Участники кейса: Приемный родитель, приемные дети, оставшиеся без попечения родителей (мальчики) 15 лет и 14 лет, специалисты органа опеки и попечительства, специалисты «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», специалисты ШПР.
Описание кейса:
В орган опеки и попечительства обратился замещающий родитель, который был намерен вернуть ребенка в государственное учреждение в связи с тем, что ситуация в их семье достигла кризисной точки. Четыре года назад двое ее родных детей (совершеннолетний и подросток) погибли в аварии. Через два года она с мужем берет из центра психолого-медико-социального сопровождения мальчика 13 лет, родители которого лишены родительских прав. Период адаптации проходил более-менее спокойно, в семье было достигнуто понимание, доверие и благополучие.
Но через год с принятием в семью еще одного ребенка 13 лет поведение старшего изменилось: стал хуже учиться, бросил заниматься спортом, часто проводил время в компании с подростками, которые могли совершать противоправные действия. С новым приемным ребенком он вел себя спокойно, но общих тем для общения и занятий у них не было. Старший сын считал себя самостоятельным, позволял нарушать все правила семьи, тем самым вызывая гнев и непонимание со стороны замещающей матери и ее мужа.
Выделение проблемы.
Кроме того, оба ребенка вступили в пору подросткового кризиса. Для старшего наступает время большой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для него может быть важнее, чем мнение родителей. В этот период подросток относится к родителям более критически и сравнивает их слова с их поступками. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение.
- оказание кризисной помощи;
- сопровождение семьи;
- временное помещение ребенка в социально-реабилитационный центр или санаторий (лагерь);
- освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и возврат ребенка в госучреждение;
- освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и передача ребенка в другую замещающую семью.
- вторичное сиротство;
- эмоциональное истощение родителей;
- снижение воспитательных ресурсов семьи;
- ухудшение климата в семье;
- влияние ситуации на другого приемного ребенка.
Неучтенные риски:
- особенности отношений между приемными детьми с разным сроком пребывания в семье («дедовщина») и в организациях (при долгом нахождении в детском доме или множественных перемещениях снижается качество привязанности ко взрослым в приемной семье).
Интересы ребенка, право ребенка воспитываться в семье:
- Семейный Кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации»;
- теория развития привязанности и конкуренции приемных детей в семье;
- опыт работы ШПР и клуба замещающих родителей.
Выбрано решение: оказание кризисной помощи.
- о формировании и изменении системы семейных правил, развитии традиций, совместной деятельности, проблеме противопоставления родных детей и внуков и приемных, информирование об особенностях горевания, стадий прохождения горя, изучение истории семьи приемных детей, составление генограмм семьи, установление личных границ, организация широкого круга помощи семье через взаимодействие с родственниками, педагогами по месту проживания и учебы, приемы восстановления работоспособности, приемы самоподдержки.
Итог.
По итогам проведенных занятий в замещающей семье отмечается положительная динамика во внутрисемейных отношениях. В период пандемии, когда дети учились дистанционно, старший ребенок сдружился с младшим, у них появились общие интересы, занятия. Обстановка в семье нормализовалась. Подросток окончил основную школу, поступил в колледж в соседнем городе, учеба ему нравится, пропусков занятий без уважительной причины нет, участвует в общественной жизни учебного заведения. Приезжая домой на каникулы и выходные, свободное время проводит в кругу семьи вместе с братом. Мальчик стал уравновешенным, доброжелательным, появилось чувство ответственности. Обстановка в семье, по мнению замещающего родителя, спокойная. В случае необходимости индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и его законным представителем будет продолжена
Комментарии эксперта: Анализ данного кейса показывает, что изначально были допущены определенные «ошибки»:
В 12–13 лет общее положительное отношение подростка к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Он пытается понять черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.
В 14–15 лет возрастает критичность к себе: формируется «чувство взрослости»: потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых, формируется система ценностей.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.