(кейс предоставлен Горюновой С.А.)
Участники: опекун-бабушка, опекаемые - несовершеннолетние Николай, Денис, наставник, субъекты профилактики.
Описание кейса:
Несовершеннолетний Николай, 2002 года рождения, находится под опекой у родной бабушки. Мать мальчика умерла в 2004 году, отец был осужден за убийство матери и в последующем, в 2005 году был лишен родительских прав. Опекуном ребенка была назначена родная бабушка по линии матери. В семье также воспитывается младший брат Николая, Денис 2003 года рождения, который также является ребенком, оставшимся без попечения родителей по вышеуказанному обстоятельству.
Николай обучался в общеобразовательной школе по месту жительства, где характеризовался с положительной стороны. По всем предметам имел удовлетворительные оценки, пропусков занятий не допускал, принимал активное участие в художественной самодеятельности при местном доме культуры, был постоянным читателем библиотеки. Домашние задания всегда выполнял в срок и в полном объеме. Школа отмечала, что в успехах ребенка имеется большая заслуга его бабушки – опекуна, которая всегда контролировала внука, активно сотрудничала с администрацией школы. Она всегда ориентировала ребенка на то, что ему необходимо получит высшее образование, желательно в военной сфере.
Николай совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 166 УК РФ, неправомерно завладел автомобилем, совместно с одноклассником с целью просто покататься. В результате чего, автомобиль получил повреждение. Данное преступление было совершено в каникулярное время. В отношении Николая было возбуждено уголовное дело (согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет).
Во исполнении постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Печорского района Псковской области от 25 сентября 2018 года № 158 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования несовершеннолетний Николай, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, поставлен на ведомственный учет в МО МВД Печорский, орган опеки и попечительства Печорского района, управление образования Печорского района для организации индивидуальной профилактической работы.
Специалисты опеки принимали участие в судебном процессе по вопросу помещения в ЦВСН ГУ МВД России по КК, по ходатайству ОПДН ОМВД России по Печорского району. Решением районного суда в ходатайстве о помещении несовершеннолетнего отказано.
Органом опеки и попечительства направлено ходатайство директору образовательного учреждения, в котором обучался Николай об оказании содействия в подборе кандидатуры наставника, обладающего личностными положительными качествами, из числа представителей органов местного самоуправления, активистов молодежных объединений, представителей военно- патриотических и ветеранских организаций для закрепления над несовершеннолетним, в целях повышения эффективности организации профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Между центром социального обслуживания населения Печорского района и опекаемой семьёй заключен договор о психолого-педагогическом сопровождении. Для замещающей семьи специалистами центра был определен кризисный уровень сопровождения. Составлен индивидуальный план работы.
Социальное окружение: подросток проживает с бабушкой-опекуном, родным младшим братом. Мать подростка умерла, отец вернулся из мест лишения свободы, но связь с сыновьями не поддерживает, о дальнейшей его судьбе, мальчикам ничего не известно. Опекун в силу своего возраста, перестала быть для ребенка авторитетом, т.к. не всегда могла понять его увлечения и интересы, чрезмерный контроль со стороны опекуна и навязывание ему своих ценностей и взглядов на жизнь привели к утрате взаимопонимания. Законный представитель подростка нуждается в консультативной психолого-педагогической помощи и поддержке при организации взаимодействия с опекаемым внуком.
Для личности подростка характерны: подавление своих эмоций, зависимость от внешних событий. Ситуативно возможно проявление негативизма, раздражения. Борется с ограничениями, запретами и желает, что бы ему дали возможность развиваться свободно, на основе своих собственных усилий. Подросток придерживается своих интересов и личностных установок, не всегда может критически оценивать свои поступки. Чрезмерно чувствителен к помехам и сопротивлению, хочет, что бы его потребности удовлетворялись. Неустойчивая личностная направленность, Николай может попасть под чужое негативное влияние, т.к. нуждается в старшем авторитете. Подросток осознает противоправность своего поведения, объясняя это желанием завоевать авторитет у одноклассника (не быть бабушкиным внучком). Доказать, что он уже взрослый и вправе сам распоряжаться своей судьбой (нежелание идти по военной карьере, как того желает бабушка).
С Николаем регулярно проводилась психологическая диагностика, направленная на изучение актуального психоэмоционального состояния, диагностическая работа по профилактике девиантного поведения, беседы, направленные на коррекцию поведения и мировоззрения несовершеннолетнего, на повышение родительских компетенций опекуна.
По итогам проведенных занятий в замещающей семье отмечается положительная динамика во внутрисемейных отношениях, прослеживается глубокая эмоциональная связь между мальчиком и опекуном. Опекун продолжает активно участвовать в жизни Николая, всегда открыта для общения с ребенком, готова слышать мальчика, учитывать его интересы и желания. Опекун согласилась, что дальнейший выбор профессии Николай будет делать самостоятельно. Опекун конструктивно взаимодействует со специалистами опеки, стремиться повышать свои родительские компетенции.
Николай продолжал посещать надлежащим образом учебное заведение, в котором наставничество над подростком взял учитель физкультуры, который стал авторитетом для подростка. В результате чего, мальчик увлекся спортом, поставил целью сдать нормативы ГТО, по результатам испытаний получил золотой знак (прошел все 3 ступени: бронзовую, серебряную и золотую).
По инициативе опекуна мальчик стал посещать местный православный храм, где он обрел еще одного наставника в лице настоятеля храма. Подросток стал в свободное время помогать прислуживать в храме, а также оказывать посильную помощь престарелым прихожанам.
Самооценка у Николая стала адекватной, он старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции в повседневных ситуациях, но в ситуации стресса может проявлять спонтанные реакции. Проявляющаяся демонстративность и потребность нравиться окружающим - эти характерные черты акцентированы в связи с поиском признания, сопричастности в межличностном взаимодействии. Мальчик стремиться не обнаружить свою сентиментальность и обидчивость, повышенным самоконтролем помогает скрыть свою ранимость. Николай избирателен в межличностных контактах.
В целом, замещающая семья с положительной динамикой взаимоотношений, всегда готова к сотрудничеству. Николай окончил учебное учреждение, положительно сдал все ЕГЭ. Выбрал профессию, не связанную с военной службой. В настоящее время обучается в профессиональном образовательном учреждении, проживает самостоятельно в общежитии. Характеризуется положительно. Данная опекаемая семья продолжает стоять на учете. С опекуном продолжается тесное взаимодействие в целях недопущения повторения данного сценария с младшим братом Николая, который остался проживать и воспитываться в семье бабушки.
В настоящее время индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и его законным представителем закончена, в связи с достижением Николаем совершеннолетия.
Вывод:
В настоящее время активно развивается институт наставничества для детей-сирот, находящихся в условиях институционализации. Вместе с тем наставники очень востребованы в замещающих семьях, особенно там, где опекунами выступают бабушки и дедушки. Разница в возрасте часто не позволяет им общаться с внуками на современном языке и, в частности, языке подростковой субкультуры. Наставник часто выступает посредником между опекуном и опекаемым. Проведенные исследования субъективного благополучия приемных детей (Семья Г.В., Ослон В.Н., МГППУ, 2020) показал, что появление наставника или сохранение отношений с наставником, который был в детском доме, существенно повышает все показатели благополучия ребенка любого возраста в замещающей семье.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.