Достаточно широко распространено мнение о том, что специалисты органов опеки и попечительства безосновательно «изымают» подопечных из замещающих семей. В этих случаях речь идет об отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Действительно, процедура отстранения опекуна или попечителя от дальнейшего исполнения своих обязанностей намного проще лишения родительских прав. Для этого не требуется решения суда, а достаточно распоряжения органа опеки и попечительства. Несмотря на это, специалисты опеки принимают решение об отстранении опекуна только в тех случаях, когда проживание подопечного в замещающей семье создает опасность для ребенка или опекун использует опеку в корыстных целях (тратит денежные средства подопечного на личные цели). Рассмотрим пример такой ситуации.
История семьи
Одинокая мать Петрова Владислава 16 лет злоупотребляла наркотическими средствами, не работала, воспитанием сына не занималась, вела асоциальный образ жизни. В связи с этим она была лишена родительских прав, когда сыну исполнилось 5 лет. Опекуном мальчика назначили его бабушку, которой в настоящее время 69 лет.
Семья проживает в двухкомнатной квартире. Одну комнату 8 м кв. занимает ограниченная в родительских правах мать несовершеннолетних Петрова И.М. 38 лет (не работает, злоупотребляет алкоголем, ведет асоциальный образ жизни, имеет инвалидность в связи с заболеванием СПИД). Большая комната 17,9 м кв. разделена перегородкой, с одной стороны которой проживает подопечный, а с другой стороны – попечитель и ее сестра 67 лет, являющаяся инвалидом по психическому заболеванию.
В квартире грязно, она захламлена старой сломанной мебелью, пользоваться которой невозможно. У Владислава имеется место для сна, оборудованного места для занятий нет.
Стесненные жилищные условия, захламленность квартиры, отсутствие места для занятий и досуга подопечных нередко встречаются в тех случаях, когда опекунами назначаются пожилые близкие родственники, как правило, бабушки лишенных родительских прав матерей. Все это, равно как и проживание в одной квартире с замещающей семье матери, лишенной родительских прав, нарушает права подопечного. Однако органы опеки закрывают глаза на подобные нарушения, если опекун справляется с обязанностями по воспитанию подопечного.
Владислав с 1 класса учился слабо, не понимал программы, опекун с незаконченным средним образованием помочь ему не могла. С 5-го класса Владислав фактически перестал усваивать программу, но его условно переводили из класса в класс, пока он регулярно посещал школу. В школьных характеристиках нарастающие проблемы Владислава в обучении отражены не были (говорилось о низкой учебной мотивации и посредственной успеваемости). Бабушка оценить уровень усвоения внуком программы вследствие возраста и низкого образовательного уровня не могла.
В 8 классе подросток стал часто пропускать занятия по неуважительным причинам (мог отсутствовать в школе несколько дней), перестал делать домашние задания. Из-за академической задолженности по большинству предметов, многодневных прогулов Владислав трижды оставался на повторное обучение в 8 классе. Рекомендации специалистов опеки при проведении плановых проверок условий жизни подопечного о заключении договора сопровождения замещающей семьи, усилении контроля за учебой внука попечитель не выполняла.
Низкая успеваемость в начальной школе, пропуски занятий в средней школе можно рассматривать как предвестники глубокого кризиса в замещающей семье при достижении подопечным возраста 16-17 лет. Они свидетельствуют о низкой педагогической компетентности опекуна, утрате им авторитета у подопечного. Если неуспеваемость имеет объективные причины (психическое расстройство или задержка психического развития), то задача опекуна заключается в выявлении этой причины и переводе подопечного на обучение по адаптированной (коррекционной) программе, с которой он может справиться. В нашем случае специалисты опеки пропустили начальные этапы кризиса в семье.
После того, как Владислав был второй раз оставлен на повторное обучение, попечитель обиделась на учителей и перестала посещать школу, с преподавателями не общается, на звонки классного руководителя не отвечает. На родительских собраниях присутствуют мать Владислава (лишенная родительских прав) или его старшая сестра (проживает отдельно с мужем и ребенком).
Специалисты опеки, имея информацию об уклонении попечителя от исполнения своих обязанностей, вопрос о привлечении ее к административной ответственности не поставили.
При оставлении подростка на повторное обучение в 8 классе третий раз по инициативе школы попечитель перевела Владислава на очно-заочную форму обучения. Классный руководитель направила попечителю график посещения школы, который не исполняется. За два месяца Владислав посетил школу один раз.
Переводя неуспевающего или плохо ведущего себя обучающегося на семейное или очно-заочное обучение, школа преследует только одну цель – упростить себе жизнь или переложить часть ответственности на законного представителя. При этом педагоги хорошо понимают, что законный представитель не имеет необходимых компетенций и не сможет самостоятельно обучать подопечного.
Характер взаимоотношений в замещающей семье
Иванова М.М. рассказывает, что «воспитывала Владислава и его старшую сестру с пеленок: мать, как только принесла их из роддома, так и сразу ушла гулять».
У Владислава отсутствуют обязанности по дому, «ну в магазин сходит иногда, если попрошу». О режиме дня ребенка, о его планах на будущее бабушка рассказать не смогла. Сообщила, что внук в школу не ходит, целый день проводит дома, любит играть в компьютер, поздно ложиться и поздно встает, гуляет 2 – 3 часа в день, избегая школы. Иногда с прогулок приходит домой в состоянии неясного опьянения. В связи с этим Владислав и Иванова М.М. были поставлены на учет в ОДН ОМВД. Профилактическая работа с семьей ограничилась привлечением Иванова М.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
При проведении проверок условий жизни подопечного Иванова М.М. рассказывала о трудностях, связанных с воспитанием Владислава. Законный представитель признает, что не является авторитетной личностью для внука. С ее слов, «Влад больше мать слушает, чем меня, а она ему говорит: «Хочешь не учись, тебе за это ничего не будет». Попечитель выразила сожаление о переводе подопечного на очно-заочное обучение: «Зря я сделала, как мне в школе сказали». Однако мер к изменению формы обучения внука Иванова М.М. предпринимать не собирается. В беседе со специалистами для объяснения своих действий бабушка неоднократно ссылалась на специалистов опеки, учителей, снимая с себя ответственность за воспитание внука.
В процессе разговора бабушка сообщила, что «очень устала, сил на воспитание больше нет, но Влад из дома никуда никогда не пойдет». О будущем внука попечитель не задумывается, свою задачу видит только в том, чтобы накормить и одеть внука.
На момент первой внеплановой проверки условий жизни подопечного подросток спал, хотя проверка проводилась в 14.30. На неоднократные попытки бабушки разбудить его, Владислав отвечал громкой нецензурной бранью. От педагогов школы поступила информация о возможном употреблении подопечным психотропных веществ. Однако бабушка необходимости в обращении к наркологу и контроле за состояние внука не видит.
При проведении второй внеплановой проверки условий жизни подопечного через три месяца подросток находился в состоянии неалкогольного опьянения, был возбужден, агрессивен, пытался напасть на специалистов опеки. Через некоторое время Владислав стал вялым, заторможенным, перестал реагировать на вопросы.
В связи с ухудшением состояния подростка была вызвана бригада скорой медицинской помощи. Врачи приняли решение об экстренной госпитализации Владислава в токсикологическое отделение. Из больницы поступила информация о том, что подросток поступил в состоянии тяжелого опьянения сильнодействующими психотропными веществами. Передозировка этими веществами может привести к смерти. После улучшения состояния Владислав потребовал выписки, от обращения к наркологу отказался.
В период нахождения Владислава на лечении в токсикологическом отделении органом опеки и попечительства было принято решение об отстранении Ивановой М.М. от исполнения обязанностей попечителя своего внука. Это решение, в первую очередь, обусловлено наличием угрозы для жизни подростка при возвращении его в замещающую семью. Подросток злоупотребляет сильнодействующими психотропными веществами, обращаться за наркологической помощью не хочет. Попечитель также не видит необходимости обращения к наркологу, при этом она полностью утратила способность контролировать поведение внука, что создает реальную угрозу повторной передозировки. Вследствие крайне низкой педагогической компетентности бабушка не является авторитетом для Владислава, его воспитанием и социализацией заниматься не в состоянии.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.