседы с кандидатами и наблюдение за взаимодействием «родитель-ребенок»;
  • организация повторных встреч кандидатов и ребенка, определение специалистами социально-педагогических условий для их эффективного взаимодействия.
  1. Проведение специалистами учреждения консилиума (возможно со специалистами ООиП), на котором определяются ресурсы кандидатов и факторы риска передачи ребенка в данную семью и решение о целесообразности «гостевого режима». По результатам консилиума делаются выводы о дальнейшем пути знакомства: необходимы повторные встречи ребенка и кандидатов, «гостевой режим», и пишутся рекомендации для кандидатов. После консилиума может быть принято решение об отсутствие ресурсов у кандидатов для воспитания ребенка.
  2. В случае передачи ребенка на «гостевой режим» осуществляется выезд специалистами учреждения для определения жилищно-бытовых, социально-педагогических и психологических условий для воспитания и развития ребенка.
  3. Консультация специалистов учреждения (психолога) с кандидатами об их родительских ожиданиях, об особенностях развития ребенка, коррекции «трудного» поведения, необходимых профессиональных компетенциях.
  4. Психологическая работа с ребенком (особенно если ему больше 10 лет) с его ожиданиями от проживания в семье, страхами и опасениями.
  5. При наличии/отсутствие благоприятных условий для ребенка в потенциальной семье специалистами учреждения пишется согласие/ несогласие на его семейное устройство.
  6. При отрицательном решении передачи ребенка в семью осуществляется подбор иных кандидатов для ребенка.

При положительном решении передачи ребенка в семью осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения приемной семьи.

 

Примерный Алгоритм действий специалистов организаций

Организация должна установить график приема кандидатов в замещающие родители с учетом режима дня организации. При этом должна быть предоставлена ежедневная возможность посещения организации кандидатами в замещающие родители, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время. Данный график приема должен быть утвержден руководителем организации и размешен на информационном стенде либо ином доступном для ознакомления месте. Так же необходимо обеспечение информирования о графике приема кандидатов в замещающие родители посредством электронных ресурсов.

При обращении кандидатов в замещающие родители в организацию специалистам организации необходимо:

- ознакомиться с направлением на знакомство с ребенком и заключением о возможности быть замещающим родителем;

- назначить тьютора для сопровождения процесса знакомства, осуществления помощи и поддержки кандидата в замещающие родители и ребенка;

- проинформировать кандидата в замещающие родители об особенностях ребенка, в том числе с индивидуальным планом развития и жизнеустройства;

- проинформировать кандидата о процедуре знакомства с ребенком/ ознакомить с Положением о передаче ребенка на воспитание в семью, утвержденном в организации (Приложение 3);

- провести (при необходимости) консультации с медицинским работником, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

- убедиться, что кандидат в замещающие родители получил всю интересующую его информацию, и у него не осталось вопросов;

- проинформировать воспитанника о желании с ним познакомиться, предоставить информацию о кандидате в замещающие родители. Предоставляемая информация должна соответствовать возрасту ребенка;

- убедиться, что информация для ребенка понятна и доступна. Постараться снизить уровень тревожности.

- организовать, по возможности, заочное знакомство ребёнка и кандидата в замещающие родители, при котором кандидат сможет понаблюдать за ребёнком со стороны (в процессе игры, прогулки и т.д.)

 - организовать знакомство кандидата в замещающие родители и ребенка. При этом обеспечить комфортные условия для посещения ребенка (помещение, игрушки и вспомогательный материал (игры, канцелярия и т.д.) согласно возрасту);

- отслеживать прохождение необходимых этапов знакомства кандидатом в замещающие родители (индивидуально для каждого ребенка согласно ИПР);

- выдать согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

Примерный Алгоритм временной передачи ребенка в семью

 

Организация временной передачи ребенка в семью осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», для детей от 10 лет.

При временной передаче ребенка в семью кандидата в замещающие родители необходимо соблюдать следующие положения:

- осуществление временной передачи ребенка возможно только после соблюдения последовательного знакомства ребенка и кандидатов в замещающие родители;

- информирование кандидата в замещающие родители о возможности предоставления продуктов питания для ребенка на время его нахождения в семье согласно утвержденным нормам;

- осуществление контроля за передачей ребенка кандидату в замещающие родители (сбор личных и значимых вещей ребенка, оформление необходимой документации);

- ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями поведения ребенка при временной передаче в семью (если у ребенка ранее был опыт проживания в замещающей семье на временной основе);

- ознакомление ребенка с особенностями семьи кандидата в замещающие родители (состав семьи, условия проживания, территориальное расположение, правила и нормы семейной системы);

Мониторинг нахождения ребенка семье кандидата в замещающие родители осуществляет организация совместно с органом опеки и попечительства (посредством телефонной связи не реже одного раза в день, при необходимости осуществляются совместные выезды в семью).

Сбор и анализ обратной связи временной передачи ребенка в семью от всех участников (ребенок, члены семьи кандидата в замещающие родители, проживающие на одной территории с ним).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

*Форма Согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью

 

На основании направления отдела опеки и попечительства администрации_______________________________________________________________________________от__________202_ года №__________________

для знакомства с воспитанником(цей)_________________________________

__________________________________________, _____________ г.р., обратилась(ись) кандидат(ы) в замещающие родители ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________, проживающая(ие) по адресу:_________________________________________

__________________________________________________________________

 

Форма устройства ребенка в семью кандидата(ов)_______________________

 

Когда (месяц, год) и в какой организации кандидат(ы) проходили обучение в ШПР______________________________________________________________

 

Дата первичного посещения кандидатом(ми) организации_________________

 

Дата  первой встречи с ребенком кандидата(тов) в замещающие родители__________________________________

 

Назначенный тьютор для сопровождения процесса знакомства кандидата в замещающие родители и ребенка______________________________________

__________________________________________________________________

 

Количество встреч кандидата(тов) с ребенком___________________________

 

Соответствуют ли обозначенные в ИПР требования к кандидату в замещающие родители (замещающей семье) для конкретного ребенка: ДА/НЕТ (подчеркнуть)

 

Особенности взаимодействия кандидата(ов) с ребенком___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Согласен ли ребенка, достигших 10 лет, проживать в данной семье кандидата(ов): ДА/НЕТ (подчеркнуть)

 

Отношение ребенка к встречам, желание ребенка проживать в семье кандидата(ов)______________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Временная передача ребенка в семью: ДА/НЕТ (подчеркнуть), время пребывания ребенка в семье кандидата(тов)____________________________,

особенности пребывания_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявленные ресурсы семьи кандидата(тов) в замещающие родители________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявленные риски и противопоказания передачи ребенка в семью кандидата(ов) в замещающие родители_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Решение кандидата(ов) о принятие ребенка в семью_____________________

__________________________________________________________________

 

Решение организации: согласие/несогласие передачи ребенка на воспитание в семью кандидата(ов)_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации специалистов кандидату(там) в замещающие родители_______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

*для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

 

 

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)