Целью учреждения патронатного воспитания является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, помещение ребенка в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).
Задачи учреждения:
В исследовании проверялась гипотезао том, что успешность адаптации и реабилитации ребенка в семье патронатного воспитателя определяется:
1) успешностью реабилитационной работы с ребенком и его подготовленностью к помещению в семью,
2) всей системой работы отбора, подготовки и оценки патронатных воспитателей и наличием,
3) эффективностью дальнейшего профессионального сопровождения детей и патронатных воспитателей.
Это определило выбор структуры учреждения :
— Стационарные группы: приемное отделение, реабилитационная группа, группа по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья). Эти группы представляют собой патронатные семьи, постоянно проживающие в помещении детского дома совместно с социальными мамами (социальными родителями). Во время пребывания ребенка в этих группах проводится первичный медицинский осмотр поступивших детей, оказывается первичная медицинская и неотложную психологическая помощь, проводится подготовка необходимых документов для дальнейшего устройства ребенка, обеспечивается санитарно-гигиенический уход за ребенком, уточняется личность ребенка, место проживания его родителей или лиц, его заменяющим, решается вопрос о дальнейшей форме его устройства. Далее проводится всестороннее изучение личности ребенка, разрабатывается индивидуальный план его развития. Производится подготовка ребенка к его возврату домой, либо, если это не возможно, к его помещению в новую семью.
— Социально-правовой отдел (служба по работе с детьми) осуществляет оценку развития и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся на воспитании в стационарных группах и семьях патронатных воспитателей, организует связи патронатных семей с другими подразделениями, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, места жительства его родителей (законных представителей), места его учебы, медицинского наблюдения, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана.
— Отдел по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание) – информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, а также оказывает им необходимую помощь, проводит последующую переподготовку и консультирование действующих патронатных воспитателей.
— Реабилитационная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы имеется медицинская, педагогическая и детская психологическая служба. Возможно создание диагностического класса развивающего (домашнего) обучения (целью обучения в диагностическом классе является подготовка ребенка к обучению в массовой школе). Для каждого воспитанника реабилитационная служба предоставляет следующие услуги: осуществляет комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику; проводит прогнозирование развития ребенка и определяет методы и формы реабилитационно-коррекционной работы; составляет индивидуальную программу (индивидуальный план) развития ребенка; организует осуществление реабилитационных программ; производит мониторинг развития ребенка; участвует в принятии решения о подборе для каждого из воспитанников совместимой с ним семьи из числа семей, найденных и подготовленных отделом по устройству детей, консультирует патронатных воспитателей.
— Служба социального патроната организует профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на данной территории, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье, ведет работу с кровной семьей ребенка, зачисленного в учреждение, с целью возврата в нее ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана, осуществляет оценку развития и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся на социальном патронате, организует связи этих детей и их семей с другими службами учреждения.
Учреждение с такой структурой может быть создано путем проведения деинституализации и перепрофилирования образовательных и иных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах тех же выделяемых бюджетных средств.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.