19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 24. Педагогическое насилие

1186

Описание кейса

Информация о жестоком обращении

Из школы № … поступила информация о  том, что ученица 4 класса Маша Петрова 10 лет пришла на занятия с синяками в области щеки и шеи. Медицинской сестре девочка сообщила о том, что ее избил папа, и пожаловалась на головную боль. С подозрением на сотрясение головного мозга Машу госпитализировали в больницу, где она подтвердила обстоятельства получения травмы:  «Побил папа за плохо выполненные уроки и отказ немедленно исправить ошибки».

Это типичный пример «педагогического» насилия, когда родители или лица, их заменяющие, прибегают к побоям в качестве воспитательной меры. Такие лица искренне не понимают недопустимости телесных наказаний и не срывают их. Именно поэтому Маша пошла в школу с синяками.

Администрация больницы передала информацию о жестоком обращении с ребенком в полицию. Сотрудники полиции подтвердили нанесение побоев ребенку мужем бабушки, которого она называла «папа». Однако по результатам продолжавшейся около двух  месяцев доследственной проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях супруга опекуна. 

Эта ситуация является типичной. Сотрудники полиции не считают такие действия взрослых общественно опасным. Они очень долго проводят проверку, а потом отказывают в возбуждении уголовного дела, если отсутствуют признаки более тяжелых преступлений, например, истязания. В связи с этим решение специалистов опеки об отстранении опекуна от исполнения своих обязанностей является в настоящее время основной формой защиты ребенка от нетяжелых форм насилия в замещающей семье.

 

История замещающей семьи

Одинокая мать Маши с рождения ребенка не занималась ее воспитанием и была лишена родительских прав, когда девочке исполнилось только 8 месяцев. Опекуном девочки назначили ее бабушку, Иванову С.Г., которой в тот момент было 38 лет. Мать девочки обучалась во вспомогательной школе, она злоупотребляет алкоголем и наркотиками с подросткового возраста, ведет асоциальный образ жизни, неоднократно осуждалась к лишению свободы, контакт с дочерью не поддерживает.

Опекун состоит в повторном браке, первый муж злоупотреблял алкоголем, бил ее, признан судом без вести пропавшим. Опекуна и ее мужа девочка называет «мама» и «папа». Опекун работает, муж опекуна находится на пенсии по возрасту, он приводил девочку в школу и забирал ее домой. В настоящее время муж опекуна тяжело болен (диабет с поражением сосудов ног), не выходит из дома, нуждается в постороннем уходе, но продолжает выпивать, иногда вместе с супругой.

Маша с первого класса испытывает сложности в обучении и общении. Девочка не проявляет интереса к учебе, на уроках пассивна, очень быстро утомляется, отвлекается, не слышит учителя, не понимает учебный материал, речь косноязычная, с большим трудом может сформулировать собственную мысль. Произвольность поведения у Маши развита недостаточно, она может петь и разговаривать на занятиях, на замечания учителей не реагирует или обижается. Учебный материал девочка запоминает механически, без осмысления, при этом уровень развития памяти низкий. До настоящего времени девочка читает по слогам, смысла прочитанного не понимает. Со слов опекуна, у девочки не сформированы навыки счета (различает купюры по их цвету, а не номиналу) и письма («выполняет» письменные задания, обводя написанное бабушкой карандашом).

Отмеченные особенности приводят к тому, что Маша с первого класса не усваивала учебный материал, однако четыре года ее просто переводили из класса в класс. Бабушка к психиатру не обращалась, опасаясь перевода внучки в коррекционную школу, т.к., по мнению опекуна, все проблемы у ее дочери начались именно после перехода в коррекционную школу.

По информации педагогов, опекун учебой подопечной не интересуется, родительские собрания не посещает. Девочка может приходить в школу в грязной одежде, с синяками и царапинами. О происхождении телесных повреждений Маша в школе не рассказывает, т.к. боится, что опекун поместит ее в психиатрическую больницу, если она будет рассказывать о происходящем в семье. Бабушка не скрывает, что для поддержания дисциплины в семье используются телесные наказания.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что неблагополучие в замещающей семье существует длительное время. Оно обусловлено низкой педагогической компетентностью опекуна, которая удовлетворяет лишь простейшие потребности подопечной, не понимает необходимости проконсультировать ребенка у психиатра.

 

Пребывание подопечной в приюте.

На период проведения доследственной проверки орган опеки и попечительства принял решение временно освободить опекуна от исполнения своих обязанностей и поместить Машу в социальный приют. По информации специалистов приюта девочка небольшого роста, пониженного питания, много ест, демонстрирует вербальную и невербальную агрессию, что приводит к возникновению конфликтов с другими детьми. У Маши выявляется устойчивая привязанность к опекуну, телесные наказания со стороны опекуна девочка воспринимает как норму. Результаты психологической диагностики выявили дисгармоничность личности опекуна. Иванова С.Г. занимает непоследовательную воспитательную позицию, она беспокоится о будущем внучки, но не предпринимает реальных действий, необходимых для ее социализации, не понимает индивидуальных особенностей ребенка. Бабушка делает то, что ей проще, а не  то, что необходимо Маше.

В период пребывания девочки в организации опекун постоянно посещала внучку, забирала ее на выходные дни и каникулы, выполняла рекомендации специалистов, участвовала в коррекционных занятиях. В период пребывания в социальном приюте девочка была помещена на обследование и лечение в детскую психиатрическую больницу, где ей был установлен диагноз «легкая умственная отсталость с нарушениями поведения», также Маша прошла обследование на психолого-медико-педагогической комиссии, где ей было рекомендовано обучение по программе, адаптированной для детей с нарушениями интеллекта.

Через 7 месяцев пребывания Маши в социальном приюте было принято решение о возвращении девочки в замещающую семью. Для продолжения поддержки семьи и обеспечения контроля опекун заключила договор о сопровождении своей семьи.

 

Условия жизни семьи.

Семья занимает 1-комнатную квартиру общей площадью 53 м кв., часть кухни отгорожена и превращена в комнату. В этой же квартире временно проживает неработающий сын опекуна 27 лет, в квартире которого якобы происходит ремонт (по другим сведениям квартира сдается внаем). В этой же квартире зарегистрированы опекун, ее дочь и внучка.

Спальное место подопечной (небольшая кушетка) находится в комнате, которую занимает муж опекуна. Спальные места Светланы Геннадьевны и ее сына Павла находятся в комнате при кухне. При проведении проверок условий жизни подопечной в квартире грязно, присутствует стойкий запах табака, все помещения захламлены.

Квартира, в которой проживает Маша и ее опекун, была приватизирована умершими несколько лет назад родителями мужа бабушки, который до настоящего времени не вступил в права наследства. Опекун понимает, что с учетом состояния здоровья мужа ему необходимо в кратчайшие сроки вступать в права наследства в судебном порядке. Сделать это сложно вследствие того, что семья не может позволить себе нанять адвоката, а муж бабушки не выходит из дома.

Семье была предложена юридическая помощь в оформлении права на наследство. Однако за 1.5 года работы с семьей уполномоченной организации опекун этой помощью не воспользовалась. Таким образом, Иванова С.Г. оказалась неспособна к активным действиям даже в своих интересах.

 

Динамика ситуации в семье

Проверки условий жизни подопечной показали, что ситуация в замещающей семье ухудшается в связи с тяжелой болезнью мужа опекуна. Иванова С.Г. заявляет, что старается заботиться о подопечной, однако занимает непоследовательную воспитательную позицию (сочетание жесткого контроля с попустительством), не умеет проявлять эмпатию к внучке и удовлетворять ее потребность в эмоционально близком общении, критика к своим действиям у опекуна отсутствует. Опекун пресекает общение внучки со сверстниками, чтобы «она не научилась у них плохому».  Бабушка допускает использование телесных наказаний для поддержания дисциплины.

Между опекуном и подопечной отсутствует конструктивное взаимодействие. Бабушка обращается в Маше только с критикой и требованиями, но при этом не предлагает девочке модели правильного поведения и не поддерживает такого поведения. У девочки в ответ на критику легко возникают вспышки вербальной агрессии.

Маша  открыта к общению со специалистами.  Фон настроения у подопечной нестабильный с тенденцией к снижению. Девочка жалуется специалистам на телесные наказания и эмоциональное отвержение  в семье, изоляцию в школе. Из-за запрета опекуна подопечная не может встречаться со сверстниками вне школы и посещать занятия танцами, которые ей нравятся.

Общеобразовательная школа, где обучается Маша, до настоящего времени не утвердила учебный план к адаптированной образовательной программе, не выдала девочке необходимых учебников. Единственное, что сделали педагоги: перестали выставлять Маше оценки. В результате она перестала получать пятерки по физкультуре, которым раньше очень радовалась.

За 1,5 года работы с семьей изменить ситуацию в ней не удалось. Педагогическая компетентность опекуна остается крайне низкой. Бабушка не понимает специфических потребностей внучки, связанных с ее умственной отсталостью. Опекун не проявляет эмпатии к внучке, между ними нарастает отчуждение. Жесткий контроль со стороны бабушки провоцирует протестное поведение девочки. В подростковом возрасте такие взаимоотношении неизбежно приведут к утрате взаимопонимания между опекуном и подопечной и девиантному поведению Маши, то есть повторению ситуации с кровной дочерью Ивановой С.Г. Дальнейшее пребывание  Маши в семье опекуна противоречит ее интересам. На этом основании орган опеки и попечительства принял решение об отстранении Иваной С.Г. от исполнения обязанностей опекуна своей внучки.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения