Ольга и Андрей – выпускники первой группы нашей Школы приемных родителей. Мы поговорили с ними о впечатлениях об учебе, поисках ребенка в семью и причинах, по которым становятся замещающими родителями.
- Ольга, добрый день. Вы – выпускник первой группы нашей Школы приемных родителей. Какие ваши первые впечатления от занятий?
- Нам дали серьезную базу, чтобы мы не терялись в разных ситуациях. Если почитать то, что пишут в интернете, получается, что дети в детских домах «особенные» и «отстающие». Кода всего этого насмотришься, кажется, что ты лезешь непонятно куда. А Школа приемных родителей (ШПР) всё раскладывает по полочкам, объясняет, что с этим делать и доказывает, что причина всех особенностей кроется в травматическом опыте ребенка, что он не «инопланетный монстр». После ШПР ты чувствуешь себя более уверенно и понимаешь, что тебя поддержат, не оставят одного и ответят на любые вопросы. Это дает уверенность, что все получится.
- Почему вы решили взять ребенка-сироту в семью?
-У нас с мужем выросли две дочери. Мы ощущаем недостаток детства в нашей семье. Дочери еще не готовы стать мамами, а у нас застой в семье. Мы захотели вырастить приемного сына, ребенка будем искать в регионах России.
- А что вам больше всего понравилось во время занятий в Школе приемных родителей, или, напротив, показалось сложным?
- Марина и Елена – наши преподаватели, преподносили нам все в форме игры, упражнений, открытого диалога и сценок. У нас был удачный коллектив, в котором можно было радоваться жизни. Помню, мы выбирали приемную семью с точки зрения ребенка. Нам раздали фотографии чуть ли не XIX века, и нужно было описать свои чувства с точки зрения ребенка, который видит таких родителей впервые. С одной стороны, мы обхихикались, с другой, стало понятны ощущения ребенка, к которому пришли дяди и тети, претендующие на то, чтобы стать его новой семьей. Что нужно понимать его ощущения, чувства, и сделать так, чтобы он захотел к нам пойти.
Во время обучения особых сложностей не было. Мы представляли к чему мы идем, на что подписывались. У нас есть опыт общения с семьей, которая воспитывает трех приемных детей.
- Почему вы выбрали именно нашу ШПР?
Нам в опеке показали сайт, на котором можно найти ближайшие к нашему дому ШПР. Мы живем в центре Москвы и пытались записаться в другие школы, но там везде прием был закончен. На сайте Центра развития социальных проектов я увидела, что набор в школу открывается через неделю, что занятия будут проходить по субботам. Это очень удобно, поскольку по вечерам после работы не надо никуда срываться и бежать. В назначенный день в 10 утра я зашла на сайт, нажала на кнопку и записалась. Я была очень рада, потому что буквально через пять минут набор в группу был завершен. Вообще это везение показывает, что мы идем верной дорогой.
-Впереди, наверное, самый сложный этап – поиск ребенка. У вас есть уже представление, как будете это делать?
- Есть сайт с банком данных, мы планируем начать с него. Но сперва надо получить все документы от опеки, а потом искать. Наш преподаватель Марина говорит, что мы скоро начнем поиск детей и сможем помогать другим кандидатам. Я знаю, что детей находят, не мы первые, не мы последние.
- Что вы посоветуете тем, кто сейчас раздумывает, пойти ли им учиться в ШПР, но боятся, что им будет некомфортно, что их кто-то осудит, что они будут обязаны что-то делать…
- ШПР помогает людям либо сделать шаг к усыновлению, либо отказаться от этой идеи, если человек понимает, что это не его.
ШПР нужна для того, чтобы человек понял, что хочет взять ребенка в семью и готов идти до конца, либо наоборот он понимает, что пока к этому не готов. При этом все свободны принять любое решение, никто вас не будет корить, призывать к ответственности.
Напротив, атмосфера в группе была открытой и доброжелательной. Все могли делиться своим мнением. Нам было очень приятно учиться, за что спасибо еще раз нашим преподавателям – Марине и Елене. Мы смогли разобраться в себе и понять, как дальше жить.
-Все-таки, может быть у вас остались какие-то страхи перед предстоящим поиском ребенка?
- Вы знаете, нет. Мы слишком долго этого хотели, думали, собирали документы, сейчас хочется уже «вступить в бой», войти в процесс поиска, в котором мы очень надеемся на удачу.
-Последний вопрос. Кто вы по профессии. Всегда интересно, какие люди хотят стать замещающими родителями
Я – бухгалтер, работаю в IT-компании, муж – офицер, пограничник, сейчас военный пенсионер. Он взял пока паузу в работе - мы делаем ремонт в квартире, и первое время муж будет с ребенком. Понимаете, если оба родителя будут «впахивать» на работе с утра до вечера, нашему сыну будет не хватать внимания и любви.
-Спасибо Вам огромное, и удачи в поисках ребенка.
Беседовал Андрей Зайцев
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.