19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Методические рекомендации

524

Методические рекомендации по работе с семьями, воспитывающими приемного ребенка.

Терехина Н.В., клинический психолог, семейный психолог ЦСУ ММОМ, тренер православной Школы приемного родителя

  1. Важная информация о семьях, принявших ребенка, оставшегося без попечения родителей

Для того, чтобы оказать помощь и поддержку приемным семьям, важно понимать, с какими ситуациями и проблемами они сталкиваются. В этом разделе представлена информация об основных особенностях детей, оставшихся без попечения родителей и периода их адаптации в новой семье.

  1. Особенности развития ребенка, воспитывавшегося в детском учреждении.

Большинство приемных родителей и окружающих людей думают, что дети-сироты – это такие же дети, как и дети, которых воспитывают в родных семьях. К огромному сожалению, это не совсем так. Развитие приемного ребенка протекало в нестандартных условиях, поэтому у таких людей есть определенные общие особенности.

Нестандартные условия жизни ребенка – это жизненные ситуации, которые оказывают неблагоприятное влияние на его развитие, препятствуют удовлетворению потребностей ребенка. К ним можно отнести материнское отвержение собственного ребенка, жестокое обращение с ним; отсутствие системы воспитания ребенка, отсутствие ласки, любви к ребенку, теплого эмоционального отношения к нему, отсутствие положительных образцов поведения.

Можно выделить следующие основные особенности развития детей-сирот:

  • Нарушение эмоционального развития. В результате недостатка эмоционально-положительного общения или разрыва эмоциональной связи с близкими людьми, ребенок не может устанавливать личные эмоциональные отношения с окружающими. Он испытывает негативные эмоциональные состояния, такие, как эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и др.
  • Отсутствие доверия к миру, поскольку от него отказались самые родные люди – его родители. Ребенок, лишенный материнской заботы и любви, нередко испытавший еще и физическое, и психологическое насилие, в каждом человеке, с которым его сталкивает жизнь, видит потенциального врага. Такой ребенок все время готов к агрессивной защите своего мира даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет.
  • «Странное поведение». Ребенок, лишившийся родителей, сильно психологически травмирован. Кроме того, многие дети в кровных семьях подвергались лишениям и физическому насилию. У ребенка может быть много страхов перед окружающим миром и ожидания неприятностей, что может сопровождаться истериками, подавленностью, перепадами настроения, утомляемостью и жалобами на плохое самочувствие.
  • Нарушение идентичности. Ребенок не может ответить на вопросы: «Кто ты?», «Чей ты?». Вместо представления о семейных корнях и принадлежности к определенному роду у него формируется такое понятие, как детдомовское «мы». «Свои», или «мы», – детдомовцы, «чужие» или «они», – все остальные. «Чужие» уже по определению являются их потенциальными неприятелями, от них они все время ждут какой-то беды, нападения, насмешек
  • Особенности восприятия, мышления и памяти. Дети-сироты с трудом воспринимают предметы, изображенные в перспективе, не могут определить, какой предмет на рисунке расположен ближе, а какой дальше. Достаточно долго, вплоть до подросткового возраста, они рисуют плоские предметы, не передавая их объемность. Дети-сироты не способны справиться с заданиями, которые требуют отрыва от наглядной ситуации, что ведет к неспособности формирования обобщений и отвлеченных понятий. Гораздо позже своих сверстников, воспитывающихся в семьях, они начинают понимать, что такое время. Запоминают лучше те события, которые связаны с неприятными ситуациями.
  1. Период адаптации ребенка в семье.

В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  1. Знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью. Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы). Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

  1. «Уже не гость», или первичный эмоциональный кризис. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (11 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством.

  1. «Вживание» – формирование отношений. Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:
  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

  1. «Стабилизация отношений» - принятие образа жизни семьи. Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

 

  1. Основные проблемы приемных семей.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы приемных семей, с которыми родители могут обратиться к священнику:

  1. Отсутствие у приемного ребенка представлений о православной вере, таинствах и правилах поведения в храме. Многие дети, воспитывающие в детских учреждениях, никогда не были на Литургии, не участвовали в Таинствах. Лучше приобщать таких детей к храму осторожно и постепенно, с пониманием относясь к страхам детей перед большим количеством людей и незнакомой обстановкой. Возможно, стоит порекомендовать родителям приходить перед службой, чтобы у ребенка было время освоиться.
  2. Нередко сами приемные родители являются недавно пришедшими к православной вере. Самая частая проблема в этом случае – желание сразу воцерковиться и жить «полностью по правилам». Родители становятся тревожными, чрезмерно настойчивыми. Дети в таком случае оказываются нередко в ситуации сильного давления и постоянного принуждения. Резкое изменение образа жизни и наличие многих факторов, к которым необходимо приспосабливаться одновременно (новая обстановка, строгое соблюдение поста в смысле ограничения в еде, принуждение к молитве), приводят к переутомлению, нервным срывам у родителей и ребенка.
  3. Травмированность родителей из-за невозможности иметь собственных детей (нередко в истории семьи при этом многочисленные потери детей -смерти из-за болезней, выкидыши и замирание беременности). Такие супруги находятся часто в состоянии горевания, испытывают подавленность, а нередко – переживают сильный духовный кризис и колебания в вере.
  4. Растерянность родителей из-за резкого изменения образа жизни, в том числе ограничений в общении (период адаптации). Специалисты рекомендуют в период активной адаптации ребенка (около 6 мес.в среднем после появления в семье) поменьше бывать с ним в людных местах, постепенно знакомить ребенка с окружающим пространством. Это связано с тем, что дети в учреждениях живут в практически полностью «стерильных» условиях – из-за профилактики инфекционных заболеваний, способных быстро распространиться в условиях совместного проживания, помещения постоянно обрабатываются сильными дезинфекционными средствами. У детей, выросших в таких условиях, мало способности сопротивляться обычным инфекциям. Они легко заболевают, могут часто и подолгу болеть в первый год жизни в семье.

Родители могут чувствовать себя изолированными от общественной жизни, особенно переживают люди, активно занимавшиеся до принятия ребенка в семью, добровольческой и волонтерской деятельностью

  1. Иногда – отказ родственников поддержать семью (недовольство тем, что в семье появился «неродной» ребенок), особенно если приемные родители взяли в семью ребенка с инвалидностью.
  2. Материальные сложности, особенно если в семье появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью). Иногда заболевания и нарушения у ребенка выявляются не сразу, требуют непредвиденных расходов и забот. Нуждающиеся семьи зачастую испытывают неловкость, если приходится обращаться за помощью.
  3. Эмоциональное истощение приемных родителей при длительном и сложном периоде адаптации. В связи с этим – возникающие мысли о возврате ребенка в учреждение. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать особенности и поддерживать приемных родителей беседами (очень важны ссылки на книги св.отцов и православных писателей о родительстве).
  4. Семейные конфликты (непринятие приемного ребенка кровными детьми, нежелание ребенка принимать новые для него правила и обязанности или родителей принимать особенности ребенка)
  5. Трудное поведение приемного ребенка (ложь, сквернословие, воровство и др.). Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются все приемные семьи. Родители теряют устойчивость, раздражаются, впадают в растерянность.
  6. Недостаточная социализированность приемного ребенка (отсутствие навыков общения, «странное» поведение с другими людьми и взрослыми).

Потребности приемных семей и возможности поддержки со стороны приходского священника:

  1. Поддержка семьи. Возможно приглашение прихожан (например, после службы в храме) поприветствовать новообразованную семью, принявшую ребенка из учреждения.
  2. Необходимость прояснения конкретных обстоятельств жизни в семье. Если, например, семья бездетна и находится в состоянии горевания по этому поводу – проведение молебнов и бесед священника с прихожанами, имеющими подобную проблему. Темами бесед могут быть, например: «Смысл супружеской жизни при отсутствии детей», «Семья спасается не только чадородием».
  3. Возможно, в период адаптации ребенка в семье и его частых заболеваний - совершение Таинств на дому (Исповеди и Причастия).
  4. Организация помощи силами активных прихожан, готовых помочь приемным родителям. Возможно, кто-то сможет помочь приглядеть за детьми или поделиться опытом ухода за ребенком. Если в приходе уже есть семьи с приемными детьми- рассказать о своем пути усыновления.
  5. Материальная помощь – помощь вещами (например, коляска), если семья приняла сразу нескольких детей и имеет ограниченный бюджет. Можно призвать прихожан после проповеди или просто организовать доску объявлений, где семьи, находящиеся в трудной ситуации, смогут просить об определенной помощи.
  6. Индивидуальные беседы священника с детьми и подростками. Особенно в таких беседах нуждаются подростки, переживающие множество изменений в жизни и осваивающиеся в новой семье. Иногда родители сообщают ребенку о том, что он является приемным, именно в подростковом возрасте. В этом случае подросток переживает тяжелый внутренний разлад и поддержка со стороны священника может быть особенно важной.
  7. Создание поддерживающего пространства для общения верующих приемных семей, взаимооподдержки. Если есть возможность – выделение определенного места и времени для такого общения (например, в помещении трапезной).
  8. Групповые беседы со священниками для приемных семей. Родителям в таких семьях очень важно услышать примеры из Св.Писания, творений св. отцов и личного опыта священника (не обязательно о воспитании именно приемного ребенка, полезно бывает услышать о родительском опыте и нахождении решений в сложных ситуациях).
  9. Организация совместных паломничеств. Приемные семьи часто чувствуют себя одинокими и изолированными, особенно после длительной адаптации ребенка. В паломничествах у них есть возможность помолиться, пообщаться с близкими по духу людьми и получить поддержку.
  1. Организация поддержки приемных семей в православном приходе или Центре семейного устройства (на примере работы Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители милосердия).

Центр семейного устройства при ММОМ был создан в 2011 г. Центр оказывает всестороннюю психологическую, социальную, духовную помощь приемным и кровным семьям. Кроме того, сотрудники Центра оказывают комплексное сопровождение семей, находящихся в жизненном кризисе, оказывают содействие укреплению семьи, чтобы предотвратить отказы от детей и возврат ребёнка (детей) в учреждения для детей-сирот.

  1. Помощь специалистов

Центр семейного устройства работает по направлениям:

Сопровождение замещающих семей. Социальный патронат кровных семей (направление работы с кровными родственниками. Центр оказывает всестороннюю помощь (методическую, юридическую, психологическую и пр.), составляет индивидуальные планы работы, выдает рекомендации, оказывает содействие в поиске работы, учебы и пр., с целью создания возможного возврата ребенка в кровную семью, сохранения семейной системы, предотвращения рисков помещения детей в учреждения.

Обучение кандидатов в приемные родители.

 Школа приемных родителей – единственная православная Школа в Москве. Занятия проводят священнослужители, психологи, педиатры, юристы, успешные приемные родители. Занятия в Школе приемных родителей помогут принять осознанное решение о приеме ребенка в семью, найти и укрепить ресурсы семьи, повысить родительскую компетентность, укрепить духовно-нравственную сферу семьи. Обучение – 2,5 месяца. Здесь рассматриваются все основные аспекты подготовки к принятию ребенка, даются навыки оценивания психологического и физического состояния ребенка (и самих родителей).

Ресурсное сопровождение кризисных семей

В рамках сопровождения семьи в Центре семейного устройства проводятся: индивидуальные детские, взрослые, семейные консультации, консультации с юристом и беседы со священником. Также с семьями проводится групповая работа:

  • Группа поддержки матерей. Проект создан для мам, находящихся в условиях острого кризиса и испытывающих дефицит важных ресурсов – поддержки, чувства опоры, контакт с реальностью. Группа встречается раз в неделю в онлайн-формате.

Во время терапевтических встреч происходит проработка актуальных проблем (труднопереносимые эмоциональные состояния, посттравматические состояния).

  • Практикум по эффективному взаимодействию с ребенком (ШПР-2). Приглашаются и уже принявшие детей в семью выпускники, и еще готовящиеся к этому событию потенциальные родители. Участники получают навыки эмоциональной саморегуляции, обучаются основам эффективного общения с «трудными» детьми.

В программе  практикума следующие темы:

-Актуализация индивидуальных и семейных ресурсов (внешние ресурсы).

- Эффективное общение.

- Детская травма и как обходиться с ее последствиями.

- Горе. Как правильно говорить с ребенком о предательстве и потерях.

-«Трудное поведение». Как помочь ребенку справиться с эмоциями и трудными ситуациями.

- Конфликты – как их продуктивно разрешать.

- Как помогать себе и восстанавливать силы (внутренние ресурсы).

  • Детская группа коррекционно-развивающих занятий. Занятия для подростков 13-14 лет направлены на развитие навыков общения и эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта:

-дает возможность управлять собственным поведением, повышает стрессоустойчивость;
- помогает понимать других людей, прислушиваться к их интересам и потребностям, слышать другого человека и ставить себя на его место;
- позволяет находить общий язык с людьми, устанавливать и поддерживать контакты, эффективно работать в команде и быть счастливым в семейной жизни.
Дети с высоко развитым эмоциональным интеллектом обладают хорошими коммуникативными и вербальными навыками, способностями к познанию, стрессоустойчивостью, навыками адаптации к новым обстоятельствам и разрешения конфликтов.

  • Психологическая группа помощи супругам. Цель проекта: помочь супругам укрепить свои отношения, обрести новые знания, помогающие на этом пути. Проект включает в себя групповые занятия для супружеских пар в формате лекций, практических заданий, вопросов и ответов. Темы касаются способов укрепления семьи, улучшения взаимопонимания между супругами. Исследуем такие понятия как семейные сценарии и роли, границы и ресурсы семьи, инструменты преодоления семейных кризисов.
  • Терапевтическая группа для женщин, переживших психологическую травму. Создана для женщин, переживших тяжелые ситуации (потеря ребенка, постановка терминального диагноза, тяжелые болезни близких родственников и т.д.). Темы занятий:

    -Актуализация ресурсов

    -«Нормализация» состояния. 

- Самопомощь при психологической травме

-Помощь себе и близким при психологической травме и остром стрессе.

-Индивидуальные и семейные стратегии совладания с кризисной ситуацией

-Травматический рост – как использовать  полученный опыт  для развития и позитивных изменений в жизни

-Образ «желаемого будущего»  и себя в нем

-Формулировка целей  и задач на ближайшее время , построение перспективы

Занятия проводятся очно и онлайн, платформа Zoom.  В группе  не менее 10 человек, 10 занятий по 2 часа.

  1. Организация пространства для общения и взаимоподдержки семей, воспитывающих приемных детей
  • Родительские клубы – один из самых давних проектов, проводятся с 2011 г. Проводят  занятия клуба психологи ЦСУ, а также священники Марфо-Мариинской обители — иереи Дионисий Денисов и Тихон Кречетов. Темы бесед самые разнообразные, например "Трудное поведение ребенка. Христианское воспитание". Мы говорим о вопросах, актуальных для любой семьи с детьми: какое поведение для нас является трудным, одинаковы ли роли отца и матери в воспитании детей, кто мы детям: друзья, начальники, воспитатели, на что опираться родителям в конфликтах с детьми.

Также родители на встречах могут пообщаться, поделиться опытом, задать насущные вопросы, получить поддержку от участников.

Встречи проходят в очном и онлайн форматах .

  • Проект «Каникулы для Мамы». Отдельные семьи Центра имеют возможность регулярно выезжать в «Центр полезного отдыха» в деревне Владычня, Тверской области. Проект «Каникулы для Мамы» очень востребован, здесь родители и дети получают возможность отдохнуть, получить психологическую помощь, жить общиной, вместе молиться и участвовать в богослужениях. Каждый раз выезжают разные семьи и тематика выезда определяется потребностями подопечных. Тёплая обстановка сближает, доброе отношение даёт возможность расслабиться и мамам, и детям. Дети стабилизируются и прекращают «плохо» себя вести, а мамы наконец позволяют себе чаще улыбаться.
  • Группа взаимоподдержки бездетных семей. Цель группы – обнаружить новые смыслы, справиться со сложными чувствами. Бездетные пары – самая не поддерживаемая категория семей, особенно в православном сообществе. Ощущение своей неполноценности сопровождает такие семьи на протяжении всей жизни пары. Рождение ребенка становится сверхидеей, все силы тратятся на ее реализацию. Особенно страдают женщины, т.к. материнство – важная часть идентичности.
  • Женские встречи. Цель группы – поддержка творческого потенциала подопечных приемных и кровных мам. Эта группа – женское пространство для творчества и неформального общения. В теплой атмосфере раскрывается потенциал каждой участницы. Женщины могут не только посвятить время себе, но и поделиться своими навыками с другими участницами, поддержать друг друга, проявить свою личность, отдохнуть от проблем и наполниться положительными эмоциями.

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

20 Декабря 2024

До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей

04 Декабря 2024

2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»

18 Ноября 2024

26 ноября – 27 ноября 2024 года состоится Всероссийский онлайн форум православных приемных семей

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.