Несовершеннолетний Д. 13 декабря 2004 года рождения, проживает в замещающей семье Н. с 2015 года. Обучается в 8 классе общеобразовательной школы. Посещает спортивную секцию.
Мать лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан на основании заявления матери.
Д. спокойный, уравновешенный юноша, не склонный к проявлению агрессии. Для него характерна сдержанность, высокий уровень самоконтроля, он избирателен в отношениях.
За время проживания Д. в замещающей семье между ним и приемными родителями сформировалась прочная, эмоционально положительная привязанность, основанная на чувстве взаимной эмпатии и принятия.
На консультацию пришла замещающая мама, которая сообщила о том, что в последнее время в её взаимоотношениях с приемным ребенком произошли значительные изменения. Д. стал угрюмым, скрытным, не хочет идти на контакт, любые обращенные к нему слова воспринимает эмоционально и агрессивно. Кроме того, приемная мама рассказала о том, что Д. категорически отказывается говорить с ней о том, на что он тратит выделяемые ему карманные деньги, а также деньги, которые были подарены ему на день рождения. В ситуации, когда он разговаривает по телефону, Д. старается уйти в другую комнату, чтобы его никто не слышал, а затем удаляет контакт.
Д. был приглашен на индивидуальную консультацию. В ходе работы с несовершеннолетним выяснилось, что он общается по телефону с кровной мамой. Юноша не рассказывал об этом замещающим родителям из страха, что они ограничат эти контакты. Выделяемые ему карманные деньги, мальчик тратил на интернет-трафик, для общения с кровной мамой в социальных сетях. А деньги, подаренные ему на день рождения, передал кровной маме, когда та пришла к нему в школу после занятий. Мальчик пояснил, что его кровная сестра, проживающая с мамой (в отношении которой кровная мама не лишена родительских прав) заболела, и деньги нужны ей на лечение.
Таким образом выяснилось, что причиной ухудшения взаимоотношений в замещающей семье стало общение ребенка с кровной мамой и страх ограничения этих контактов.
Для разрешения данной ситуации в управление по вопросам семьи и детства были приглашены кровная и замещающая мамы мальчика. В ходе этой встречи кровной маме были разъяснены условия, при соблюдении которых она может поддерживать контакт с ребенком. В свою очередь, до сведения замещающей мамы была доведена информация о том, что она не должна препятствовать общению ребенка с кровной мамой, в случае, если это общение не несёт угрозы для ребенка. Результатом данной встречи стало согласование графика общения кровной мамы с ребенком. Так кровной маме разрешили видеться с мальчиком один раз в месяц в присутствии замещающей мамы. А также разговаривать с ней по телефону один раз в неделю.
В свою очередь замещающая мама, получила следующие рекомендации но организации этих встреч:
Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия с обособленным подразделением ГКУ КК «Краевой методический центр», была организована работа по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи Н. Данная работа была направлена на коррекцию детско- родительских отношений в семье. В рамках данной работы была проведена психологическая диагностика, направленная на определение актуального психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, его индивидуально-личностных качеств, степени вовлеченности в межличностный конфликт, а также динамическое отслеживание результатов проводимой с несовершеннолетним работы.
Психодиагностическая работа с замещающим родителем, направленная на выявление родительского отношения, представляющего собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поступков.
Совместные детско-родительские занятия были направлены на преодоление сложившейся конфликтной ситуации, поиск опорных точек межличностного соприкосновения, формирование навыков конструктивного взаимодействия между родителем и ребёнком.
Основной целью индивидуальной коррекционной работы с несовершеннолетним было развитие самосознания, поиск сильных сторон собственной личности, развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, поиск ресурсов, способных «помочь» в сложной ситуации.
В результате работы с замещающей семьей, наблюдается положительная динамика во внутрисемейном взаимодействии. Конфликтная ситуация, заявленная замещающим родителем, - разрешилась. Коммуникативное общение между членами семьи восстановлено. В ходе проведенной коррекционной работы между родителем и ребёнком были определены значимые точки взаимодействия, позволяющие обеим сторонам конструктивно подходить к решению спорных вопросов и находить компромисс в сложившихся ситуациях.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка