Летом 2015 года в Школе приемного родителя проходила обучение семейная пара пенсионного возраста. После получения сертификата и заключения о возможности быть приемными родителями 4-х несовершеннолетних детей В и С начали активный поиск детей (просматривали видеоанкеты детей, консультировались у специалистов опеки по заинтересовавшим их детям. В результате через несколько недель они взяли на гостевой режим двух братьев (6 и 10 лет), в течении недели дети были в семье, но по итогу кандидаты вернули их учреждение, отказавшись от дальнейшего общения по причине сложного характера и поведения младшего ребенка. Кандидатам было предложено немного повременить с дальнейшим подбором для того, чтобы проанализировать ситуацию с которой столкнулась семья, так как они, по мнению специалистов, в тот момент были в замешательстве.
Перерыв был всего неделю, после чего кандидаты попросили узнать подробную информацию о мальчике 12 лет, оставшемся без попечения родителей, на территории района проживания семьи. После посещения ребенка В и С захотели взять на гостевой режим еще двух детей (мальчик 10 лет, девочка 8 лет) из учреждения в котором проживал мальчик вместе с ним. Дети пробыли в семье около 10 дней, после чего кандидаты и дети изъявили желание оформить опеку. 01.09.2015 года дети были переданы на воспитание в приемную семью одним постановлением все вместе в одно время. Семья сразу встала на сопровождение, так как А – ребенок-инвалид (F-70), Е и А - дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированной программе. В течении первого года после образования приемной семьи специалисты сталкивались с проблемой травли девочки со стороны мальчиков, других проблем выявлено не было.
В 2017 году семья взяла на воспитание еще двух детей (мальчик 13 лет и девочка 11 лет, не являющимися сиблингами). Мальчик – О прожил в семье не долго, в 2018 году В и С были освобождены от обязанностей приемных родителей в отношении несовершеннолетнего О по заявлению ребенка, он не захотел больше жить в семье.
Постепенно стали проявляться проблемы с старшим ребенком, он перестал слушаться, стал убегать из дома, портить вещи, ругаться с приемными родителями, отказывался от лечения, обучения, был в постоянном напряжении, общался только с несовершеннолетним Е, который поддерживал А, стал копировать его поведение в результате чего они оба были выведены из данной приемной семьи, со временем определены на семейную форму воспитания. А во вновь образовавшуюся замещающую семью, которая живет в том же селе, долгое время А дружил с мальчиком из этой семьи и родители решили ему таким образом помочь. Е стал проживать в приемной семье в другом селе на территории одного района. Мальчики продолжают дружить, приезжают друг к другу в гости. В семье В и С воспитываются две девочки погодки, которые обеспечены всем необходимым, конфликтов, проблем на сегодняшний деть нет. Младшая из них предана в семью в 2015 году, старшая в 2017 году.
Анализ кейса показывает, что была допущена стратегическая ошибка - одновременная передача трех детей в семью. Это также привело к эмоциональному выгоранию приемных родителей. Желательно передавать разновозрастных детей в семью постепенно, от младших к старшим. Кроме того, необходимо было выяснить их судьбы в раннем возрасте для более действенных форм сопровождения.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.