Участники кейса: родители, кровный ребенок, приемный ребенок, психолог.
Описание кейса:
Семья, состоящая из отца, матери и сына-подростка Кости 13 лет, приняла в свою семью приемного подростка Виктора, 12 лет. Родители прошли школу приемных родителей, посетили дополнительный модуль, связанный с приемом в семью ребенка подросткового возраста, страхуясь от возможных поведенческих проблем подросткового возраста. Родители хотели, чтобы у их сына был друг-ровесник. Но желая, оставить статус старшего в семье, приемного ребенка решили взять младше. Родители записали Виктора в те же спортивные секции, которые посещал родной сын.
С первых же дней проживания приемного подростка в семье отношения между сиблингами не сложились. Несмотря на то, что в квартире можно было выделить отдельную комнату для Виктора, родители решили, что, если они будут жить вместе в одной комнате, быстрее подружатся.
На все промахи в повседневной жизни Виктора, Костя реагировал, унижая брата. После спортивных секций дети приходили надутые друг на друга. В результате процесс адаптации затянулся, Виктор стал говорить, что он хочет вернуться в детский дом.
Мать обратилась в службу сопровождения за помощью.
Проблема: негативные сиблинговые отношения, которые сложись в результате того, что родной сын не был вовлечен в процесс принятия решения о приемном ребенка. Ситуация усугубилась из-за того, что оба брата были сведены вместе в комнате, спортивной секции: им приходилось соревноваться друг с другом, делить вещи, собственность которых была не согласована и непонятна.
Возможные решения:
Психолог в ходе беседы с матерью выяснил, что идея взять ребенка в семью принадлежала ей, и она хотела «сделать сюрприз сыну», не обсудив с ним это решение. Отец не вмешивался в ситуацию.
В результате работы с матерью была выявлена главная допущенная ею ошибка: родной сын не был вовлечен в процесс принятия решения, с ним не обсуждался вопрос, для какого ребенка их семья могла бы стать родной.
Психолог провел ряд встреч с подростками по-отдельности, и две беседы совместные. Выяснилось, что Виктора в детском доме готовили к переходу в замещающую семью, а Костя не имел ни малейшего представления о том, почему дети могут жить без родителей и как они живут в детском доме.
После получения информации мать поняла, что ей надо было самого начала рассказывать Косте о желании принять в семью ребенка, объяснить ему, чем родные дети отличаются от приемных. При этом не надо «давить на жалость», важно объяснить, что любой ребенок нуждается и, самое главное, достоин любви родителей, пусть и приемных. Необходимо было объяснить, как дети попадают в детские дома, но, не унижая, не оскорбляя их биологических родителей, лучше использовать лояльные фразы: «Кровная мама ребенка решила, что не сможет дать ему все необходимое», «Родители ребенка страдают заболеваниями: алкоголизмом/наркоманией», «Ребенок появился в семье, где о нем не смогли позаботиться его родители» и т.д.
Мать начала вести разговоры с сыном, рассказывая ему о приемных детях, позднее они все вместе съездили в детский дом Виктора.
Мать обсудила с сыном, какие перемены ждут семью, как решить бытовые вопросы, начала с ним советоваться и попросила его обсудить эти вопросы с Виктором: в разных ли комнатах они будут спать, как обустроить спальные места, шкафы для одежды, столов для занятий, ящика для игрушек, одежды, чтобы он хотел повесить на стены и т.д.
Все вместе определили, у кого какое место за столом, какие обязанности по дому. При этом мать демонстрировала одинаковые требования к обоим, начала находить индивидуальное время для каждого.
С течением времени отношения новых сиблингов стали теплыми.
Все, что был сделано потом, необходимо было сделать до появления приемного ребенка-брата.
Основные риски:
Рекомендации:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка