Данные рекомендации представляют собой обобщенный опыт работы нескольких регионов по внедрению патронатного воспитания и предназначены для помощи специалистам служб, занимающихся устройством детей в семьи на патронатное воспитание.
Можно прогнозировать ряд проблем с которыми могут столкнуться те регионы, которые предполагают внедрять у себя патронат. В частности:
Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода.
В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.
I. Период подготовки можно разделить на несколько этапов.
1. Первый этап – первичное информирование населения . Работа происходит по нескольким направлениям. Это:
Работа со СМИ, которым предоставляется информация о практическом опыте работы специалистов, работающих в детских домах и домах ребенка. Это способствует изменению взгляда общественности на детей, оставшихся без попечения родителей и проблемы, возникающие при устройстве таких детей в семью.
Информирование о конкретном проекте по патронату. Для этого используются реклама, листовки, буклеты, памятки.
Информирование заинтересовавшихся граждан при личных (первичных) встречах с сотрудниками проекта. На таких встречах они получают информацию об условиях, при которых могут стать патронатными воспитателями (объективные критерии отбора).
1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:
1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):
Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.
Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка. Однако социальному работнику, проводящему оценку, важно уметь абстрагироваться от собственных убеждений и понимать разницу между фанатиком и истинно верующим человеком.
Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации – характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.
Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.
2. Второй этап подготовки – личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:
2.1. Критерии успешности:
2.2. Факторы риска:
В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Например, в случае несогласия кого-то из членов семьи, желательно пригласить его на собеседование одного или вместе с кандидатом, и прояснить причины несогласия. В случае непережитой психотравмы, рекомендуется понять, в какой стадии переживания горя находится клиент. В случае острого переживания, следует, по возможности, отсрочить дальнейшую активную работу с клиентом, для того чтобы дать ему время восстановиться после травмы. Желательны дополнительные консультации с квалифицированным психологом. В случаях инфантилизма клиента необходимо оценить ресурс других членов семьи и рассматривать возможность помещения маленького ребенка при постоянном сопровождении семьи специалистами. В случаях подозрения на зависимости (алкоголизм, наркомания) следует либо впрямую обсудить с клиентом свои сомнения, либо попытаться прояснить ситуацию с помощью косвенных вопросов.
2.3. Причины отказа в сотрудничестве:
3. Третий этап подготовки – наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.
3.1. Критерии успешности:
3.2. Факторы риска:
Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.
3.3. Причины отказа в сотрудничестве:
4. Четвертый этап подготовки – обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).
4.1. Критерии успешности:
4.2. Факторы риска:
Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики. Иногда в практике бывает, что хотя все формальные критерии соблюдены, сотрудники службы устройства чувствуют сильное сомнение. В этом случае можно привлечь других специалистов и продолжить обследование.
4.3. Причины отказа в сотрудничестве:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.