Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Ряд зарубежных специалистов подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.
- Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей
- Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку
- Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть
- Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
- Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
- Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка
- Понимание причин трудного поведения ребенка
- Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка
- Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
- Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям
- Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
- Умение справляться с кризисами
- Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
- Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста
- Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях несущих риск
- Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
- Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
- Умение отказаться от стереотипов
- Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
- Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.
- Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.
- Умение соблюдать конфиденциальность
- Способность к обучению, саморазвитию
- Умение обращаться к собственному детскому опыту
- Умение говорить о ребенке с окружающими
- Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его
- Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка
- Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а так же особенностей патронатного воспитания.
- Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
- Готовность при необходимости просить и принимать помощь
- Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей
- Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.