|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А З
«20» августа 2012 г.
|
Москва |
№ 623 |
|
|
|
||
Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении
такой подготовки на территории Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №
1, ст. 16; 1997, № 46, ст. 5243; 1998, № 26, ст. 3014; 2000, № 2, ст. 153;
2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 11; 2006, № 23, ст. 2378; № 52, ст. 5497;
2007, № 1, ст. 21; № 30,
ст. 3808; 2008, № 17, ст. 1756; № 27, ст. 3124; 2010, № 52, ст. 7001; 2011, №
19,
ст. 2715; № 49, ст. 7029, ст. 7041), подпунктом
7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления
контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 марта 2000 г.
№ 275 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 15, ст. 1590; 2002, № 15, ст. 1434; 2005, № 11,
ст. 950; 2006, № 16, ст. 1748; 2012, № 19, ст. 2416; № 21, ст. 2644), пунктами 15
и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать
опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей,
оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2572; 2010, № 31, ст.
4257; 2012, № 19, ст. 2416; № 21, ст. 2644), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить:
требования к содержанию программы подготовки лиц,
желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(приложение № 1);
форму свидетельства о прохождении подготовки лиц,
желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,
на территории Российской Федерации (приложение № 2).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 1681 «Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2011 г., регистрационный № 21495).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
Министр Д.В. Ливанов
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «20» августа 2012 г. № 623
ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
I. Общие положения
1. Настоящие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяют структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
2. Программа должна предусматривать изучение следующих разделов:
Раздел
1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий
проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального
собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов,
ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка
на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных
и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию
ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание,
цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов
в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания
помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему
на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы
устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных
сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и
семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей,
с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка,
ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления
кандидатов в приемные родители с обязанностями
по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие
обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей
и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования
кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае
проведения такого
обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым
дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для
детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления
ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства
в организации для детей,
оставшихся без попечения родителей, и
знакомства
с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2
«Представление о потребностях развития приемного ребенка
и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных
родителей», включающий в том числе:
изучение
потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное
развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные
отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение
социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение
со сверстниками и взрослыми, навыки
самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и
понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития
ребенка; понятия «умственная
отсталость»
и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем:
потребность
в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль
биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление
стереотипов мышления, связанных с восприятием их места
в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6
«Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий
в том числе изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными
родителями того,
как их собственный опыт влияет
на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем
«трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания
ребенка в доме и в обществе
в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи
с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения
родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
возрастные
закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в
проявлениях нормальной детской сексуальности
и сексуализированного поведения;
формирование
половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация
и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий в том числе изучение следующих тем:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации
к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами
в приемные родители документов для получения заключения о возможности
гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок
представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без
попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и
федеральным операторами государственного банка данных
о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом
решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд;
правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку
фамилии, имени, отчества, даты
и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для
детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого
на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов
на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем,
опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка
на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей,
воспитывающихся
в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта
Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка,
переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и
попечительства контроля
за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления
опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении,
использовании имущества несовершеннолетнего подопечного
и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) -личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие
приемной семьи с органами опеки
и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям
и семьям»,
включающий в том числе изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной
семьи с органами опеки и попечительства,
с организациями, оказывающими медико-социальную и
психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого
взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13 «Подведение
итогов освоения курса подготовки кандидатов
в приемные родители», включающий в том числе:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов
в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется
совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
3. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют
содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки
кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения
подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных
методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Общая трудоемкость
программы должна составлять не менее 30
и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов
практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Приложение № 2
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «20» августа 2012 г. № 623
Форма
Бланк органа опеки
и попечительства /организации, осуществляющей подготовку
граждан
С В И Д Е Т Е Л Ь С Т В О
о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации
от « ___ » __________20 ___ г. № ______
Настоящее свидетельство выдано ___________________________________________
________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в том, что он(а) с __ ____________ ____ г. по __ ___________ ____ г. прошел(ла) подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в ________________________________________________________________________
(полное наименование органа опеки и попечительства/организации,
_____________________________________________________________________________________
осуществляющей подготовку граждан)[1]
по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной _____________________________________________________________________________________
(наименование и реквизиты нормативного правого акта органа исполнительной власти
____________________________________________________________________________________.
субъекта Российской Федерации)
Руководитель органа опеки
и попечительства/организации______________________________________________
(подпись) (ФИО)
М.П.
[1] Указывается наименование организации, осуществляющей
подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством
Российской Федерации формах, в соответствии с Правилами осуществления отдельных
полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
граждан образовательными организациями, медицинскими организациями,
организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том
числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
18 мая 2009 г.
№ 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21,
ст. 2572; 2010, № 31, ст. 4257; 2012, № 19, ст. 2416; № 21,
ст. 2644), а также реквизиты решения органа опеки и попечительства о
передаче организации полномочий.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»