Летом 2015 года в Школе приемного родителя проходила обучение семейная пара пенсионного возраста. После получения сертификата и заключения о возможности быть приемными родителями 4-х несовершеннолетних детей В и С начали активный поиск детей (просматривали видеоанкеты детей, консультировались у специалистов опеки по заинтересовавшим их детям. В результате через несколько недель они взяли на гостевой режим двух братьев (6 и 10 лет), в течении недели дети были в семье, но по итогу кандидаты вернули их учреждение, отказавшись от дальнейшего общения по причине сложного характера и поведения младшего ребенка. Кандидатам было предложено немного повременить с дальнейшим подбором для того, чтобы проанализировать ситуацию с которой столкнулась семья, так как они, по мнению специалистов, в тот момент были в замешательстве.
Перерыв был всего неделю, после чего кандидаты попросили узнать подробную информацию о мальчике 12 лет, оставшемся без попечения родителей, на территории района проживания семьи. После посещения ребенка В и С захотели взять на гостевой режим еще двух детей (мальчик 10 лет, девочка 8 лет) из учреждения в котором проживал мальчик вместе с ним. Дети пробыли в семье около 10 дней, после чего кандидаты и дети изъявили желание оформить опеку. 01.09.2015 года дети были переданы на воспитание в приемную семью одним постановлением все вместе в одно время. Семья сразу встала на сопровождение, так как А – ребенок-инвалид (F-70), Е и А - дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированной программе. В течении первого года после образования приемной семьи специалисты сталкивались с проблемой травли девочки со стороны мальчиков, других проблем выявлено не было.
В 2017 году семья взяла на воспитание еще двух детей (мальчик 13 лет и девочка 11 лет, не являющимися сиблингами). Мальчик – О прожил в семье не долго, в 2018 году В и С были освобождены от обязанностей приемных родителей в отношении несовершеннолетнего О по заявлению ребенка, он не захотел больше жить в семье.
Постепенно стали проявляться проблемы с старшим ребенком, он перестал слушаться, стал убегать из дома, портить вещи, ругаться с приемными родителями, отказывался от лечения, обучения, был в постоянном напряжении, общался только с несовершеннолетним Е, который поддерживал А, стал копировать его поведение в результате чего они оба были выведены из данной приемной семьи, со временем определены на семейную форму воспитания. А во вновь образовавшуюся замещающую семью, которая живет в том же селе, долгое время А дружил с мальчиком из этой семьи и родители решили ему таким образом помочь. Е стал проживать в приемной семье в другом селе на территории одного района. Мальчики продолжают дружить, приезжают друг к другу в гости. В семье В и С воспитываются две девочки погодки, которые обеспечены всем необходимым, конфликтов, проблем на сегодняшний деть нет. Младшая из них предана в семью в 2015 году, старшая в 2017 году.
Анализ кейса показывает, что была допущена стратегическая ошибка - одновременная передача трех детей в семью. Это также привело к эмоциональному выгоранию приемных родителей. Желательно передавать разновозрастных детей в семью постепенно, от младших к старшим. Кроме того, необходимо было выяснить их судьбы в раннем возрасте для более действенных форм сопровождения.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка