Работу по привлечению и подготовке патронатных воспитателей и последующее сопровождение семьи осуществляет уполномоченная организация органа опеки и попечительства по патронату.
Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:
- структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом;
- воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение.
В практике работы регионов имеются примеры создания как служб непосредственно органом опеки и попечительства (создание городских центров патронатного воспитания), так и организация таких служб на базе перепрофилируемых детских домов с последующим заключением с таким учреждением договора о муниципальном заказе на выполнение им ряда работ по опеке и попечительству, в том числе, и по передача детей на патронатное воспитание.
Важно, что в любом варианте создается организация (отдельное юридическое лицо), находящаяся либо в муниципальном подчинении, либо в подчинении органов госвласти (или возможно - НКО), с которой орган опеки и попечительства заключает договор о муниципальном заказе (в соответствии с законодательством о местном самоуправлении в РФ) на выполнение определенного перечня работ по опеке и попечительству.
Такая организация – бывший детский дом, центр, приют – должна пройти соответствующее перепрофилирование (и возможно, в дальнейшем – лицензирование) и предусмотреть в своем Уставе наличие соответствующей структуры, т.е. служб (отдела по размещению детей в семьях патронатных воспитателей, служб реабилитации, социально - правовой защиты детей, по работе с гражданами, желающими взять ребенка в семь, по работе с кровными родителями и др.).
Уполномоченная организация должна определить порядок расходования средств и финансовой отчетности, т.е. предусмотреть соответствующий финансовый механизм финансирования как детей, передаваемых на патронат, так и возможность приема в штат учреждения патронатных воспитателей. В ряде регионов в учреждениях закладывается отдельный бюджет на « патронатную часть» работы. В других регионах изменятся структура бюджета учреждения. Вместо отдельных статей «питание», «одежда» и т.п. – предусматривается отдельная статья (например, «трансферты населению»), в которой предусматриваются выплаты пособий на опекаемых детей (на питание и текущее содержание ребенка). В отсутствие федеральных норм, следует руководствоваться разделом IV Положения «О приемной семье» (см.: Постановление Правительства РФ от 01.02.2005 №49 ).
В соответствии с этим Положением, денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств бюджета (субъекта РФ, или местного), выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации) по патронату, и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования. Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», руководитель учреждения формирует штатное расписание исходя из установленных задач. В случае перепрофилирования детского дома следует рассчитывать ФОТ, исходя общего контингента детей, но при этом утверждать индивидуальное штатное расписание, предусматривающее ставки патронатных воспитателей и персонал служб.
На протяжении 10 лет в ряде регионов на базе детских домов создавались модели таких профессиональных служб по устройству детей на воспитание в семью – уполномоченных организаций органа опеки по патронату.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.