18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Челябинская область

485

Кокчиева Радмила Владимировна,
директор МБУ Центр «Надежда»

Подходы к решению проблемы семейного устройства воспитанников с ОВЗ, сиблингов и подростков ресурсами Центра помощи детям

Муниципальное бюджетное учреждение города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда», функционирует с 1983 года, имеет свои традиции и особенности.
Центром особого внимания и заботы коллектива всегда была судьба наших воспитанников. В соответствии с муниципальным заданием с 2015 года предельная наполняемость сократилась с 60 детей до 40. Но это незначительно повлияло на решение проблемы их семейного устройства. Эта проблема связана в первую очередь с изменениями качественных характеристик детского контингента – теми же тенденциями, что и по стране – значительным увеличением числа детей сложной категории. Проблема их семейного устройства требует огромных усилий и поиска новых путей, кроме того, возрастает опасность возвратов таких сложных детей из замещающих семей.
Наш опыт показывает, что грамотное принятие управленческих решений, продуманная кадровая политика, создание необходимых условий для работы специалистов и развития коррекционно-реабилитационной среды для воспитанников, оптимальное использование ресурсов центров помощи детям позволяет решать поставленные задачи.
За последние 5 лет в семьи устроено 113 воспитанников. При этом имеет место положительная динамика устройства в семьи детей сложной категории: 88% – дети с ОВЗ, 36% – дети-подростки, 50% – сиблинги.
Достижению таких результатов способствовал не только накопленный опыт, но и освоение новых видов деятельности, нормативно закрепленных п. 51 Постановления Правительства № 481. В их числе:
 организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить или принять под опеку ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей;
 организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить или принять под опеку ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;
 участие в подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
 подготовка детей к усыновлению и передаче под опеку (попечительство);
 оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
В качестве управленческих решений был проведен сопоставительный анализ прежних и новых целей, задач и требований к учреждению, подготовлен SWOT-анализ возможностей и рисков перехода на новые виды деятельности, составлен план действий.
Главная проблема любого управленца – это кадры, их уровень и профессионализм. Здесь нужен не разовый подход, а постоянное внимание. С этой целью нами создана и апробирована модель трёхуровневой системы подготовки кадров, главным звеном которой является поиск внутренних резервов через корпоративную учебу сотрудников. При этом используются интерактивные формы: семинары, тренинги, педагогические мастерские, интервизии. Эффективность такой учебы подтверждается вовлечением в активную инновационную деятельность большого числа специалистов Центра.
Одной из основных задач Центра стала организация деятельности по семейному устройству воспитанников. Была разработана новая модель Центра и организационная структура управления, в которую вошли новые структурные подразделения – Школа приемных родителей, отделение профилактики сиротства и отделение сопровождения замещающих семей. Мы выбрали путь не только локальных преобразований внутри учреждения, но и встраивания в инфраструктуру социальной помощи детям и семьям в масштабах района и города. Новая модель складывалась постепенно и развивается до сих пор. Ее основные элементы представлены на слайде. В качестве управленческих технологий выбран проектный метод управления. В Центре реализуется 3 инновационных проекта:
 проект по подготовке граждан к приему в семью ребенка «Вместе к новой семье!»;
 проект по сопровождению замещающих семей «Мы вместе!»;
 проект по внедрению технологии наставничества «Взрослеем вместе!».
Структурное подразделение «Школа приемных родителей», функционирующее с марта 2014 года, реализует проект «Вместе к новой семье!».
Цель проекта: Реализация переданных полномочий по подготовке граждан, проживающих на территории Челябинского городского округа, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, содействие устройству детей на воспитание в семью.
Направления проекта:
 Организация подготовки граждан в соответствии с программой, утвержденной Министерством социальных отношений Челябинской области.
 Разработка методического оснащения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
 Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители и подготовка заключения об их готовности и способности к приему детей на воспитание в семью.
 Консультирование граждан по вопросам, входящим в компетенцию специалистов отделения.
 Подготовка воспитанников МБУ Центр «Надежда» к проживанию в замещающих семьях.
 Проведение информационных кампаний в МБУ Центр «Надежда».
Специалистами Школы приемных родителей разработаны и проводятся занятия по программе специального модуля по подготовке лиц, желающих принять на воспитание детей старшего возраста, детей с ОВЗ, нескольких детей братьев и сестёр.
В помещении отделения размещен регулярно обновляемый стенд органов опеки и попечительства, что позволяет сделать информацию о детях, находящихся в региональном банке данных, ещё более доступной для граждан.
Специалистами отделения разработаны и проводятся занятия по подготовке детей к усыновлению и передаче под опеку, включая усиленную тренинговую работу с воспитанниками подросткового возраста в период подготовки к устройству их в семью.
Деятельность по организации проведения информационных кампаний в целях привлечения лиц, желающих принять в семью ребенка, является, по нашему опыту действенной и эффективной при соблюдении ряда условий: продуманная подготовка, уход от шаблонов, творческий подход к выбору форм проведения, их интерактивность и вариативность, и, главное, полезность для всех участников.
Практика проведения информационных кампаний в Центре расширяется и включает несколько направлений:
 подготовку материалов для СМИ и Интернет ресурсов;
 проведение специальных мероприятий для целевых аудиторий, в том числе Клуб приёмных родителей, встречи выпускников Школы приемных родителей, где освещается положительный опыт замещающих семей;
 участие Центра в специально организованных мероприятиях с демонстрацией образцов творчества воспитанников;
 проведение Дней открытых дверей.
За период реализации проекта «Вместе к новой семье!» специалистами отделения разработано и проведено 15 тематических мероприятий в рамках Дней открытых дверей. Участниками таких мероприятий за полтора года стали 164 кандидата в замещающие родители и кровных родственников. В результате этой работы 20 детей обрели семью, в т.ч. подростки – 45% (9 детей), сиблинги 45% (9 детей), воспитанники с ОВЗ – 80% (16 детей), 6 детей возвращены в кровные семьи.
Специалисты социально-педагогического отделения и отделения профилактики вносят свой вклад в решение проблемы семейного устройства воспитанников сложной категории:
 Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства.
 Проводится работа с родителями детей, находящихся в Центре, по вопросам изучения возможности восстановления в родительских правах, профилактики отказа от воспитания ребёнка (по детям, находящимся по заявлению законных представителей).
 Проводится работа с родственниками воспитанников: установление новых родственных связей, поддержание родственных связей, консультирование по вопросам семейного устройства, организация временного пребывания детей в семьях кровных родственников, передача детей под родственную опеку.
Отделением сопровождения замещающих семей с ноября 2016 года реализуется инновационный проект «Мы вместе!».
Цель проекта: Реализация модели комплексного сопровождения замещающих семей со сложной категорией детей на территории Челябинского городского округа.
Направления проекта:
 Комплексное сопровождение замещающих семей с подростками.
 Комплексное сопровождение замещающих семей с сиблингами.
 Комплексное сопровождение замещающих семей с детьми с опытом возврата.
 Комплексное сопровождение семей при родственной опеке.
 Консультирование граждан по вопросам, входящим в компетенцию специалистов отделения.
 Ресурсная поддержка замещающих родителей.
 Осуществление сетевого сопровождения замещающих семей.
Таким образом, решается проблема не только семейного устройства детей сложной категории, но и их дальнейшая поддержка при переходе и адаптации в новую семью.
Важной особенностью является взаимосвязь и преемственность деятельности Школы приемных родителей и отделения сопровождения замещающих семей, профессиональная поддержка специалистов на всех этапах процесса семейного устройства, что является эффективной профилактикой возвратов.
В ходе реализации проекта «Мы вместе!» специалистами отделения сопровождения освоены и применяются в работе инновационные технологии, эффективные приемы, формы и методы работы с детьми и взрослыми. Эффективность в работе с замещающими семьями со сложной категорией детей показало использование арт-терапевтических технологий (глинотерапия, песочная терапия, куклотерапия, ИЗО-терапия, работа с пластилином, и др.), технологии сенсорной интеграции, использование метафорических карт и психологических игр, технологии сетевых встреч. Накоплена интересная практика работы Клуба для опекунов и приемных родителей «7 дверей, 7 ключей, 7 дорог» и проведения ставшего традиционным праздника «День семьи».
Осознание того, что далеко не все воспитанники сложной категории могут быть переданы на воспитание в семью, повлияло на принятие управленческого решения по разработке проекта «Взрослеем вместе!», в основу которого легло внедрение технологии наставничества. Данный проект был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) в качестве гранта на его реализацию.
Цель проекта: организация поддержки сложной категории детей (подростков, детей с опытом возврата из замещающих семей) через подготовку наставников и внедрение модели профессионального психолого-педагогического сопровождения взаимодействия подростка и значимого для него взрослого-наставника в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наработанный опыт и практика проектной деятельности позволяет специалистам Центра реализовать переход на модель полного цикла семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включающую в себя:
 подготовку кандидатов в Школе приёмных родителей Центра;
 подготовку детей Центра к устройству в семью;
 подбор семьи для ребенка;
 сопровождение процесса знакомства и гостевого режима;
 сопровождение замещающей семьи.
Таким образом, создание необходимых управленческих условий, поиск подходов к оптимальному использованию ресурсов позволяет успешно решать такие сложные задачи как содействие семейному устройству воспитанников сложной категории

Манжулей Елизавета Ивановна,

заведующий отделением сопровождения замещающих семец

МБУ Центр «Надежда»

 

Проект «Мы вместе!». Эффективные практики комплексного сопровождения замещающих семей с детьми сложной категории (подростки, сиблинги, дети с опытом возврата, семьи при родственной опеке) в деятельности отделения сопровождения замещающих семей Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда»

г. Челябинск

 

Проект «Мы вместе!» реализуется в рамках деятельности отделения сопровождения замещающих семей Муниципального бюджетного учреждения города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» с ноября 2016 года.

Цель проекта: Реализация модели комплексного сопровождения замещающих семей со сложной категорией детей на территории Челябинского городского округа

Направления проекта:

  • комплексное сопровождение замещающих семей с подростками;
  • комплексное сопровождение замещающих семей с сиблингами;
  • комплексное сопровождение замещающих семей с детьми с опытом возврата;
  • комплексное сопровождение семей при родственной опеке.

Ресурсы проекта. В отделении сопровождения замещающих семей работает высокопрофессиональная команда специалистов: семейный психолог, два детских психолога, специалист по нейропсихологической диагностике, социальный педагог-методист, социальный педагог – сетевой куратор. Отделение занимает блок помещений с отдельным входом, включающим в себя рабочий кабинет специалистов, кабинет заведующего отделением, комнату для индивидуальных консультаций с членами замещающей семьи, комнату для индивидуальных занятий с приемными детьми, зал для проведения групповых занятий, санитарную комнату. Это позволяет проводить работу с несколькими семьями одновременно.

Методологической основой деятельности по комплексному сопровождению замещающих семей со сложной категорией детей являются труды таких авторов, как Ослон Вероники Нисоновны, Шульга Татьяны Ивановны, Семья Галины Владимировны. Это позволяет нашим специалистам не только говорить на одном профессиональном языке и в системе выстраивать деятельность по комплексному сопровождению замещающих семей, но и обеспечивать взаимосвязь работы всех структурных подразделений Центра.

Кабинеты оснащены методическим инструментарием, всем необходимым оборудованием и материалами для работы специалистов. Это кейсы методических материалов и рекомендаций, психологическая песочница и комплекты игрушек для индивидуальной работы, глина и необходимые инструменты для работы, 30 комплектов метафорических ассоциативных карт и психологических игр, мягкий модульный конструктор, наборы игрушек для игровой терапии, социализации, профориентации и многое другое.

Эффективные технологии работы с замещающими семьями. Ресурсная база способствует эффективной реализации проекта «Мы вместе!», поиску и освоению технологий коррекционной работы как с детьми, так и с приемными родителями. Накопленный опыт позволяет выделить наиболее успешные формы и методы работы. К ним относятся:

Глинотерапия, являясь методом арт-терапии, показала свою эффективность при работе с детьми разного возраста с психосоматическими симптомами, СДВГ, тревожностью, телесными зажимами, психологическими травмами. Способствует снижению агрессивности, снятию нервного напряжения, вызванного страхами и негативными эмоциями, активизирует тактильные и сенсорные ощущения, позволяет ребенку раскрыть свой внутренний мир.

Песочная терапия позволяет моделировать и прорабатывать травматичные ситуации прошлого опыта ребенка и работать над созданием безопасного отношения к миру и себе, укреплять внутрисемейные отношения через совместную проработку ребенок – родитель.

Арт-терапевтические рисуночные методики позволяют безопасно окунуться в мир переживаний ребенка, найти ресурс, укрепить его самооценку.

Метафорические ассоциативные карты показали свою эффективность в работе с детьми, которым трудно изобразить или проговорить свое состояние. Данный метод позволяет не только обозначить проблему, но и найти ресурс, чтобы с ней справиться.

Технология сетевых встреч позволяет исследовать и привлечь к помощи семье всех ресурсов ее социальной сети, включая родственников, друзей, специалистов дошкольной или школьной организации, специалистов дополнительного образования и т.д.

Эффективной технологией поддержки родительского ресурса является организация Клуба приемных родителей и Клуба опекунов. Авторская программа клубной деятельности «7 ключей. 7 дверей. 7 дорог» включает 7 направлений: «Забота о себе, эмоциональное выгорание», «Привязанность в жизни ребенка», «Мир эмоций», «Школа», «Ребенок: ожидания и реальность. Работа с мифами», «Сила Рода», «Безопасность». Заседания клубов проходят в интерактивной форме, когда приемные родители или опекуны являются активными участниками. Это позволяет присвоить не только новые родительские компетенции, но и поддержать ресурс замещающих родителей.

Традиционным стало проведение семейных праздников. В празднике участвуют замещающие семьи полным составом, выбираются активные формы взаимодействия, чтобы сплотить семью и укрепить внутрисемейные отношения, создать позитивное настроение. Завершается праздник традиционным чаепитием, обменом впечатлениями, фотосессией.

Результативность реализации проекта. По состоянию на 01.11.2018 на комплексном сопровождении находится 59 замещающих семей, в том числе семьи, принявшие на воспитание детей сложной категории – подростков, сиблингов, детей с опытом возврата, подростки при родственной опеке, детей-инвалидов. В замещающих семьях воспитываются 115 приемных детей, с которыми проводится коррекционно-реабилитационная работа специалистами отделения.

15 замещающих семей получают консультативную и иную помощь специалистов отделения без заключения договора на комплексное сопровождение.

Эффективность реализации проекта «Мы вместе!». К основным параметрам эффективности  реализации проекта относятся:

  • Поступательное увеличение охвата замещающих семей, включенных в систему комплексного сопровождения в ходе реализации проекта (от 4 семей в 2016 году до 59 семей в 2018 году).
  • Предотвращение возврата детей в организации из замещающих семей (в 5 замещающих семьях).
  • Положительная динамика изменения внутрисемейной ситуации, разрешение кризиса детско-родительских отношений.
  • Расширение спектра эффективных методов и форм работы с замещающими семьями с детьми сложной категории (семейные сессии, тренинги, клуб опекунов, клуб приемных родителей, сетевое сообщество, глинотерапия, песочная терапия, куклотерапия, игровая терапия).

Кокчиева Радмила Владимировна

директор МБУ Центр «Надежда»

 

Наставничество - дополнительный ресурс самореализации детей, оставшихся без попечения родителей

 

Проблема самореализации воспитанников организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной и требует новых подходов к ее решению. Это обусловлено как поставленными Правительством РФ задачами перед нашими организациями, так и качественными изменениями состава воспитанников, которые в основном относятся к сложной категории детей.

В настоящее время в Муниципальном бюджетном учреждении города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» находятся на воспитании 30 детей в возрасте от 3-х до 18 лет:

  • самое большое количество составляют дети с ОВЗ это 80% воспитанников, в том числе с психическими расстройствами и расстройствами поведения, врожденными аномалиями развития нервной системы.
  • более 60% воспитанников – дети подросткового возраста;
  • 40% от общего числа – сиблинги;
  • 22% – это дети с опытом возврата;
  • и самая сложная категория: 15% от общего количества воспитанников составляют дети, которые одновременно относятся к каждой из названных категорий – т.е. это подростки с ограниченными возможностями здоровья, с опытом возврата, имеющие братьев и сестер.

Эти дети имеют крайне низкие шансы возврата в кровную семью или устройства в новую замещающую семью, так как более 70% граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, традиционно ориентированы на детей младенческого, дошкольного или младшего школьного возраста. Представленная цифра – из аналитических данных нашего отделения «Школа приемных родителей», что коррелируется с данными по стране.

В качестве одного из решений вышеназванной проблемы стало освоение новой социальной технологии – технологии наставничества. Специалистами нашего учреждения был разработан новый проект по внедрению социальной технологии наставничества «Взрослеем вместе!», который был представлен в 2017 году на конкурсный отбор инновационных социальных проектов и получил грантовую поддержку. Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основу проекта составляет внедрение модели профессионального психолого-педагогического сопровождения взаимодействия подростка и значимого для него взрослого-наставника в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью проекта является оказание системной помощи сложной категории детей специально обученными, значимыми для них взрослыми. Одним из условий успешности достижения цели является диверсификация внешних связей. Нашими основными партнерами по реализации проекта выступают Комитет социальной политики города Челябинска, Отдел социального служения Челябинской епархии Русской Православной Церкви.

Данный проект решает и еще одну задачу – способствовать самореализации детей. Итальянский психолог-психотерапевт писал: «Чем ниже уровень самореализации, тем больше тревоги и тоски испытывает человек». У наших воспитанников это состояние усугубляется ограниченностью возможностей здоровья, социальной замкнутостью в условиях проживания в учреждении, травматическим опытом разрыва с кровной семьей, потерей веры в собственную значимость для себя и других людей.

Для таких детей наставник, подготовленный по специальной программе из числа добровольцев, может стать значимым взрослым, и оказать действенную помощь конкретному ребенку, позволит индивидуализировать и качественно улучшить процесс подготовки воспитанников учреждения к самостоятельной жизни, расширить их круг положительных социальных контактов и связей, развить коммуникативные навыки и уверенность в завтрашнем дне, помочь самореализоваться ребенку с ОВЗ.

Этапы реализации проекта представляют собой:

  • разработку и запуск системы отбора и подготовки наставников;
  • разработку и реализацию системы психологической подготовки воспитанников сложной категории;
  • освоение технологии формирования пар «подросток – наставник»;
  • осуществление профессиональной поддержки в триаде «подросток – наставник – куратор».

Действенную профессиональную помощь в подготовке специалистов Центра к работе по технологии наставничества предоставили специалисты Межрегиональной общественной организации «Старшие Братья Старшие сестры» (г. Москва), и инновационно-образовательного центра «Северная столица» (г. Санкт-Петербург).

Система подготовки наставников включает в себя:

  • привлечение добровольцев через развернутую информационную кампанию в ТРК города, СМИ, сети Интернет и т.д.);
  • их отбор в резерв наставников на основе положительного заключения результатов психологической диагностики;
  • последующее обучение по специально разработанной программе специалистами МБУ Центр «Надежда».

При отборе наставников учитывался их опыт общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ, готовность и способность помочь сложному ребенку в развитии его личностных и творческих способностей.

По состоянию на 01.09.2018 получено более 20 заявок от добровольцев. Обучено 8 наставников.

Система подготовки воспитанников к участию в проекте включает в себя:

  • проведение психологической диагностики;
  • тренинги и индивидуальную подготовительную работу с подростками.

На этом этапе работа велась с 25 воспитанниками сложной категории, в т.ч. с ОВЗ. По результатам диагностики был оценен уровень их готовности к участию в проекте, выявлены их индивидуальные особенности и потребности.

Сформировано 8 пар на основе совместимости и личностных характеристик подростка и наставника.

Процесс их взаимодействия осуществляется в соответствии с совместно разработанным индивидуальным планом работы пары. Сформированные пары принимают активное участие также в запланированных совместных мероприятиях.

Важной и сложной работой является профессиональное сопровождение пар психологом-куратором. Это дает возможность как наставнику, так и подростку найти взаимопонимание и отрефлексировать результаты встреч, скорректировать дальнейшую работу, а психологу-куратору – отслеживать состояние и развитие ребенка, степень удовлетворенности и полезности совместных встреч.

Общение пар выстраивается на регулярной и долгосрочной основе (раз в неделю, в течение минимум года). Наставник участвует в жизни ребенка, помогает справиться с трудностями, преодолеть проблемы в развитии, поведении, общении со сверстниками и т.д. В рамках встреч пары проводят интересные занятия: рисуют, вяжут, мастерят поделки, фотографируют, исходя из интересов, возможностей и потребностей подростка или просто разговаривают «по душам».

К концу 2018 года мы стремимся достичь следующих количественных показателей:

  • 20 подростков, подготовленных к участию в проекте;
  • 40 человек в резерве наставников;
  • 40 обученных наставников, участвующих в проекте;
  • 20 устойчивых пар «подросток – наставник».

К качественным показателям реализации проекта мы  относим:

  • индивидуальный подход к процессу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;
  • расширение круга положительных социальных контактов и связей воспитанников;
  • развитие коммуникативных навыков и уверенности воспитанников;
  • готовность подростков к самореализации и социализации.

Первый опыт реализации проекта уже дает свои положительные результаты и эффекты. Можно уверенно сделать вывод, что технология наставничества раскрывает новые возможности и является дополнительным ресурсом самореализации детей сложной категории, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья.

Новости Минпросвещения РФ