18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 28. Строгость бабушки-опекуна к внуку

394

(кейс предоставлен Ермолаевой А.А.)

Участники кейса:

Бабушка-опекун (Петрова  И.Г – 68 лет),   внук (Егор 14 лет),  сотрудники социально-реабилитационного центра: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель.

  Описание кейса:

На учете в  органе опеки и попечительства  состоит семья, состоящая из бабушки (Петровой  И.Г) – опекуна и подопечного  внука – Егора (14 лет). Мама ребенка  была лишена родительских прав и после лишения вскоре  умерла, когда ребенку было 6 лет. Отца Егор не видел с самого рождения.  После смерти матери ребенок проживает со своей бабушкой, которая взяла его под опеку.

С 12 лет Егор  начал проявлять девиантное поведение: убегать из дома, обманывать бабушку, пропускать школьные занятия, связался с компанией таких же сверстников по поведению,  своровал чужой велосипед. 

Бабушка отправила Егора на обследование, однако никаких психиатрических заболеваний не было выявлено.  Тогда она обратилась в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних для временной реабилитации внука. С целью оказания психологической, педагогической  помощи и поддержки семье.

Выделение проблемы:

Бабушка обратилась за консультацией к психологу, её  волнуют  причины дивиантного поведения своего внука; отсутствие позитивных эмоциональных взаимоотношений в приемной семье между бабушкой - опекуном  и внуком, а также исчерпание своих возможностей  в подходе к воспитанию  внука.

 Вариант (ы) решения проблемы:

Психологом центра  была проведена  индивидуальная работа с несовершеннолетним воспитанником  Егором 14 лет. В ходе наблюдения и проведенной работы,  с воспитанником, выяснилось, что  поведение, которое ранее проявлял Егор, не наблюдается, за время пребывания в центре Егор зарекомендовал себя только с положительной стороны, он не пропускал школьные занятия,  проявил себя как добрый, отзывчивый мальчик,  соблюдал правила центра, однако он испытывал чувство тревоги и растерянности, агрессию он никак не проявлял.

Психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны бабушки-опекуна, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с мальчиком.

В ходе продолжительной психологической работы с Егором, было выявлено, что  своим поведением он пытается обратить на себя внимание своей бабушки, так он считал, что на него обратят внимание, однако во время этого, бабушка наоборот  негативно относилась к внуку, не меняя свою тактику воспитания. Из-за этого в семье возникали конфликтные ситуации.   В ходе проведенной беседы выяснилось, что Егор испытывает к своей бабушки чувство обиды, за определенные методы в ее подходе в воспитании Егора. Она много запрещает ему. В семье на этой почве возникают конфликты, имеется наличие  в нарушение детско-родительских отношений. 

С бабушкой Егора была проведена не одна индивидуальная консультация, в ходе которых  выяснилось, что она имеет авторитарный стиль воспитания. Наличия властного характера, и старых подходов и   методов в  воспитании своего внука. Она не хвалила внука за успехи, наказывала за промахи в виде ограничений его любимых увлечений.

Педагогом психологом для  бабушки-опекуна были  даны  рекомендации на темы: «Стили семейного воспитания», «Особенности подросткового возраста», «Как наладить взаимоотношения с подростком», «Стратегии поведения в конфликте», рекомендовано  пройти курс занятий в Школе  принимающих  родителей. Рекомендовал посетить бабушке-опекуну  совместно с внуком комплекс занятий по урегулированию детско-родительских отношений, а  также была оказана психолого-психологическая поддержка всем членам семьи. 

 С Егором  проведены беседы, коррекционно-развивающие занятия, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышения  уверенности в себе, школьной мотивации и улучшения взаимоотношений с бабушкой.

По результату проведенной работы:

  1. Петрова И.Г повысила уровень родительской компетентности по  вопросам взаимодействия с подростком, осознала собственные  ошибки в воспитании внука, осознала личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных трудностей, связанных с воспитанием ребенка;
  2. Эмоциональное состояние подростка стало стабильным;
  3. Егор перестал пропускать занятия в школе, перестал убегать из дома, и наладил семейные отношения с бабушкой-опекуном.
  4. В семье наметилась положительная динамика в улучшении психологического климата в семье, доверительных отношений и межличностном взаимодействии между членами семьи.

 Учтенные и неучтенные риски при выборе решения:

1.Нежелание бабушки-опекуна пройти обучение в школе принимающих родителей

2.Отсутствие мотивации бабушки-опекуна менять свое поведение и стиль воспитания.

 3.Отсутствие у бабушки-опекуна  желания видеть и развивать  во внуке положительные стороны.

  1. Необходимо оценить гипотезу: бабушка, потерпев неудачу в воспитании своей дочери, установила авторитарный стиль взаимоотношений с внуком.

 Обоснование решения:

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

Попадая в приёмную семью, у детей появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско-родительские отношения.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. Родительские отношения возникают и перед опекуном и ребёнком.

Также характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

-  религиозность;

- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

-  социальное положение;

-  профессиональная принадлежность;

-  уровень общей и педагогической культуры.

Также особую роль в воспитании ребенка является стиль воспитания родителя, с которым он подходит к воспитанию своего ребенка.

В нашей ситуации бабушка-опекун придерживалась авторитарному стилю воспитанию.

Диктат ("авторитарный") стиль воспитания  обозначает, что все решения принимают родители (или опекун), считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Доминирует родительский контроль при минимуме оказываемой поддержки.

Родители (или опекун) ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жесткими  проверками, суровыми запретами, выговорами. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. 

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные, доминирующие отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Также не маловажным является компетентность родителей (или опекун).

Дети не могут вырасти  сами,  без  заботливого,  понимающего  и компетентного  взрослого.  Именно  последняя характеристика  является  ключевой,  потому  что  она включает  в  себя  множество  различных  качеств  и  способностей,  знаний,  умений  и  навыков, которыми должен обладать родитель, чтобы воспитать полноценную, гармоничную личность.  Психологи  определяют родительскую  компетентность  как  систему  знаний,  установок, навыков  и  умений,  обеспечивающих  родителю  возможность  эффективного  взаимодействия  с ребенком.  Основной  признак  компетентного  и  эффективного  родительского  поведения  – способность    обеспечить    позитивное    направление    когнитивного    (познавательного), эмоционального,  социального  и  личностного  развития ребенка.  То  есть  родитель  должен содействовать   всестороннему   развитию   ребенка   –   его самостоятельности,   активности, инициативности,  развитию  позитивного  самовосприятия,  уверенности  в  себе,  способности  к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.  Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого  идеальный  послушный  ребенок-отличник?  Вовсе  нет.  С  проблемами  и  трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует. 

Компетентный  родитель  –  это  человек,  который  не  испытывает  страха  за  то,  что  он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять.  Это  человек,  который  знает,  что  если  не  помогает  одно  –  надо  пробовать  другое. Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться

Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду:

  • компетентность, под которой понимают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;
  • интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;
  • интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями;
  • способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;
  • способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией;
  • возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом;
  • наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка

Жизнь человека так или иначе связана с семьей. Семья – это та необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в успешную жизнедеятельность и в существующую систему социальных отношений. Поэтому социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияя на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого становится такая тревожная ситуация, как досрочное прекращение родителями своих обязанностей, социальное сиротство.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения.

Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития. Для этого современный замещающий родитель должен обладать широким спектром компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.

Прежде всего, это умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение.

Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации.

Одно из важных качеств замещающего родителя — это ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).

02 Февраля 2024

Тренд на усыновление: в России сократилось число детей-сирот/ ​​​​​​​Среди причин — курс на сохранение кровных семей и усиление работы по профилактике сиротства

29 Января 2024

Завершил свою работу Всероссийский онлайн-форум приёмных семей.