19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 23. Ресурсы принятия ребенка в семью

1432

Участники: Алексей, 9 лет; кандидат в приемные родители, специалисты Центра по семейному устройству.

Описание кейса:

На основании направления отдела опеки и попечительства в январе 2020 год в Центр для знакомства с воспитанником Алексеем, 2011 г.р., обратилась кандидат в приемные родители Елена, 1965 г.р., проживающая в Новосибирской области.

Елена разведена, имеет троих кровных совершеннолетних детей, которые проживают самостоятельно. Елена с 2019 года воспитывает приемного ребенка Свету, 2013 г. р. Света,  проживала с 2017 года в интернатном учреждении,  девочка имеет легкую степень умственной отсталости, эмоциональные и поведенческие расстройства.

За период проживания Светы (1 года 3 месяца) в семье, выявлены значительные продвижения во всех сферах развития ребенка. Улучшилось физическое развитие (прибавила в росте), речевое произношение, стабилизируется эмоциональная сфера (понимает эмоции других людей и старается понять свой эмоциональный мир), самоконтроль. Дарья очень чувствительна к похвале, вниманию взрослого, постоянно ищет общения с приемным родителем, девочка нуждается в постоянной психологической поддержке.

Задача специалистов учреждения была определить возможности и ресурсы кандидата для  принятия и воспитания Алексея.

Специалисты попросили кандидата предоставить информацию о прохождении ШПР, психолого-педагогическое заключение, справку о динамики семейных отношений от специалистов, которые сопровождали данную семью.

Знакомство кандидата и Алексей было постепенным, было 7 встреч, специалисты Центра беседовали с Еленой, задавали вопросы для определения ресурсов.

Со слов кандидата, ведущим мотивом принятия Алексея в семью является желание Елены помочь ребенку, предоставить ему возможность жить и воспитываться в семье.

Характеристика от специалистов Центра: Алексей активный, эмоционально неустойчивый, не соблюдает субординацию, ведомый, склонен к асоциальному поведению. К мальчику регулярно приходит кровная бабушка. В связи с отсутствием у нее личностных ресурсов, ей не дают разрешение на осуществление опеки в отношении внука. Возможно устройство ребенка в замещающую семью при условии поддержания контакта с бабушкой.

 

Выявленные ресурсы семьи кандидата:

- наличие у кандидата опыта воспитания кровных детей, стажа работы воспитателем в детском учреждении;

- активная жизненная позиция Елены, ее целеустремленность, сотрудничество со специалистами;

- обязанности внутри семьи распределены, в семье соблюдается дисциплина и поддерживается порядок;

- учет потребности детей поддерживать отношения с их кровным окружением;

- помощь со стороны близких родственников в воспитании приемных детей.

Выявленные риски:

- большая разница в возрасте приемного родителя и детей;

- депривация, невротические симптомы, склонность к агрессивному и сексуализированному поведению у Алексея;

- травматический опыт у Алексея: в прошлом сексуальное развращение взрослыми, в настоящем времени - стремление развращать младших по возрасту детей. В семье проживает семилетняя Света, которая тоже имеет поведенческие и эмоциональные расстройства;

- вхождение Алексея в подростковый возраст, его неорганизованное импульсивное поведение, склонность к воровству;

- недооценивание кандидатом возможных рисков в детской подсистеме, нагрузки на семейную систему в целом.

Специалисты дают заключение, что семье Елены не рекомендуется принимать Алексея в свою семью.

Кандидат настроена на принятие Алексея в семью, не согласна с решением специалистов учреждения.

В марте был проведен консилиум ООиП со специалистами разных ведомств, было принято решение об отказе передачи ребенка в данную семью.

 

Выделение проблемы: отсутствие алгоритма знакомства кандидатов с детьми, поспешное принятие решения о принятии ребенка самим кандидатом без учета своих возможностей.

Большое количество возвратов детей из приемных семей происходит по причине передачи детей изначально в не ресурсные семьи. Много ошибок допускаются специалистами учреждений, которые не учитывают потребности семейного устройства конкретного ребенка и ресурсов, пришедших к нему кандидатов в принимающие родители, области риска семьи.

Пути решения:

  1. В учреждениях необходимо разработать систему оценки «Ресурсы и факторы риска кандидатов в принимающие родители», которая позволит работать специалистам в едином понятийном поле.
  2. В индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка должна содержаться информация об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка.
  3. Для специалистов ООиП должна направляться выписка из индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка. Данная информация должна учитываться ими при выдаче кандидатам направления на ребенка.
  4. В интернатном учреждение необходимо разработать алгоритм знакомства и организовывать индивидуальное сопровождение кандидатов и ребенка на этапе их знакомства:
  • ознакомление кандидатов с реальной и достоверной информацией о ребенке (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • предварительная подготовка к первой встрече кандидатов и ребенка, выдача рекомендаций специалистов потенциальным родителям;
  • организация сотрудниками учреждения постепенного сближения кандидатов и ребенка;
  • проведение по запросу кандидатов необходимых консультаций специалистов (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • проведение специалистами учреждения беседы с кандидатами и наблюдение за взаимодействием «родитель-ребенок»;
  • организация повторных встреч кандидатов и ребенка, определение специалистами социально-педагогических условий для их эффективного взаимодействия.
  1. Проведение специалистами учреждения консилиума (возможно со специалистами ООиП), на котором определяются ресурсы кандидатов и факторы риска передачи ребенка в данную семью и решение о целесообразности «гостевого режима». По результатам консилиума делаются выводы о дальнейшем пути знакомства: необходимы повторные встречи ребенка и кандидатов, «гостевой режим», и пишутся рекомендации для кандидатов. После консилиума может быть принято решение об отсутствие ресурсов у кандидатов для воспитания ребенка.
  2. В случае передачи ребенка на «гостевой режим» осуществляется выезд специалистами учреждения для определения жилищно-бытовых, социально-педагогических и психологических условий для воспитания и развития ребенка.
  3. Консультация специалистов учреждения (психолога) с кандидатами об их родительских ожиданиях, об особенностях развития ребенка, коррекции «трудного» поведения, необходимых профессиональных компетенциях.
  4. Психологическая работа с ребенком (особенно если ему больше 10 лет) с его ожиданиями от проживания в семье, страхами и опасениями.
  5. При наличии/отсутствие благоприятных условий для ребенка в потенциальной семье специалистами учреждения пишется согласие/ несогласие на его семейное устройство.
  6. При отрицательном решении передачи ребенка в семью осуществляется подбор иных кандидатов для ребенка.

При положительном решении передачи ребенка в семью осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения приемной семьи.

 

Примерный Алгоритм действий специалистов организаций

Организация должна установить график приема кандидатов в замещающие родители с учетом режима дня организации. При этом должна быть предоставлена ежедневная возможность посещения организации кандидатами в замещающие родители, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время. Данный график приема должен быть утвержден руководителем организации и размешен на информационном стенде либо ином доступном для ознакомления месте. Так же необходимо обеспечение информирования о графике приема кандидатов в замещающие родители посредством электронных ресурсов.

При обращении кандидатов в замещающие родители в организацию специалистам организации необходимо:

- ознакомиться с направлением на знакомство с ребенком и заключением о возможности быть замещающим родителем;

- назначить тьютора для сопровождения процесса знакомства, осуществления помощи и поддержки кандидата в замещающие родители и ребенка;

- проинформировать кандидата в замещающие родители об особенностях ребенка, в том числе с индивидуальным планом развития и жизнеустройства;

- проинформировать кандидата о процедуре знакомства с ребенком/ ознакомить с Положением о передаче ребенка на воспитание в семью, утвержденном в организации (Приложение 3);

- провести (при необходимости) консультации с медицинским работником, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

- убедиться, что кандидат в замещающие родители получил всю интересующую его информацию, и у него не осталось вопросов;

- проинформировать воспитанника о желании с ним познакомиться, предоставить информацию о кандидате в замещающие родители. Предоставляемая информация должна соответствовать возрасту ребенка;

- убедиться, что информация для ребенка понятна и доступна. Постараться снизить уровень тревожности.

- организовать, по возможности, заочное знакомство ребёнка и кандидата в замещающие родители, при котором кандидат сможет понаблюдать за ребёнком со стороны (в процессе игры, прогулки и т.д.)

 - организовать знакомство кандидата в замещающие родители и ребенка. При этом обеспечить комфортные условия для посещения ребенка (помещение, игрушки и вспомогательный материал (игры, канцелярия и т.д.) согласно возрасту);

- отслеживать прохождение необходимых этапов знакомства кандидатом в замещающие родители (индивидуально для каждого ребенка согласно ИПР);

- выдать согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

Примерный Алгоритм временной передачи ребенка в семью

 

Организация временной передачи ребенка в семью осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», для детей от 10 лет.

При временной передаче ребенка в семью кандидата в замещающие родители необходимо соблюдать следующие положения:

- осуществление временной передачи ребенка возможно только после соблюдения последовательного знакомства ребенка и кандидатов в замещающие родители;

- информирование кандидата в замещающие родители о возможности предоставления продуктов питания для ребенка на время его нахождения в семье согласно утвержденным нормам;

- осуществление контроля за передачей ребенка кандидату в замещающие родители (сбор личных и значимых вещей ребенка, оформление необходимой документации);

- ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями поведения ребенка при временной передаче в семью (если у ребенка ранее был опыт проживания в замещающей семье на временной основе);

- ознакомление ребенка с особенностями семьи кандидата в замещающие родители (состав семьи, условия проживания, территориальное расположение, правила и нормы семейной системы);

Мониторинг нахождения ребенка семье кандидата в замещающие родители осуществляет организация совместно с органом опеки и попечительства (посредством телефонной связи не реже одного раза в день, при необходимости осуществляются совместные выезды в семью).

Сбор и анализ обратной связи временной передачи ребенка в семью от всех участников (ребенок, члены семьи кандидата в замещающие родители, проживающие на одной территории с ним).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

*Форма Согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью

 

На основании направления отдела опеки и попечительства администрации_______________________________________________________________________________от__________202_ года №__________________

для знакомства с воспитанником(цей)_________________________________

__________________________________________, _____________ г.р., обратилась(ись) кандидат(ы) в замещающие родители ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________, проживающая(ие) по адресу:_________________________________________

__________________________________________________________________

 

Форма устройства ребенка в семью кандидата(ов)_______________________

 

Когда (месяц, год) и в какой организации кандидат(ы) проходили обучение в ШПР______________________________________________________________

 

Дата первичного посещения кандидатом(ми) организации_________________

 

Дата  первой встречи с ребенком кандидата(тов) в замещающие родители__________________________________

 

Назначенный тьютор для сопровождения процесса знакомства кандидата в замещающие родители и ребенка______________________________________

__________________________________________________________________

 

Количество встреч кандидата(тов) с ребенком___________________________

 

Соответствуют ли обозначенные в ИПР требования к кандидату в замещающие родители (замещающей семье) для конкретного ребенка: ДА/НЕТ (подчеркнуть)

 

Особенности взаимодействия кандидата(ов) с ребенком___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Согласен ли ребенка, достигших 10 лет, проживать в данной семье кандидата(ов): ДА/НЕТ (подчеркнуть)

 

Отношение ребенка к встречам, желание ребенка проживать в семье кандидата(ов)______________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Временная передача ребенка в семью: ДА/НЕТ (подчеркнуть), время пребывания ребенка в семье кандидата(тов)____________________________,

особенности пребывания_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявленные ресурсы семьи кандидата(тов) в замещающие родители________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявленные риски и противопоказания передачи ребенка в семью кандидата(ов) в замещающие родители_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Решение кандидата(ов) о принятие ребенка в семью_____________________

__________________________________________________________________

 

Решение организации: согласие/несогласие передачи ребенка на воспитание в семью кандидата(ов)_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации специалистов кандидату(там) в замещающие родители_______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

*для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

 

 

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения