19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 25. Жестокое обращение в семье опекуна

1123

Рассмотрение сложных ситуаций в замещающих семьях требует знаний в области психологии, которых специалисты органа опеки и попечительства не имеют. В таких случаях целесообразно обращаться в организации, оказывающие помощь замещающим семьям. Жесткой формы для таких заключений или перечня психологических методик, обязательных для использования  не существует. Главными требованием к заключению являются объективная оценка ситуации в семье и прогноз ее развития. Ниже приведен пример заключения. Обследование проводилось для решения вопроса о целесообразности возвращения подопечного в замещающую семью после факта жестокого обращения с ним.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам социально-психологического обследования

 

По запросу органа опеки и попечительства было проведено социально-психологическое обследование опекунов Петровой А.П.,60 лет, Петрова А.В. 56 лет, и подопечного Иванова С.Д., 7 лет. Причиной обследования явился факт нанесения Петровой А.П. побоев малолетнему подопечному.

Со слов опекунов известно следующее.

Супруги состоят в зарегистрированном браке 16 лет. 3 года назад они приняли на воспитание Сергея Иванова, который находился под надзором организации для детей-сирот. Принять ребенка в семью на воспитание было обоюдным желанием супругов. Поиск подопечного в организациях для детей-сирот города Москвы и близлежащих регионах занял у них полтора года.  Данный брак для Петровой А.П. является вторым, от первого брака она имеет двух совершеннолетних детей, с которыми длительное время проживает раздельно. В настоящее время Петрова А.П. является пенсионеркой, участвует в программе «Московское долголетие» (занимается ритмикой, рисованием, ходит на экскурсии). Петров А.В. работает заместителем начальника отдела крупного предприятия.

Адаптационный период ребенка в семье прошел благополучно. Опекуны много внимание уделяли преодолению имевшейся у подопечного задержки речевого и психического развития. Через девять месяцев после приема в семью Сергей стал посещать детский сад. Петров А.В. перед началом рабочего дня отводит подопечного в детский сад и забирает его после окончания работы, эпизодически Сергея забирает Петрова А.П.. Таким образом, ребёнок проводит в детском саду около 12 часов, пока Петрова А.П. занимается домашним хозяйством и саморазвитием. После возвращения из детского сада Сергей ужинает и дважды в неделю выполняет домашнее задание в рамках подготовки к школе. Ребенок в детском саду характеризуется положительно, однако воспитатели отмечают вспыльчивость Сергея, приводящую к конфликтам со сверстниками.

Однажды после возвращения из детского сада Сергей отказался выполнять домашнее задание. Чтобы добиться выполнения своих требований, Петрова А.П. стала бить подопечного ремнем. Сергей пытался спрятаться под столом и поцарапал спину. В конце концов мальчик подчинился требованиям опекуна и написал требуемые Петровой А.П. две строчки. На следующий день воспитатели в детском саду обнаружили следы побоев, большую ссадину на спине и сообщили об этом в опеку. Сергей был временно помещен в социальный приют, где находится 3 месяца.

В диагностической беседе подопечный подтвердил обстоятельства конфликта с Петровой А.П.. Сергей рассказал, что «мама часто бьет его ремнем». Мальчик считает, что наказывать детей можно, но обижается на маму за то, что она делает ему «очень больно», когда его бьет. Сергей отметил, что папа его никогда не бьет. Еще одной формой наказания в семье Петровых является «угол», это наказание используют оба супруга. Однако, Петрова А.П. ставит Сергея в угол на 30-40 минут, а Петров А.П. на 5-10 минут (по информации опекунов).

Со слов психолога приюта, Сергей быстро адаптировался к пребыванию в организации, с другими воспитанниками мальчик не конфликтует. Петрова А.П. постоянно интересуется у воспитателей состоянием подопечного, пишет Сергею письма (их читают мальчику воспитатели), регулярно приносит гостинцы. При наблюдении за взаимодействием опекуна и подопечного в приюте специалисты отметили отсутствие телесного контакта и невербального эмоционального взаимодействия (опекун хвалит мальчика без улыбки).

При встрече со специалистами Сергей первое время держался настороженно, отмечалась скованность, которая проявлялась в мышечном напряжении, малоподвижности, кратких ответах. Продуктивный контакт с Сергеем был затруднен имеющимися у него нарушениями звукопроизношения. После установления контакта со специалистами  речь мальчика стала более понятной, ответы развернутыми. Однако, когда при расспросах о замещающей семье и отношениях с родителями Сергей начинал волноваться, речь его снова становилась непонятной.

Результаты психологического обследования мальчика позволяют сделать следующие выводы. У Сергея имеется эмоциональная привязанность к опекунам, которых он воспринимает как родителей. Значимым взрослым для подопечного является Петров А.В. Общий уровень психического развития мальчика соответствует возрастной норме, однако имеются нарушения звукопроизношения. Пребывание Сергея в приюте является для него психотравмирующим.

Проведенная диагностика Петровой А.В. показала наличие у нее высокой социальной желательности в поведении, что выражалось в демонстративности, подчеркнутом раскаянии в содеянном, принятии на себя ответственности и декларировании своей готовности к изменениям. Это сочеталось с отрицанием неоднократности применения физического насилия к подопечному. С одной стороны, опекун признавала вину, раскаивалась, а с другой стороны, старалась эту вину преуменьшить. Возможной причиной стремления Петровой А.В. добиться возвращения подопечного в семью было ее желание сохранить брак с Петровым А.П., который очень привязан к  мальчику.

Петрова А.П. активно пыталась повлиять на результаты диагностики, что проявлялось попытками контролировать специалистов и ход социально-психологического обследования, повторным внесением многочисленных дополнений и разъяснений в протокол беседы с ней.

Беседа с опекуном протоколировалась. После завершения беседы опекун знакомится с записью и заверяет ее своей подписью. При этом опекун имеет возможность внести изменения и дополнения. Как правило, такие изменения незначительны. Вследствие высокой тревожности Петровой А.П., ей была предоставлена возможность вносить изменения и дополнения без ограничений во времени. Такая практика не является общепринятой.

Анализ полученных данных показал, что Петрова А.П. имеет склонность к нарушению границ другого, подавлению воли другого.  Основную задачу родительства она видит в образовании ребенка. При этом опекуном не учитываются его возрастные и индивидуальные особенности. Например, опекун считает допустимым в виде наказания поставить Сергея в угол на 30-40 минут. Имеющиеся у Петровой А.П. трудности в воспитании подопечного связаны с ее личностными особенностями, отсутствием понимания возрастных и эмоциональных задач ребенка старшего дошкольного возраста, отсутствием модели материнства по отношению к ребенку-сироте.

Беседа с Петровым А.В. показала высокую эмоциональную значимость подопечного в его жизни. У опекуна сформирована модель семьи с ребенком. Семейный сценарий Петрова А.В. предполагает наличие в семье детей, совместный досуг с ребенком, признание права ребенка на спонтанность, собственные желания и самостоятельное мнение. Петров А.В. считает роль матери в воспитании детей ведущей, но при этом он не одобряет методов воспитания Петровой А.П., считает телесные наказания недопустимыми.

 

Выводы 

  1. Сергей идентифицирует опекунов как родителей, значимым взрослым для него является Петров А.В.
  2. Причинами жестокого обращения с ребенком в семье являются эмоционально-личностные особенности Петровой А.П. и недостаточность у нее воспитательных компетенций.
  3. Взгляды на воспитание ребенка у супругов не совпадают. Семейный сценарий Петрова А.В. соответствует потребностям ребенка.
  4. Условиями передачи подопечного опекунам являются прохождение супругами семейной терапии, прохождение Петровой А.П. личностной психотерапии и консультаций по особенностям выстраивания детско-родительских отношений с ребенком-сиротой, а также заключение договора о сопровождении семьи. 

 

Основными обстоятельствами, давшими специалистам основание рекомендовать возвратить подопечного в замещающую семью, явились наличие в семье поддерживающего ребенка взрослого (Петрова А.В.), который правильно понимает потребности Сергея и способен их удовлетворить; привязанность мальчика к опекунам; неизбежное наступление негативных последствий для психического состояния ребенка в случае отстранения опекунов от дальнейшего исполнения своих  обязанностей. Условиями для возвращения мальчика в семью являются оказание помощи опекунам и сохранение контроля за ситуацией в семье.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения