(кейс предоставлен Макуниной Т.Г.)
Вероника Т. и Матвей Т. поступили в детский дом 26.02.2019 г. из областного социального приюта для детей и подростков. Социальный статус: дети, оставшиеся без попечения родителей. Родители, мать и отец, лишены родительских прав решением Кс. городского суда в январе 2019г.
Вероника, 15.05.2005 г.р., по характеру девочка добрая, общительная, легко идет на контакт, ответственная, активная, веселая. У подростка наблюдается частая смена настроения, в затруднительной ситуации старается обратиться за помощью к воспитателям. Физическое развитие нормальное, соответствует возрасту. Вероника обучалась в ГКОУ «Школа – интернат № 10» на «4 и 5». Является ребенком с ограниченными возможностями. Интерес к учебе на среднем уровне. Учебный материал усваивает. Домашнее задание выполняет самостоятельно. Школьные занятия без уважительной причины не пропускала. Трудовые навыки девочки развиты очень хорошо. Она с полной ответственностью относится к выполнению общественных поручений, любое задание стремиться выполнить лучше всех. Девочка проявляет интерес к художественной деятельности. Принимает участие во всех мероприятиях детского дома, любит играть в подвижные игры, участвует в спортивных соревнованиях. Санитарно-гигиенические навыки развиты по возрасту. Свою комнату старается содержать в чистоте и порядке. Вредных привычек не имеет.
Вероника проявляет внимание и заботу к своему родному младшему брату Матвею, который проживает с ней в детском доме, помогает ему. Матвей, 01.07.2014г.р. при поступлении в детский дом имел сильно выраженную социально-педагогическую запущенность, отставание в физическом, психическом и речевом развитии. Матвей не умел разговаривать, самостоятельно есть, у него отсутствовали навыки самообслуживания. По характеру мальчик спокойный, неконфликтный, впечатлительный, добрый, ласковый, легко идет на контакт со сверстниками и взрослыми. В детском доме общается с детьми своего возраста. Имеет трудности в общении из-за несвязной речи. Матвей посещает детский сад № 13. г. Городца. Речевое развитие мальчика ниже возрастной нормы, речь невнятна, словарный запас минимален. В деятельности Матвей неусидчив, быстро утомляется. Моторное развитие слабое, Матвей неловок и неуклюж. Навыки самообслуживания сформированы частично. Одевается и раздевается с помощью взрослых, не может застегнуть пуговицы, молнию. Мальчик старается быть аккуратным, следить за своим внешним видом, но всегда нужна помощь педагога. Матвей любит играть в подвижные игры на детской площадке, рисовать, лепить из пластилина, листать детские журналы.
Изучив документы воспитанников, их жизненную историю, при разработке индивидуального плана жизнеустройства было принято решение работать по восстановлению кровных связей и воссоединению кровной семьи воспитанников, так как мать детей начала вести асоциальный образ жизни в 2017 г., когда разъехались с мужем, и уехала в другой город, стала менять сожителей, злоупотреблять алкоголем, не работала, хотя до этого работала в больнице медсестрой, имеет среднее медицинское образование. Отец отстранился от воспитания детей, так как они жили с матерью и из-за обиды на жену. Период ненадлежащего исполнения своих обязанностей был не очень длительным и являлся причиной кризиса в семье в отношениях между супругами. У семьи имеется хороший ресурс из ближнего окружения родственников.
Сотрудниками социально-психологической службы детского дома были установлены контакты с родителями, их родственниками, родными сестрами матери и отца. Тетя (сестра отца) оформила заключение о временной передаче детей в семью на время выходных, каникулярных и праздничных дней, что помогло сохранить связи с кровными родственниками детей.
С детьми проводилась работа по восстановлению доверия к родителям. Убедили мать пройти лечение от алкоголизма. Она вернулась в родной город, устроилась на работу санитаркой в больницу. С матерью велась работа по возможности восстановления в родительских правах. Отец на контакт сначала не шел. Однако мать изъявила желание восстановить права в отношении только старшей дочери, объяснив, что ей будет тяжело, и младший сын больной. Тогда ей убедительно объяснили, что мальчик может развиваться, нужно лишь проявить усилия. За время нахождения в детском доме по направлению невролога проходил лечение в стационаре детского отделения Детской специализированной больницы медицинской реабилитации для детей психоневрологического профиля», посещал занятия со специалистами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями», индивидуально занимался с психологом и логопедом.
Результаты не заставили себя ждать. Через полгода Матвей заговорил, и развитие пошло более активнее. Следующим шагом была организация встречи обоих родителей в детском доме. В ходе этой консультации им были объяснены их права, обязанности, они встретились с детьми и поняли, что надо что-то менять в их жизни. После этой встречи отец и мать решили снова жить вместе и подать вместе иск о восстановлении в родительских правах в отношении своих детей. Далее была работа по поиску средств на выплату алиментов, косметический ремонт жилья. В этом им помогла старшая сестра матери, которая имеет хороший доход и престижную работу.
Судебные заседания длились четыре месяца, в ходе которых родители доказали свое желание и возможность воспитывать своих детей. Они были восстановлены в родительских правах. Передача воспитанников в семью стала радостным событием, особенно счастливы были дети. Прошло уже полгода, ситуация в семье хорошая, Вероника постоянно созванивается с ребятами и воспитателями. У них все хорошо. Вероника подписана на страницу детского дома «В контакте», ставит лайки под нашими фото, пишет позитивные комментарии.
Работа по восстановлению кровной семьи осуществлялась не стихийно, а на сновании разработанного плана в соответствии с алгоритмом возвращения воспитанников учреждения в кровную семью:
-розыск родителей, кровных родственников и установление с ними контакта;
- психологическая работа с ребенком по теме его кровной семьи и подготовка детей к встрече с родителями;
- работа по восстановлению отношений между ребенком и родителями, родственниками;
-консультация родителей по вопросам возвращения детей из учреждения и формирование плана достижения поставленной цели;
- содействие родителям в ходе их реабилитации (объяснение необходимости выплачивать алименты, устройство на работу, переговоры с ООП того района, откуда прибыли дети по сопровождению семьи)
- подготовка детей и родителей к переходу детей из учреждения в семью;
- организация ритуала прощания детей с детским домом;
- сопровождение восстановившейся кровной семьи.(составление совместного плана взаимодействия)
21.09.2020 г. дети были переданы родителям для дальнейшего воспитания. В настоящее время период адаптации детей в семье прошел, установлены хорошие, доверительные отношения. Цель работы достигнута - дети снова дома.
Основные риски:
1- запрет на общение детей с родителями, лишенными родительских прав, что не позволяет работать на восстановление детско-родительских прав (могут быть разрешены контакты с детьми только органами опеки и попечительства).
2- не восстановление в родительских правах по решению суда.
Правовые знания, необходимые специалистам
Правовые основания для общения воспитанников с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, установлены статьями 67, 71, 72, 74, 75 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 71 Семейного Кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на воспитание и образование ребенка, соответственно, на контакты с ним, право на защиту его прав и законных интересов, на истребование ребенка у других лиц. Семейный кодекс РФ не предусматривает возможность общения со своими детьми родителей, лишенных родительских прав.
На основании статьи 72 Семейного Кодекса РФ предусматривается возможность родителям восстановить свои родительские права, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Родителям, ограниченным в родительских правах, в соответствии со статьей 75 Семейного кодекса РФ могут быть разрешены контакты с детьми, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты допускаются с согласия органа опеки и попечительства или администрации организации для детей-сирот. Согласно статье 76 Семейного Кодекса РФ, если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьей 74 указанного Кодекса.
В соответствии с законодательством лишение родительских прав не является безвозвратным. Споры о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) относятся к спорам, связанным с воспитанием детей (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей").
Согласно п. 1 ст. 72 СК РФ родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
Этапы работы с родителями, изъявившими желание восстановить родительские права:
С первых дней работы с родителями, лишенными родительских прав, необходимо понимать, что возвращение ребенка в кровную семью возможно лишь в том случае, если родители сами стремятся к позитивным изменениям и готовы к полноценной реализации родительской функции. Каждая ситуация требует индивидуального подхода, учета всех условий.
Кризисные семьи, в основном, состоят из родителей, имеющих низкий доход, низкий уровень воспитания и образования. У них отсутствуют даже начальные знания об ответственности за своих детей. Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Большинство родителей, придя первый раз в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после лишения их родительских прав, пытаются найти себе оправдание, обвиняют органы опеки, сравнивают себя с другими из своего окружения («Да, я выпиваю, но не больше чем мои соседи. Почему у них не отнимают ребенка? Они «органы опеки» специально все подстроили и т.д.).
Главная проблема в восстановлении родителей в родительских правах заключается в том, что изначально родители боятся придти в учреждение, боятся снова услышать обвинения в свой адрес. И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.
Опыт показывает, что легче и быстрее идет восстановление родительских прав там, где есть ближайшая поддержка, в основном это новые гражданские мужья молодых матерей. Они очень часто приводят своих гражданских жен в учреждение. Высказывания мужей: «Постоянно плачет, вспоминает детей, но боится придти в детский дом».
В работе по возвращению воспитанника в кровную семью существуют определенные проблемные вопросы, затрудняющие процесс восстановления кровной семьи, которые необходимо учитывать специалистам организации для детей-сирот:
- слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;
- пассивность родительской позиции;
- неумение побороть страх при желании восстановить права;
- несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;
- отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;
- недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.
Результативность в работе с кровной семьей при восстановлении родителей в родительских правах достигается, если учитывается личностный фактор (готовность родителей вернуть ребенка из детского дома) и социальный фактор (жилье, работа, отсутствие денежных проблем и проблем с законом).
В заявлении необходимо указать основания для восстановления в родительских правах и приложить документы, доказывающие что обстоятельства, послужившие основанием для лишения в родительских правах, изменились.
Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них) (п. 3 ст. 72 СК РФ).
Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Соответственно в судебном процессе по делу о восстановлении в родительских правах суд должен обязательно установить, соответствует ли такое восстановление интересам ребенка. Здесь очень важно не ограничиваться только наличием у родителей реальной возможности создать необходимые жилищно-бытовые условия для воспитания ребенка, суд должен обязательно учитывать характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства.
Суд не обязан восстанавливать в родительских правах родителя, подавшего об этом заявление, даже если он изменил поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка. Он только вправе это сделать. И те обстоятельства, которые были перечислены, лишь необходимые условия для этого, но не всегда достаточные. Если обратиться к перечню оснований для лишения родительских прав, можно заметить, что далеко
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (ред. от 06.02.2007)
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка